Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №13 (796) » Клиентский потоп

Клиентский потоп

Как юрфирмы решают споры с клиентами в судах

Принято считать, что одним из ключевых аспектов взаимоотношений юристов и их клиентов является доверительность. Что, впрочем, не исключает возникновения различных конфликтных ситуаций и взаимных обвинений в ненадлежащем исполнении обязательств, особенно если в договорах об оказании правовой помощи вопросы ответственности описаны самым общим образом. Клиенты чаще всего обвиняют юристов в некомпетентности, ненадлежащем уровне предоставленной консультации, что якобы привело к возникновению убытков. Для юридической фирмы основной повод для споров с клиентом — несвоевременная оплата последним полученных услуг. И далеко не всегда спор разрешается путем переговоров. Относительно редко, но подобные споры становятся предметом судебного разбирательства, вызывая закономерный интерес со стороны юридического сообщества. Ведь в силу специфики юррынка в случае любого судебного разбирательства с клиентом юрфирма подвергается репутационным рискам, независимо от того, какое решение примет суд.

Но количество именно судебных разбирательств юрфирм с клиентами неуклонно растет. Для юристов вполне приемлемо судиться с нерадивым клиентом. И сдерживающий фактор — не вопросы профессиональной этики, а уверенность в качестве своих услуг (дабы не получить встречный иск) и оценка издержек. В любом случае судиться с клиентами — действие, предпринимаемое тогда, когда все другие методы воздействия исчерпаны, и подобные решения принимаются в индивидуальном порядке, исходя из суммы долга, длительности отношений с клиентом и реальных шансов получить причитающееся.

Мы поинтересовались у украинских юристов, как следует решать конфликтные вопросы с клиентом и как следует себя вести, если дело все же дошло до суда.

«Способ переговоров, безусловно, является самым конструктивным и безболезненным для разрешения недоразумений с клиентами. При правильном подходе данный способ позволяет сохранить хорошие отношения с клиентами и продолжить конструктивное сотрудничество», — уверен Алексей Иванов, управляющий партнер АК «Коннов и Созановский».

В адвокатском объединении AVER LEX придерживаются идеологии межличностного сотрудничества win-win (выигрыш-­выигрыш). Это касается как отношений в команде, так и отношений с клиентами. Win-win означает, что любое межличностное взаимодействие должно приносить обоюдный выигрыш. Все сделки должны быть взаимовыгодными.

«Возникшие недоразумения решаются в результате личного общения. В первую очередь — во время встречи клиента с партнером, который курирует проект, а также, если степень сложности ситуации высок, — с руководящим партнером. Если есть проблема, ее нужно решать. Во время переговоров важно выяснить сложившуюся ситуацию, предмет спора, выслушать мнение клиента, почему произошел конфликт, а также услышать пожелания клиента. Самое главное умение — услышать клиента и иметь смелость признать ошибку, если такая была. В результате переговоров важно предложить оптимальное решение для обеих сторон. Мы в объединении толкуем win-win как стратегию новых возможностей. Уверены, что в любой безвыходной ситуации кроется новая возможность», — объясняет Ольга Просянюк, руководящий партнер АО AVER LEX.

При этом юристы достаточно прагматично оценивают вероятность судебного разбирательства с клиентом по собственной инициативе, подчеркивая, что подобная ситуация несколько выходит за рамки традиционных отношений «адвокат-клиент» и их регулирования правилами адвокатской этики. «Если есть серьезный повод для подачи судебного иска по поводу, например, неоплаты услуг юридической компании, то этика не должна становиться поперек этого решения. Предоставление юридических услуг — такой же сервис, как и иной другой, и должен оплачиваться согласно достигнутым договоренностям между клиентом и юридической компанией. Отношения между фирмой и клиентом должны быть урегулированы договором, предусматривающим все существенные условия взаимоотношений клиента и юриста», — подчеркивает Алексей Иванов.

В случае же инициирования клиентом судебной процедуры в отношении юридического советника г-жа Просянюк советует, независимо от степени вероятности удовлетворения исковых требований клиента, в первую очередь осуществить процедуры медиации с целью урегулирования спора мирным путем, что приведет к прекращению судебного производства.

«Если медиация не приводит к желаемому результату, необходимо предпринять ряд действий правового характера, направленных на защиту интересов юридического советника: выработать правовую позицию, собрать доказательно-обвинительную базу своей правоты и т.д.», — говорит Ольга Просянюк. А Алексей Иванов добавляет, что если способ переговоров оказался неэффективным, необходимо вступать в судебный процесс и доказывать свою правоту. При этом он обращает внимание на необходимость надлежащего документального оформления взаимоотношений с клиентом, «которое предусматривало бы все существенные условия сотрудничества, минимизируя тем самым недоразумения и разночтения между клиентом и юридической компанией». И, добавим, в случае судебного разбирательства выступило бы в качестве доказательной базы, позволившей фирме выйти из конфликта с минимальными репутационными потерями.

