16 августа с.г. состоялась пресс-конференция министра юстиции Украины Романа Зварича, на которой он поведал журналистам о работе, проделанной за время его пребывания на должности.
В частности, обсуждался вопрос о реформировании Государственной исполнительной службы (ГИС). Так, в связи с принятием 23 июня с.г. в первом чтении и в целом Закона Украины «О внесении изменений в Законы Украины «О государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве» органы исполнительной службы на местах выводятся из подчинения местным управлениям юстиции, и создается отдельный правительственный орган при Министерстве юстиции — Департамент государственной исполнительной службы. Это, по мнению министра, не только ускорит работу исполнителей, но и позволит их уберечь от давления со стороны местных органов исполнительной власти и местного самоуправления, поскольку ранее начальник местной исполнительной службы назначался на должность по согласованию с начальником местного управления юстиции. А кандидатура последнего в свою очередь согласовывалась с председателем местной госадминистрации. Таким образом, проведенная реформа должна будет устранить этот рычаг давления на исполнителей.
Руководить же Департаментом ГИС будет директор, подчиняющийся напрямую министру юстиции. Напомним, что недавно КМУ на эту должность назначил Александра Кузя. Такая схема позволит совершать оперативное управление и контроль за работой каждого отдельного исполнителя. Для приведения указанного механизма в действие необходимо создание Единого реестра исполнительного производства, в который будут вноситься данные об исполненных судебных решениях и решениях, находящихся в производстве каждого исполнителя. Такой Реестр должен быть электронным и «замыкаться» на компьютере министра. Чтобы его сформировать, следует обеспечить каждого исполнителя компьютером. Г-н Зварич пообещал сделать это до конца
II квартала 2006 года.
В числе наиболее важных моментов в реформировании ГИС Роман Зварич назвал борьбу с коррупцией и установление четко определенного статуса государственного исполнителя. Это связано с тем, что сегодня даже за оскорбление инспектора Рыбнадзора предусмотрена административная ответственность, в то время как исполнителя можно не только оскорблять, но и применять к нему физическую силу, когда им исполняется судебное решение. Ответственность за такие действия — гражданско-правовая, и то если исполнитель обратится с иском в суд. Во избежание таких ситуаций г-н Зварич собирается уже осенью через КМУ инициировать рассмотрение законопроекта, регулирующего эти вопросы, а также предусматривающего установление за невыполнение законных требований исполнителя уголовной ответственности.
Еще одной важной темой, затронутой в ходе пресс-конференции, стали реприватизационные процессы на Украине. При этом Роман Зварич предпочел называть эти процессы «возвращением предприятий в государственную собственность» и «повторной приватизацией». Главная задача государства в такой ситуации — обеспечить защиту прав инвесторов, то есть вернуть им деньги, уже вложенные в предприятия. При этом г-н Зварич сделал ударение на том, что позиция государства по этому вопросу тверда. Были допущены грубые нарушения законодательства при первичной приватизации. При этом повторная продажа пакета акций будет проводиться только на основании решений суда, а сам пакет не будет делиться на части. Также министр подтвердил прочность позиции КМУ относительно Никопольского завода ферросплавов, дело о законности приватизации 50 % + 1 акция которого 10 августа с.г. начало слушаться в Высшем хозяйственном суде Украины. Кроме того что акции были проданы в 30-дневный срок вместо 75-дневного, также условия конкурса явно противоречили законодательству. Так, в частности, ими было предусмотрено, что поскольку приватизируется контрольный пакет акций, то право его приобретения имеют только юридические лица. Действительно, такая норма предусмотрена в законодательстве, но при продаже этот пакет был разделен на два по 25%. А физлиц к приватизации не допустили. Также юрлицо, пожелавшее приобрести акции НЗФ, должно было доказать, что более 3-х лет занимается выпуском аналогичной продукции. Хотя определения тому, что является таковой, в правовом понимании не приводится. Основываясь на этом, Роман Зварич выразил уверенность в том, что решение суда относительно приватизации НЗФ будет принято в пользу КМУ.
В ходе встречи министр также говорил о необходимости в кратчайшие сроки принятия закона о парламентской оппозиции, в котором следует определить права депутатов из партий, входящих в ее состав, на занятие отдельных должностей в парламентских комитетах и во время заседаний. И в случае если внесенный Романом Зваричем — народным депутатом законопроект не понравится парламенту, он согласен создать рабочую группу из представителей всех парламентских фракций и групп для разработки нового проекта, компромиссного для всех политических сил. В силу проведения конституционной реформы и перехода к парламентской республике законодательное урегулирование прав оппозиции является очень важным.
Также были затронуты вопросы о правах Минюста на осуществление регистрации прав собственности на землю. Так, ныне Минюст занимается регистрацией прав собственности на недвижимость и ведет реестр объектов ипотеки, но сделать этот реестр полноценным не представляется возможным, поскольку права на землю регистрирует Госкомзем. В то же время Минюст не может вовремя получить информацию о принадлежности земельного участка, чтобы зарегистрировать право на недвижимость, поскольку она не систематизирована надлежащим образом. Однако Минюст знает, как навести в этом реестре порядок.
Примечательно, что министр отказался отвечать на вопрос о том, когда, наконец, попадет в суд «дело Гонгадзе», расследование по которому Генпрокуратура уже завершила. Свой отказ он мотивировал тем, что Минюст не несет ответственности за деятельность Генпрокуратуры. Вот если бы Генеральная прокуратура Украины входила в состав Министерства юстиции…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…