Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Книжная палка

Решение ВС о выдаче паспорта гражданина Украины в виде книжки может оказаться палкой о двух концах

Людей нумеруют давно и повсюду. Начиная с номерка на марлевой бирке в родзале, списке в детском саду или школе. Серия и номер есть у любого документа лица, проживающего в Украине: свидетельства о рождении, паспорта, пенсионного удостоверения, ученического или студенческого билета, удостоверения водителя, рабочего пропуска… Вершиной «нумерации» населения считается индивидуальный налоговый номер (ИНН), или, как его принято называть, «идентификационный код». По сути, именно этот код в свое время мог позволить унифицировать базы всех государственных органов и стать основой для всеобщего реестра населения государства. Хотя справка о присвоении ИНН выдается каждый раз, когда меняются паспортные документы лица, сам код уникален и стабилен.

Почему база ИНН не стала универсальным реестром — вопрос скорее философский. Вкратце история такова, что убеждения некоей религиозной общины не позволяют получать ИНН, и чтобы не затронуть тонкие грани человеческой души, на налоговом учете таким гражданам позволено состоять по серии и номеру паспорта.

Второй шанс получить наконец-то единую базу граждан у Украины был с введением в оборот пластиковых паспортных документов, на которых есть чип, содержащий как персональные данные владельца ID-карточки, так и некоторые биометрические данные человека. Пока это только отпечатки пальцев, но в перспективе может быть даже ДНК-код. Введение такого документа, который бы во многом заменил кучу других бумажек (если можно вписать ДНК-код, то почему бы не указать информацию о разрешениях, например, на право на занятие адвокатской деятельностью, и ограничениях, в частности, на занятие должностей в государственном управлении на определенный период), для многих обывателей представлялось вполне приемлемым. Хотя пока система находится на стадии запуска, с маленькой ID-карточкой полагается носить лист формата А4, где указана информация о зарегистрированном месте проживания лица, но эту проблему решали, и на проект ID-карточек делали большие ставки, так что выдачу национальных паспортов граждан Украины в форме привычной синей книжечки прекратили. Прекратили и производство этих книжечек.

Повернуть шестеренки полиграфов государственного предприятия должно недавнее постановление Верховного Суда (ВС), принятое Большой Палатой (БП) как судом апелляционной инстанции по образцовому делу № 806/3265/17 по иску гр-ки Б. к Коростенскому районному отделу Управления Государственной миграционной службы Украины в Житомирской области (ГМС) о признании противоправным отказа в выдаче ей паспорта гражданина Украины в форме книжечки согласно Положению о паспорте гражданина Украины, утвержденному постановлением Верховной Рады Украины от 26 июня 1992 года (Положение). Также истица просила обязать ответчика выдать ей паспорт в форме книжечки без присвоения уникального номера записи и использования средств Единого государственного демографического реестра и осуществлять ее паспортный учет в соответствии с Положением: исключительно по фамилии, имени, отчеству, году рождения и месту регистрации. Однако это не значит, что остановится работа по формированию единого демографического реестра. По крайней мере у государства остаются инструменты, чтобы исправить ситуацию.

Так, в постановлении от 19 сентября 2018 года идет речь о частичном удовлетворении исковых требований гр-ки Б., а именно — в части признания противоправным отказа в выдаче паспорта в форме книжечки, согласно Положению, и обязательстве оформить и выдать паспорт гражданина Украины истице в требуемом ею формате. В удовлетворении других исковых требований отказано. Решение является окончательным, обжалованию не подлежит и, что немало важно, обязательно к применению судами в подобных спорах, поскольку принято в рамках рассмотрения образцового дела.

Свое решение БП ВС обосновала следующим. Истица и жалобщики помимо ссылки на неправомерное вмешательство в их частную жизнь в связи с принуждением их к обработке их персональных данных для оформления ID-карточки, указывали на то, что Положение о выдаче паспорта в форме книжечки остается действующим актом. БП ВС считает, что, устанавливая те или иные правила, государство должно беспокоиться о потребностях людей и воздерживаться от правил, которые могут быть восприняты отдельными группами общества негативно. Кроме того, согласно статье 22 Основного Закона нельзя отменять или сужать содержание и объем существующих прав и свобод.

БП ВС полагает, что в настоящем случае нет никакой угрозы национальной безопасности, экономическому благосостоянию или правам человека, а потому сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия является вмешательством государства в его личную и семейную жизнь. При этом суд считает, что такое вмешательство не должно быть безосновательным, а потому так оценивает законодательные нормы в этой сфере.

В соответствии со статьей 14 Закона Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или специальный статус лица» (Закон), форма каждого документа, к которому относится и паспорт гражданина Украины, определяется этим Законом. Документы в зависимости от информации и ее объема изготовляются в форме книжечки или карточки. Паспорт гражданина Украины является документом, удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство Украины. В случае отсутствия паспорта лицо не имеет подтверждения гражданства Украины, что влечет ограничение реализации лицом его прав.

Частью 3 статьи 13 Закона предусмотрено наличие в паспорте бесконтактного электронного носителя.

В то же время, согласно Положению, бланки паспортов изготовляются в форме книжечки, а сроки введения паспортной карточки устанавливаются Кабинетом Министров Украины по мере создания государственной автоматизированной системы учета населения. Постановлением КМУ «Об утверждении образца бланка, технического описания и Порядка оформления, выдачи, обмена, пересылки, изъятия, возвращения государству, признания недействительным и уничтожения паспорта гражданина Украины» от 25 марта 2015 года № 302 (Постановление) утверждены образцы и описи бланков паспорта с бесконтактным электронным носителем и без него, а также порядок оформления. И определено, что с использованием Единого демографического реестра с 1 ноября 2016 года оформляются паспорта с бесконтактным электронным носителем и прекращается оформление паспортов в форме книжечки. При этом, как следует из Постановления, на цифровой носитель записываются биометрические данные, параметры лица (оцифрованное изображение лица человека, оцифрованная подпись лица, оцифрованные отпечатки пальцев рук) исключительно с согласия лица.