Примеры из практики

Как уже упоминалось, основная категория дел, ответчиками в которых выступают юридические фирмы, касается качества и услуг и последствий (убытков) для клиента по причине неправильной консультации. В практике британских и американских судов сформировалось несколько правовых позиций относительно допустимых границ ответственности юристов.

К примеру, по делу Heywood v. Wellers (1976 год) суд указал, что если юрист недолжным образом провел судебный процесс и клиент не получил результата, по общему принципу юрист не может требовать оплаты его юридических услуг.

По делу Daniel Gross v. M. Jodi Rell (2011 год) в США суд продекларировал, что юристы, представляющие пожилых людей, должны уважать их пожелания и инструкции, а не действовать по собственному усмотрению, как это они рассматривают в интересах клиента. Юристы, которые действуют от имени пожилых людей самостоятельно, не имеют полного иммунитета, и на них может быть наложена ответственность за их действия.

Достаточно интересной представляется позиция суда по делу нью-йоркской юридической фирмы Kaye Scholer. Она представляла клиента при проверке госорганом бухгалтерских и финансовых документов компании. И хотя компания находилась в плохих финансовых условиях, юридическая фирма доказывала, что с компанией все нормально, а ее финансовое положение хорошее. После нескольких месяцев разбирательства государственный орган прекратил деятельность компании и обратился в суд к юридической фирме на основании того, что юристы давали консультации компании, не основываясь на реальных фактах, предоставляли недостоверную информацию государственным органам о состоянии компании. В итоге Kaye Scholer согласилась выплатить отступные государственным органам.

Недавно вопрос ответственности юристов рассматривался и в Англии (дело Haugesund Kommune v. Depfa ACS Bank). Поводом для обращения в суд стала консультация юрфирмы, предоставленная банку, из которой следовало, что SWAP-контракты разрешены по законодательству Норвегии. Руководствуясь этим, банк заключил SWAP-контракты на общую сумму 400 млн норвежских крон с двумя муниципалитетами Норвегии. На самом деле по норвежскому законодательству муниципалитет ограничен в праве получать кредит и поэтому сделки SWAP признаются недействительными. Соответственно муниципалитеты отказались платить, и банк понес убытки. Видя в этом вину юридической фирмы, банк подал иск с требованием возместить убытки. Согласно решению суда, банку было отказано в удовлетворении иска, при этом суд разъяснил, что юридическая фирма несет ответственность за ненадлежащую консультацию, если будет доказано, что ущерб, понесенный клиентом, был непосредственно причинен ненадлежащей консультацией. В противном случае юридическая фирма освобождается от ответственности, так как ущерб, косвенно причиненный консультацией клиента, не может служить основанием для иска.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Судебная практика

Безответственное размещение

Акцент

Облагаемый остров

Государство и юристы

Новости законодательства

Наказание за вторжение в личную жизнь могут смягчить

Предложен законопроект о медицинском страховании

Властям могут запретить учреждать газеты

Государство и юристы

Обсуждению подлежит

Документы и аналитика

Возвращение нерезиденту

Виртуальное в реальность

КСУ: итоги года

Конституционный зуд

Языку дали волю

Показательная арифметика

Неделя права

Синхронное планирование

Футбол в проекте

Фронт для работы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Полезная цензура

Отмена неприкосновенности

Новости из зала суда

Судебная практика

Ассоциация ДАМУ не доказала нарушения авторских прав

ЧАО «Алеф-Виналь» защитил товарный знак «Тамянка»

Новости юридических фирм

Частная практика

«Авеллум Партнерс» консультирует в связи со слиянием Russ Outdoor и российского рекламного бизнеса группы JCDecaux

В Киеве начала работу ЮФ Vox Legum

ЮФ «Салком» успешно защитила интересы VELTI

Рекордное количество практик ЮФ Sayenko Kharenko отмечены Chambers Global-2013

Всеволод Волков присоединился к трансакционной команде МЮФ Integrites

МЮФ Salans выступает советником группы «Прогноз» в отношении конвертируемого кредита от ЕБРР

Отрасли практики

Представительские подходы

Несвобода выбора

Суд да дело

Тяжелый срок

Рабочий график

Нотариальное самоуправление

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Самое важное

ВСЮ ищет себе место

Гендерное повышение

Совет сориентировался

Пока кворум не ушел

ГНС прошлась по земле

Судебная практика

Что вам стоит дом построить

Дурьная слава

Бесчеловечное обращение

Тема номера

Снежный ком штрафов

В отцы — годится

Поручительная история

Вышли в сеть

Частная практика

Один для всех

Клиентский потоп

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: