Код работы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (967) » Код работы

Код работы

Чуть больше года прошло с момента начала приема жалоб от бизнеса Офисом бизнес­омбудсмена.

Напомним, что данный институт создавался для облегчения ведения предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций во исполнение Меморандума о взаимопонимании относительно поддержки украинской антикоррупционной инициативы, подписанного 12 мая 2014 года Кабинетом Министров Украины, Европейским банком реконструкции и развития, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Американской торговой палатой на Украине, Европейской Бизнес Ассоциацией, Федерацией работодателей Украины, Торгово­промышленной палатой Украины и Украинским союзом промышленников и предпринимателей.

Спустя полгода правительство издало распоряжение о создании Совета бизнес­омбудсмена, и 10 декабря 2014 года на должность бизнес­омбудсмена был назначен Альгирдас Шемета.

Фактическим же стартом работы новой институции считается дата начала принятия жалоб от бизнеса — 20 мая 2015 года.

Отметим, что сегодня на рассмотрении парламента находится правительственный законопроект «Об Учреждении биз­нес­омбудсмена». Его цель — введение на законодательном уровне института бизнес­омбудсмена в качестве посредника, независимого третьего лица, способствующего субъектам предпринимательства в защите их права на свободу предпринимательской деятельности и других прав, связанных с осуществлением такой деятельности. Отметим, что данный документ 31 мая с. г. был принят в первом чтении.

Проектом акта определяются правовые основы создания и организации деятельности Учреждения бизнес­омбудсмена, направления деятельности, а также принципы взаимоотношений с государством, государственными органами, органами местного самоуправления, субъектами хозяйствования, находящимися в сфере их управления, а также с субъектами предпринимательства.

В соответствии с законопроектом данный институт — это негосударственная некоммерческая организация, которая имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, может заключать договоры, открывать счета в банках, иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Примечательно, что бизнес­омбудсмен или его заместители пользуются правом неприкосновенности на все время исполнения своих полномочий. Бизнес­ом­будс­мен или его заместитель не могут быть привлечены к уголовной ответственности, к ним не могут применяться меры административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, они не могут быть задержаны, арестованы, в отношении них не может проводиться в какой­либо форме обыск или досмотр без согласия Верховного Совета Украины, которое предоставляется после рассмотрения соответствующего представления, инициируемого Генеральным прокурором Украины.

Законопроектом также предлагается внести изменения в ряд нормативных актов. В частности, статью 2123 «Нарушение права на информацию и права на обращение» Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) предусматривается дополнить новой частью 8, устанавливающей административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, на запрос Учреждения бизнес­омбудсмена. За совершение этого правонарушения предлагается предусмотреть наказание в виде наложения штрафа на должностных лиц от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан. К слову, в заключении Главного научно­экспертного управления отмечается, что размер штрафа за смежные административные правонарушения, предусмотренные статьей 2123 КоАП, значительно меньше, чем за правонарушения, перечисленные в этой норме.

Кроме того, эксперты обращают внимание на распоряжение Кабинета Министров Украины от 26 ноября 2014 года, которым утверждено Положение о постоянно действующем консультативно­совещательном органе — Совете бизнес­омбудсмена. «Следует обратить внимание на то, что по своей сути проект во многом повторяет Положение о Совете бизнес­омбудсмена. Кроме того, логичнее принимать закон о бизнес­омбудсмене, а не о его учреждении» — отмечается в заключении.

Еще до принятия распоряжения и соответственно до начала работы нового института предполагалось, что такое нововведение позволит повысить эффективность борьбы с коррупцией, создаст условия для улучшения осуществления предпринимательской деятельности путем мониторинга выполнения органами исполнительной власти плана мероприятий по противодействию нарушениям прав предпринимателей.

Год работы Офиса бизнес­омбудсмена на Украине позади, и уже можно говорить о результатах его работы, о том, оправдались ли ожидания бизнеса,  насколько эффективной стала новая платформа для защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

К слову, результаты работы, дальнейшие задачи и перспективы работы института озвучил Альгирдас Шемета на втором бизнес­форуме «Белые начинают и выигрывают», где обсуждались вопросы реальности международных инвестиций в малый и средний бизнес в качестве значимого шага к деолигархизации экономики Украины.

