Когда в фаст-фуде ем, бываю глух и нем — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (395) » Когда в фаст-фуде ем, бываю глух и нем

Когда в фаст-фуде ем, бываю глух и нем

Конституция Украины определила права потребителей как одни из важнейших прав, защита которых находится под контролем государства, в частности судебной системы. Потребители имеют право защищать свои права в любой удобной и приемлемой законодательством форме, включая создание специальных общественных организаций.

Общественность Украины 12 мая этого года отмечала десятилетие принятия Закона Украины «О защите прав потребителей», призванного максимально способствовать защите прав потребителей и их реализации.

Однако, несмотря на достаточно широкий массив законодательства и более чем десятилетнюю практику использования специального законодательства, права потребителей, как ни прискорбно, нарушаются, как говорится, на каждом шагу. Причем нарушения никогда не следует рассматривать как мелочные и незначительные, поскольку при их совокупной оценке и применении к определенным правоотношениям масштабы получаются немаленькие.

Возьмем хоты бы сеть распространенных и всем известных ресторанов быстрого питания «Макдональдс». Предлагаю каждому убедиться в правоте изложенного и самим определить, насколько существенно нарушаются права потребителей. Рассмотрим всего лишь одну ситуацию (поверьте, в том же «Макдональдсе» объем нарушений более чем достаточен).

В меню «Макдональдса» имеется такое широко разрекламированное блюдо, как Чикен МакНагетс, то есть, по идее, обжаренные кусочки куриного филе. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, и потому воздержусь от оценки вкусовых качеств блюда, однако, хочу привлечь ваше внимание к способу комплектации данного продукта.

Блюдо имеет два порционных наполнения: по 6 и по 9 кусочков филе.

Согласно меню (в частности, указанному в публичной рекламе, размещенной на открытом месте в помещении ресторана, прямо над кассой), к порции в 6 кусков подается 1 порция соуса, к порции в 9 кус­ков подается 2 порции соуса (правда, возможен выбор из трех соусов в различных комбинациях). Но самое интересное (а с точки зрения законодательства о защите прав потребителей — незаконное) то, что потребитель не имеет права отказаться от соуса. То есть берешь 9 кусков Чикен МакНагетс — обязательно выбирай два соуса по 1,5 грн на общую сумму 3 грн.

Отказ не принимается, без покупки соусов основное блюдо просто не продадут, все идет в комплекте и оценивается отдельно. Иногда менеджеры, пытаясь усыпить бдительность особо привередливых покупателей, заявляют, что соусы прилагаются бесплатно, однако кассовый чек показывает, что это далеко не так.

Абзац 3 пункта 2 статьи 19 Закона Украины «О защите прав потребителей» запрещает навязывать потребителю товары и продукты ненужного ассортимента, а в данном случае имеет место как раз такое навязывание.

Ну не хочу я брать соусы, не ем я их, язва у меня, мне достаточно основного блюда, да и денег на соусы может просто не оказаться, так что же — оставаться голодным? А брать соусы, оплатив их, и потом выбрасывать, даже не попробовав, согласитесь, негоже…

Единственный положительный момент при посещении «Макдональдса» — элементы ностальгии и резко нахлынувшие воспоминания молодости, когда на закате Советского Союза тоже было принято «впаривать» потребителю неликвид вместе с товарами, пользующимися спросом, в виде продуктовых наборов и пр.

Учитывая масштабы продаж «Макдональдса», размеры такого «мелкого», с позволения сказать, мошенничества огромны.

Скажем прямо, в «Макдональдс» миллионеры не ходят, а вынуждать пенсионера или студента бесцельно тратить 3 гривны при покупке порции МакНагетса в качестве апробации менеджерских задумок и творческих исканий сотрудников ресторана — несколько, как мне кажется, аморально.

Ладно, можно понять, если товар имеет определенную целостность и невозможно разделение по составляющим с определением цены. Например, глупо разделять тот же МакБургер по составляющим и описывать в чеке отдельно стоимость булки, котлеты, наполнителей и прочего — товар (блюдо), понятно, неделим. Однако в данном случае соус подается отдельно и с основным блюдом никак не связан, да и чек свидетельствует о том же — блюдо отдельно, соусы отдельно… Зачем смешивать, как говорится в популярной поговорке, мухи и котлеты?

Неужели нет иных способов продвижения товара? Да 9 из 10 потребителей сами попросят злополучный соус, особенно если его предложить красиво и ненавязчиво.

Кстати, по описанному случаю навязывания потребителям ненужного продукта сейчас проводятся соответствующие действия по восстановлению справедливости органами защиты прав потребителей и правоохранительными органами. Насколько будет успешной такая деятельность, надеюсь сообщить в ближайшее время, да и уверен, что каждый посетитель «Макдональдса» сам сможет убедиться в эффективности деятельности государства по защите прав потребителей.

Если все же вернуться к рассмотрению ассортимента «Макдональдса», а именно все тому же злополучному МакНагетсу, то и здесь увидим нарушение прав потребителей, так как чистым куриным филе, как описано в рекламе, там и не пахнет. Кусочки являются смесью куриного фарша и соевой составляющей. Согласитесь, что в данном случае присутствует достаточно серьезное нарушение прав потребителей в виде укрывательства от потребителей информации о товаре и составляющих.

Усматривается также нарушение прав потребителей и в способе приготовления и подачи напитков не только «Макдональд­сом», но и другими организациями фаст-фуд. Например, при подаче охладительных напитков с технологическим содержанием углекислоты (кола) по не совсем понятной причине в емкость добавляют кубики льда. Возникает несколько вопросов.

Во-первых, в прейскурантах четко указан вид напитка без указания наличия льда. Это далеко не просто придирки, это две разные вещи — напиток и замороженная вода.

Потребитель может запросто простудиться (что не редкость в жаркую погоду). Можно ненароком проглотить кусочек льда, что может привести к определенному расстройству желудка как малопредвиденному результату посещения заведения. И вполне вероятна возможность попадания льда в дыхательные пути, что является прямым путем к удушью.

Особенно опасны такие эксперименты в отношении маленьких детей, которые не в состоянии самостоятельно предвидеть опасность и возможные последствия экспериментов. Родители просто могут не успеть проникнуться творческими маркетинговыми исканиями менеджеров фаст-фудов…

Кто будет отвечать за это?

Да и относительно вкусовых качеств предлагаемого продукта вопрос остается открытым. Основной напиток, по сути, разводится водой, что влияет на вкусовые и питательные качества напитка.

Достаточно искушенные потребители на вкус определяют чистый и разведенный продукт, однако только единицы пытаются протестовать, большинство предпочитает не связываться и вкушать, что дают…

В данном случае налицо обыкновенный обвес. Например, стакан предполагает наличие 0,5 л напитка. Больше просто не влезет. Однако 0,1 л вместимости приходится на составляющую в виде льда, остальное — напиток (кола). А что в ценнике и прейскуранте? Правильно — 0,5 л колы, за которую потребитель платит в полном объеме, получая взамен 0,4 л напитка, разбавленного водой с опасностью поперхнуться или слечь с ангиной…

Быть участником и жертвой обдираловки и бредовых экспериментов как-то не хочется…

Да и закон нарушать никому не позволено…

Это далеко не единственные нарушения прав потребителей как на Украине в целом, так и в сети ресторанов «Макдональдс» в частности. Надеемся, что компетентные органы примут надлежащие меры в отношении указанных нарушений.

Со своей стороны заверю, что и в дальнейшем наша организация будет регулярно предоставлять на суд читателей отдельные выявленные нами нарушения прав потребителей, способствуя восстановлению правопорядка и повышению качественного уровня обслуживания граждан.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Новый начальник, старая тактика?

Законодательная практика

По страницам истории…

Комментарии и аналитика

Согласованное — значит, антиконкурентное?

Расчетный документ или ценная бумага?

Неделя права

Советуясь, подводим итоги!

О детенизации, итогах и реформе...

Сколько платит адвокат РФ?

Новости коллегии АМКУ

Без плана не обойтись

Реестр событий

По-новому, но не лучше...

Клонирование дел по НЗФ

Церковь отмечает заслуги государственных деятелей

Судебные решения

Или потребитель, или предприниматель

Кто везет, тот и возмещает

Тема номера

Свобода слова или издержки профессии?

Трибуна

Уголовно-«необлагаемая» дискуссия

Частная практика

SOS: юристы-«вредители»

Юридический форум

Третейские судьи подвели итоги

Благодаря действиям АЮУ юристам возвращена упрощенная система налогообложения

Повторение старого приема

Юрисконсульт

Когда в фаст-фуде ем, бываю глух и нем

«Это тебе не мелочь по карманам тырить...»

«Инвалидные» выплаты обязательны

Цессия и процессуальное правопреемство

Хлеба и зрелищ! И не только по ТВ

Не роскошь, а права потребителя

Інші новини

PRAVO.UA