Классификация процедур санации преследует не только теоретические, но и практические цели, которые заключаются в усовершенствовании правотворческой и правоприменительной деятельности.
К сожалению, ни отечественная, ни зарубежная наука не уделяют должного внимания вопросу классификации процедур санации и аналогичных ей процедур.
В порядке исключения может быть названа попытка некоторых украинских исследователей проблем банкротства исходя из национального правового регулирования разработать такую классификацию по способам возобновления платежеспособности должника.
Однако очевидно, что одного критерия для классификации санации недостаточно. В основу разделения процедур санации на виды могут быть положены различные классификационные признаки. По критерию специфики правового положения или специфики деятельности должника процедуры санации подразделяются на общие и специальные.
Такое деление процедур санации вызвано тем, что Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» 1992 года (далее по тексту — Закон Украины 1992 года), в отличие от его первой редакции, проводит дифференциацию механизма судебной процедуры санации отдельных категорий должников, учитывая, как это принято в законодательстве зарубежных стран, специфику отдельных категорий должников (градообразующих предприятий, особо опасных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, страховщиков и других, которые названы в Разделе VI Закона Украины 1992 года), и предусматривает особенности применения к ним процедур банкротства, и процедур санации в частности.
По критерию порядка вхождения в судебные процедуры санации последние могут быть разделены на добровольные и принудительные процедуры. Это деление связано с определением вида стороны, которая инициирует производство по делу о банкротстве. Кредиторы, согласно нормам национального и зарубежного законодательства о банкротстве, наделены правом инициировать недобровольные по отношению к должнику процедуры банкротства, в том числе и процедуру санации. В частях 1 и 6 статьи 7 Закона Украины 1992 года и в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) зарубежных стран предусмотрено право должника инициировать также добровольные процедуры банкротства.
По критерию формализации порядка осуществления процедур санации их можно классифицировать на судебные и досудебные. Законом Украины 1992 года предусмотрена как судебная, так и досудебная санация. Досудебная санация, в соответствии с положениями этого Закона, направлена на предотвращение возбуждения производства по делу о банкротстве и осуществляется, как правило, на основании специального законодательства, а в зарубежных странах регулируется нормами гражданского или торгового права. Судебная процедура санации и аналогичные ей процедуры, согласно законодательству зарубежных стран, осуществляются в ходе судебного процесса банкротства в соответствии с нормами законодательства о несостоятельности (банкротстве).
По критерию мер, которые применяются для возобновления платежеспособности должника, процедуры санации можно разделить на процедуры, содержанием которых являются преимущественно (или исключительно) следующие меры: правовые (сделки о продаже имущества, части имущества должника, исполнение обязательств должника его собственником, перевод долга на третьих лиц и др.); организационные (смена руководства, формы собственности, организационно-правовой формы должника и др.); производственно-технические (перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств должника и др.).
По критерию длительности сроков осуществления судебные процедуры санации можно разделить на: а) процедуры, которые осуществляются в рамках общего срока (часть 1 статьи 17 Закона Украины 1992 года); б) процедуры, которые осуществляются в рамках специальных сроков (например, при проведении процедуры санации градообразующего предприятия (часть 6 статьи 42 этого Закона), особо опасного предприятия (часть 6 статьи 43 этого Закона), сельскохозяйственного предприятия (части 6 и 7 статьи 44 этого Закона).
К сожалению, украинское законодательство не содержит норм о проведении ускоренной судебной процедуры санации. Такая возможность была впервые предусмотрена французским законодательством. Ускоренная процедура восстановления предприятия (аналог судебной процедуры санации) применяется к предприятиям, которые имеют менее 50 служащих и определенный законом объем годового оборота. Эти процедуры просты, быстры и довольно дешевы.
В Российской Федерации, согласно Распоряжению Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, с 1998 года были введены ускоренные процедуры банкротства, в том числе и аналог судебной процедуры санации — процедура внешнего управления. С целью повышения эффективности применения судебных процедур банкротства и процедур санации в частности, считаем целесообразным воспользоваться вышеприведенным зарубежным опытом и ввести на Украине ускоренную судебную процедуру санации малых и средних предприятий.
Процедуры санации можно классифицировать и по другим критериям. Например, по критерию объема полномочий должника в этих процедурах: при осуществлении судебной процедуры санации на общих основаниях управляющим санацией и руководителем должника, в соответствии со статьей 53 Закона Украины 1992 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…