В частности, уполномоченный по защите прав предпринимателей отметил, что наибольшее количество жалоб бизнеса на действия или бездействие государственных органов исходило как раз от малого и среднего бизнеса — 80 %, а 20 % составили жалобы, поступившие от крупного бизнеса (всего было подано более 900 жалоб).

При этом открыто порядка 500 расследований, из них 400 закрыты результативно для представителей предпринимательской деятельности. Если же перевести результативность в денежный эквивалент, то прямой финансовый эффект для бизнеса составил порядка 3,5 млрд грн, притом что в организации работает 15 человек.

Стоит отметить, что были озвучены и статистические данные в части выполнения рекомендаций бизнес­омбудсмена государственными органами, относительно чего поступает наибольшее количество жалоб. Так, за год работы государственные органы выполнили 67 % предоставленных рекомендаций. Уполномоченный отметил, что это довольно хорошее выполнение рекомендаций по разным вопросам. К примеру, Государственная фискальная служба Украины, на которую приходится около 45 % всех жалоб, выполнила 72 % предоставленных ей рекомендаций. Показатель выполнения рекомендаций Министерством юстиции, занимающим второе место по количеству выданных рекомендаций, составил 76 %. Самый низкий процент выполнения рекомендаций бизнес­омбудсмена продемонстрировали органы прокуратуры Украины — 18 %.

Сегодня существенно уменьшилось количество жалоб, связанных с регистрационными действиями. В первую очередь это связано с запуском реформы регистрационной службы, которая начала свою деятельность с начала текущего года.

Практически решен и вопрос, касающийся жалоб на возмещение НДС. Но вместе с тем у государства все еще остается большая задолженность, несмотря на существенное улучшение ситуации.

Возвращаясь к анализу деятельности Государственной фискальной службы Украины, отметим, что в первом квартале этого года чуть ли не 2/3 всех жалоб по­прежнему связаны с действиями этого органа.

Но неэффективная система администрирования налогов — не самая основная проблема. По словам уполномоченного, первоначальная задача законодателей — внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Украины.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются предприниматели сегодня, — это отношения бизнеса и силовых структур. Речь идет об открытии уголовных производств в отношении бизнеса. Напомним, что в парламенте зарегистрированы проекты законов, направленные на улучшение данной ситуации. В частности, эксперты говорят о необходимости введения нормы, предусматривающей запрет открытия уголовного производства до согласования налогового обязательства.

Таким образом, для улучшения бизнес­климата в первую очередь следует решить две основные проблемы: администрирование налогов и использование уголовно­правовых механизмов против бизнеса. В противном случае ожидать прихода иностранных инвесторов достаточно сложно.

Следует отметить, что речь идет только о бизнесе, который ведет свою деятельность честно и открыто или который готов выйти из тени. По мнению экспертов, с помощью института бизнес­омбудсмена бизнес сможет защитить свои права и интересы, не вступая в коррупционные схемы.

Резюмируя вышесказанное, отметим: новая структура показала эффективность своей деятельности, и для укрепления ее позиций необходимо принятие соответствующего нормативного акта, предусматривающего статус, структуру, права и обязанности данного института.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Отдавать себе отсчет

Встречный риск

Государство и юристы

Заведомо сложный вызов

Золотая ОРДа

Код работы

Спаси и охрани

Документы и аналитика

ВТО, если не мы

Получить определение

Такой непостоянный суд

Повысить обжалование

Новости юридических фирм

Частная практика

Специалисты Interlegal сопровождали признание и исполнение решения МКАС при ТПП Украины в Турции

МЮФ DLA Piper консультирует по вопросам создания фонда энергоэффективности на Украине

Sayenko Kharenko — юридический советник одной из крупнейших международных сетей продуктовых гипермаркетов

Отрасли практики

Продуктовый напор

Позиция нравов

Жить дружинно

Репортаж

Фон помощи

Одесский говор

Самое важное

Власть имущих

Время ВСПять

Судебная практика

Поверительные отношения

Судебная практика

Судебные решения

Прекращение договора не всегда свидетельствует о прекращении начисления инфляционных потерь и 3 % годовых

Судебная практика

Гарантированное право

Судебная практика

Судебные решения

О защите права на выплату стипендии до окончания учебы

Судебная практика

Выезд ограничен

Определенная юрисдикция

Предел границ

Тема номера

Продвинуть тренд

Выжать срок

Демонстративное проведение

Приватности судьбы

Частная практика

Знак различия

Испытательный прок

Інші новини

PRAVO.UA