Истица считает, что имеет место вмешательство в ее жизнь, поскольку она не предоставляла своего согласия на такую обработку персональных данных. БП ВС сочла эти доводы обоснованными, поскольку в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных» в законодательных актах должна быть четко сформулирована цель обработки персональных данных, но в Законе и в связанном законодательстве не урегулирован вопрос последствий отказа от предоставления согласия на обработку персональных данных лица в цифровом формате.

В целом БП ВС пришла к выводу, что нормы Закона, в отличие от Положения, которое тоже является действующим актом, не только сужают, но и фактически отменяют право гражданина на получение паспорта в виде паспортной книжечки без бесконтактного электронного носителя персональных данных, содержащего кодирование его фамилии, имени и отчества, и оставляют только право на получение паспорта гражданина Украины с бесконтактным электронным носителем, что является безусловным нарушением требований статьи 22 Конституции Украины, запрещающей при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы сужение содержания и объема существующих прав и свобод, не соответствует требованиям качества закона (то есть вмешательство не было «установлено законом») и не было «необходимым в демократическом обществе» в том смысле, что оно было непропорциональным целям, которые должны быть достигнуты без возложения на лицо чрезмерного бремени. Указанное допускает произвольное вмешательство в право на частную жизнь в контексте невозможности реализации права на собственное имя, что является нарушением статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.

Также БП ВС пришла к выводу, что лишение лица возможности получения паспорта в традиционной форме — в виде книжечки и необходимость получения паспорта в виде ID-карты (что может причинить ущерб частной жизни, как опасаются представители отдельной общественной группы) составляют вмешательство государства, не являющееся необходимым в демократическом обществе и непропорциональное целям, которые должны быть достигнуты без возложения на лицо такого личного чрезмерного бремени.

Дополнительно БП ВС отметила, что законодателем при принятии Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус, направленных на либерализацию Европейским Союзом визового режима для Украины» и внесении изменений в Закон не были соблюдены требования, по которым такие изменения должны быть понятными и выполняемыми, не иметь двойного толкования, не сужать права граждан способом, не предусмотренным Конституцией Украины, и не допускать дискриминации по зависимости от времени возникновения правоотношений с получением паспорта гражданина Украины.

На момент обращения гр-ки Б. в суд с иском к ответчику действовали два нормативных акта: Положение и Постановление, согласно которым лица, ранее получившие паспорт, не обязаны обращаться за его обменом, при достижении соответствующего возраста органы ГМС проводят вклеивание фотографии, тогда как при изменении фамилии или других персональных данных лица обязаны получать новый паспорт в форме ID-карты, имеющий ограничительный срок продолжительностью десять лет. В такой паспорт вносится больше персональных данных, к тому же он имеет уникальный номер записи в реестре. При этом в законе не указано, с какой целью установлены такие ограничения и почему они необходимы в демократическом обществе. Поскольку действия отдела ГМС, рассматриваемые как действия государства в целом, нарушают основополагающие права граждан, они признаются противоправными.

Из этого решения следует, что государству полезно изменить законодательство, сделать его четким и понятным, отменить противоречащие друг другу акты, то есть навести порядок в законодательной базе, привести аргументы в пользу сбора оцифрованных персональных данных граждан и тогда уже создавать Единый государственный демографический реестр. А пока обязано исполнять иногда весьма странные законодательные нормы, действующие сегодня.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Акцент

Суды второй дистанции

Государство и юристы

Финансовый плен

Документы и аналитика

Реструктуризировать толк

Книжная полка

Недопустимая операция

Конспект

Выяснение соотношений

Отрасли практики

Освобождение заложников

Раскрыть поступление

Загнать в угол

Спор из избы

Рабочий график

Карта событий

Резонанс

Защита прав интеллектуальной собственности: новый план таможенных действий ЕС

В Чехии нотариусами смогут стать юристы из любой страны Европейского Союза

Активы под угрозой

Самое важное

Бюджетная линия

Невидимый интерес

Четвертая часть

Образовательный курс

Судебная практика

Неокончание исполнительного производства после начала процедуры ликвидации должника является нарушением такой процедуры

Книжная палка

Не повод для тождества

В одном лице

Факторинг или цессия

Меры обеспечения должны быть приняты лишь в пределах исковых требований и быть соразмерными с ними

Суды защитили права ребенка на надлежащее материальное обеспечение

Большая Палата оставила в силе решение ВСЮ об увольнении судьи за нарушение присяги

Кратковременное взыскание в отношении заключенного не является бесчеловечным

Лишение БФ имущества ввиду неразберихи с госсобственностью после распада СССР привело к нарушению права собственности

Тема номера

Женщин и мужчин уравняли в правах на прохождение военной службы

В парламент поданы два законопроекта о местных выборах

Механизм комплектации АРМА за счет откомандированных кадров усовершенствуют

Военторг

Защитное устройство

Французский акцент

Торговые мерки

Частная практика

ЮФ Aequo выступила советником ЕБРР по вопросам предоставления обеспеченного кредита для группы компаний «Астарта»

ЮФ Asters консультирует VR Capital Group относительно приобретения доли в проекте солнечной электростанции

Верховный Суд оставил без изменений оправдательный приговор в отношении клиента ЮК EQUITY

ЮФ AVELLUM представила интересы гражданина Великобритании в споре о возвращении незаконно удерживаемого матерью ребенка в Англию

Первый посол

Миф, труд, май

«KPMG в Украине» расширила команду партнеров

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: