Еще со времен Шарля Монтескье всем известен принцип демократической организации власти в государстве путем ее разделения на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную — независимые друг от друга. Механизм, с помощью которого эти три независимые ветви власти должны осуществлять единую власть — государственную, называется просто и понятен каждому девятикласснику (хоть раз читавшему учебник по правоведению): «система сдержек и противовесов». Девятикласснику понятно, а законодателям — не очень. Вот и позволяют они себе нарушать законы, «пересматривать» решения, принятые представителями двух других ветвей, и даже нарушать права граждан. Обо всем — по порядку.
Общеизвестно, что судьи Конституционного Суда Украины (КСУ) должны быть приведены к присяге на торжественном заседании Верховного Совета Украины в течение месяца со дня избрания (парламентом или Съездом судей) или назначения (Президентом Украины) — так гласит статья 17 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» (Закон). Напомним, — в этот раз, скорее всего, для Верховного Совета: 5 судей КСУ (Ярослава Мачужак, Анатолий Дидковский, Иван Домбровский, Вячеслав Джунь, Василий Брынцев) были избраны на VII Съезде судей 3 ноября с.г.; еще трое (Владимир Кампо, Дмитрий Лилак и Виктор Шишкин) — назначены Президентом Украины 14 ноября с.г.; а Андрей Стрижак был избран судьей КСУ еще VI Съездом судей в декабре 2004 года. Тем не менее никто из них присягу еще не принял.
Есть и еще одно нарушение закона со стороны Верховного Совета. Согласно Закону, двое судей КСУ должны были быть избраны им в 2004-м и 2003Но за подобное промедление ответственности в законодательстве не предусмотрено.
Что касается упомянутого выше Андрея Стрижака, то случай с его назначением можно назвать в некотором смысле показательным. Парламент попросту отказался привести г-на Стрижака к присяге, и теперь, спустя год, он не может выполнять функции судьи КСУ. Возникает вопрос: почему Верховный Совет позволяет себе не исполнять закон и препятствовать реализации права Президента и Съезда судей назначать на паритетных началах судей КСУ? Сложившаяся ситуация – ничто иное, как вмешательство законодательной власти в работу судебной. Самое интересное — это не пресекается.
Нельзя не упомянуть о нарушении прав граждан. 9 граждан Украины в то или иное время были избраны (назначены) судьями КСУ. Следовательно, если бы они приняли присягу, то могли бы воспользоваться всеми правами и льготами, предусмотренными для судей КСУ действующим законодательством. Оттягивая приведение к присяге, при этом нарушая все допустимые законом сроки, парламент не только блокирует работу КСУ — единственного органа конституционной юрисдикции, но тем самым заставляет избранных (назначенных) судей КСУ находиться в состоянии неопределенности. Думается, что вызванные в связи с этим тревоги и переживания указанных граждан — основа для судебного иска о возмещении морального вреда.
К чести парламента, за период с 18 октября с.г. он все же принял постановление о порядке принятия присяги судьей КСУ, содержательная часть которого, впрочем, почти идентична нормам, приведенным в Законе. Кроме этого, парламентский Комитет по вопросам правовой политики внес на рассмотрение Верховного Совета три (вместо четырех необходимых) кандидатуры для избрания их на должности судей КСУ: Марии Маркуш, Олега Литвака и Ивана Вернидубова.
Реальной причиной такого «промедления» представляется нежелание допустить возможность пересмотра конституционной реформы. Но такое стремление вовсе не оправдывает нарушение закона. К тому же соответствующее представление в КСУ не зарегистрировано, но если бы оно и существовало — КСУ рассмотреть его не успеет, и, наконец, никому не запрещено внести представление и после вступления в силу изменений в Конституцию Украины. Следовательно, то, чем занимается парламент, — борьба с ветряными мельницами, которая не позволяет гражданам Украины и субъектам конституционного представления воспользоваться своим правом на обращение в КСУ.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…