Когда же соберется КСУ? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (417) » Когда же соберется КСУ?

Когда же соберется КСУ?

Еще со времен Шарля Монтескье всем известен принцип демократической организации власти в государстве путем ее разделения на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную — независимые друг от друга. Механизм, с помощью которого эти три независимые ветви власти должны осуществлять единую власть — государственную, называется просто и понятен каждому девятикласснику (хоть раз читавшему учебник по правоведению): «система сдержек и противовесов». Девятикласснику понятно, а законодателям — не очень. Вот и позволяют они себе нарушать законы, «пересмат­ривать» решения, принятые представителями двух других ветвей, и даже нарушать права граждан. Обо всем — по порядку.

Общеизвестно, что судьи Конституционного Суда Украины (КСУ) должны быть приведены к присяге на торжественном заседании Верховного Совета Украины в течение месяца со дня избрания (парламентом или Съездом судей) или назначения (Президентом Украины) — так гласит статья 17 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» (Закон). Напомним, — в этот раз, скорее всего, для Верховного Совета: 5 судей КСУ (Ярослава Мачужак, Анатолий Дидковский, Иван Домбровский, Вячеслав Джунь, Василий Брынцев) были избраны на VII Съезде судей 3 ноября с.г.; еще трое (Владимир Кампо, Дмитрий Лилак и Виктор Шишкин) — назначены Президентом Украины 14 нояб­ря с.г.; а Андрей Стрижак был избран судьей КСУ еще VI Съездом судей в декабре 2004 года. Тем не менее никто из них присягу еще не принял.

Есть и еще одно нарушение закона со стороны Верховного Совета. Согласно Закону, двое судей КСУ должны были быть избраны им в 2004-м и 2003Но за подобное промедление ответственности в законодательстве не предусмотрено.

Что касается упомянутого выше Андрея Стрижака, то случай с его назначением можно назвать в некотором смысле показательным. Парламент попросту отказался привести г-на Стрижака к присяге, и теперь, спустя год, он не может выполнять функции судьи КСУ. Возникает вопрос: почему Верховный Совет позволяет себе не исполнять закон и препятствовать реализации права Президента и Съезда судей назначать на паритетных началах судей КСУ? Сложившаяся ситуация – ничто иное, как вмешательство законодательной власти в работу судебной. Самое интересное — это не пресекается.

Нельзя не упомянуть о нарушении прав граждан. 9 граждан Украины в то или иное время были избраны (назначены) судьями КСУ. Следовательно, если бы они приняли присягу, то могли бы воспользоваться всеми правами и льготами, предусмотренными для судей КСУ действующим законодательством. Оттягивая приведение к присяге, при этом нарушая все допустимые законом сроки, парламент не только блокирует работу КСУ — единственного органа конституционной юрисдикции, но тем самым заставляет избранных (назначенных) судей КСУ находиться в состоянии неопределенности. Думается, что вызванные в связи с этим тревоги и переживания указанных граждан — основа для судебного иска о возмещении морального вреда.

К чести парламента, за период с 18 октября с.г. он все же принял постановление о порядке принятия присяги судьей КСУ, содержательная часть которого, впрочем, почти идентична нормам, приведенным в Законе. Кроме этого, парламентский Комитет по вопросам правовой политики внес на рассмотрение Верховного Совета три (вместо четырех необходимых) кандидатуры для избрания их на должности судей КСУ: Марии Маркуш, Олега Литвака и Ивана Вернидубова.

Реальной причиной такого «промедления» представляется нежелание допустить возможность пересмотра конституционной реформы. Но такое стремление вовсе не оправдывает нарушение закона. К тому же соответствующее представление в КСУ не зарегистрировано, но если бы оно и существовало — КСУ рассмотреть его не успеет, и, наконец, никому не запрещено внести представление и после вступления в силу изменений в Конституцию Украины. Следовательно, то, чем занимается парламент, — борьба с ветряными мельницами, которая не позволяет гражданам Украины и субъектам конституционного представления воспользоваться своим правом на обращение в КСУ.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Модельные законы по охране труда

Адвокатура

Откровенно не о «реприватизации»

Три проекта — хорошо, а единый — лучше

Государственная практика

Что может помощник прокурора?

Деловая практика

Деловая практика

Законодательная практика

Фондовый рынок заработает

Комментарии и аналитика

За все в жизни платим. И за землю тоже

Неделя права

Эксперимент в системе финансирования судов

Качество Указа не влияет на его результат

Стать судьей будет сложнее?

Изменена структура ГПУ

Кому быть детективом?

Реестр событий

Награда нашла своих судей!

Когда же соберется КСУ?

Выборы в парламентe

Судебные решения

Не в каждом споре могут быть нарушены интересы государства

Нельзя выйти за рамки лицензии путем внесения в нее изменений

Рационального затягивания рассмотрения дела не бывает

Тема номера

Проект УПК: назад в будущее?

Частная практика

«Эффект бабочки»

Юридический форум

Что сдерживает инвестиции?

Судиться лучше в арбитраже!

Как построить коттедж?

Конституционная реформа глазами экспертов

Юрисконсульт

Работа юриста — творческая

Новации для административных споров

«Неизвестные» должностные лица

Інші новини

PRAVO.UA