С 28 апреля по 2 мая Международная ассоциация по торговым маркам (INTA) провела самое масштабное из своих мероприятий — 129-ю ежегодную конференцию. На этот раз экспертов по интеллектуальной собственности принял самый большой в Соединенных Штатах экспоцентр «Мак-Кормик Плейс», расположенный в г. Чикаго (США). Как сообщили организаторы журналистам «Юридической практики», количество делегатов превзошло все ожидания и, по предварительным подсчетам, составило около 9000 представителей из более чем 140 стран мира. Но даже среди такого наплыва делегатов можно было встретить хорошо знакомые лица отечественных специалистов из таких компаний, как АК «Коннов и Созановский», «Федорова и Партнеры», «Слободянюк и Партнеры», «Дубинский и Ошарова», «Грищенко и Партнеры» и другие.
Формула глобального успеха
Совершенно очевидно, что нарушения прав на торговую марку происходят после ее раскрутки. Как же это делается на практике и какую роль при этом играет вошедшее в обиход понятие «бренд», попытался объяснить исполнительный директор известной во всем мире корпорации «Макдональдз» Джим Скиннер. Говоря с позиции топ-менеджера и систематизируя очередность бизнес-процессов, он отметил, что определению стоимости такого актива, как торговая марка, должно предшествовать создание сильного бренда. «Торговые марки — это правовой охраноспособный инструмент по защите бренда», — отметил г-н Скиннер, ко мнению которого вряд ли можно не прислушаться, ведь возглавляемая им транснациональная компания владеет более чем 11 000 торговых марок в 199 странах мира.
Подделка — особая форма воровства
Контрафактная продукция, или, попросту говоря, подделка, — головная боль компаний во всем мире, независимо от товара, который они производят, будь то продукция класса люкс или товары ежедневного потребления.
Такая резонансная проблема не могла остаться без внимания на конференции INTA по нескольким причинам. Во-первых, борьба с контрафактной продукцией стала одним из основных направлений деятельности нынешнего президента ассоциации Ди Энн Уэндон-Уилсон. Во-вторых, данная тема часто затрагивалась участниками конференции во время сессий, круглых столов и просто неформального общения с коллегами и клиентами. И, в-третьих, опрошенные делегаты признались, что выставка подделок была одним из наиболее интересных стендов в экспозиционном зале.
Контрафактная продукция не только отбирает часть прибыли у истинного владельца торговой марки, но и меняет отношение к ней потребителя вследствие несоблюдения стандартов качества и обслуживания со стороны так называемых «пиратов». Соответственно настоящий владелец торговой марки вынужден заниматься как разработкой новых и более прогрессивных уровней защиты, так и совместно с правительствами своих стран развивать и внедрять адекватные схемы по недопущению «пиратов» на рынок. Приведем конкретные примеры. В Европейском Союзе вот уже на протяжении нескольких лет общесоюзные горизонтальные инициативы пронизаны усилением защиты прав интеллектуальной собственности, идет процесс гармонизации данной сферы внутри ЕС, результатом чего должно стать установление не только материальной, но и уголовной ответственности за нарушение прав на торговою марку. При этом европейцы традиционно сохраняют «стекхолдерский» подход в своей политике: уже принято решение о формировании так называемых совместных следственных комиссий, когда представители собственников прав интеллектуальной собственности могут принимать участие в расследовании вместе с уполномоченными органами.
Схема аргентинского противодействия подделкам проста и незамысловата. С апреля в стране введен реестр прав интеллектуальной собственности, и владельцы торговых марок регистрируют их в учреждении таможни. Как только фиксируется экспорт или импорт товаров под данной торговой маркой, владелец прав интеллектуальной собственности получает уведомление от таможенной службы.
Нетрадиционные торговые марки
Звуки, цвета, запахи… Чего только не придумают стратеги по продвижению брендов, чтобы завоевать предпочтения потребителей. Но следует отметить, что полет человеческой фантазии в данном направлении, которое специалисты в области интеллектуальной собственности объединяют под общим определением «нетрадиционные торговые марки», бросает серьезный вызов усовершенствованию и гармонизации правового регулирования регистрации и защиты.
Благодаря возрастающему интересу как со стороны бренд-менеджеров, так и со стороны юристов, специализирующихся в области интеллектуальной собственности, сессия, посвященная данной теме, вызвала действительно неподдельный интерес у делегатов. На ней органично переплелись международный анализ, практические примеры, экспертные заключения, а главное — оживленная дискуссия среди специалистов. Любопытно, что регулирование в области нетрадиционных торговых марок в странах Европы и в США более либеральное, чем в странах Азии. Например, в Сингапуре и Австралии, в отличие от Кореи и Японии, разрешена регистрация цвета как торговой марки.
По всей видимости, неспециалист будет долго проигрывать в уме известные ролики, выбирать и сомневаться, пытаясь найти пример звуковой нетрадиционной торговой марки. Один из докладчиков указанной сессии проиграл всем известную звуковую заставку, которая демонстрируется перед показом кинолент телекомпании «Метро Голден Майер», когда одновременно звучит мелодия и рычание льва. Ведь на реальном примере гораздо проще разобраться, в чем отличительная особенность, уникальность такого рода нетрадиционной торговой марки.
Знаменитость — объект незаконного обогащения
Все чаще и чаще известные люди становятся жертвами смекалистых предпринимателей. Ведь если назвать неприметный товар именем кумира миллионов, он привлечет внимание без какой-либо рекламы или выгодной цены. В подобные ситуации попадали украинская певица Таисия Повалий и российская балерина Майя Плисецкая. Как оказалось, китайские знаменитости не стали исключением.
Курьезные случаи самовольного использования имени баскетболиста производителями пива и стальных труб, а также имени известной китайской актрисы производителями приборов для ликвидации насекомых и мышей, полностью отвечают нарушениям, относящимся к разряду использования имени известных людей в качестве торговой марки, когда при этом возникает ассоциация с так называемыми «нежелательными» товарами.
Спекуляции онлайн
Бурное развитие всемирной паутины открыло кардинально новые возможности для наращивания прибыли путем развития электронной коммерции, онлайн-обслуживания и интернет-рекламы, но при этом поставило на повестку дня разработку качественно новой защиты от нарушителей прав на торговую марку в Интернете, которых принято называть киберскваттерами. Причем, если раньше бизнес киберскваттеров сводился преимущественно к перепродаже популярных доменных имен истинным владельцам прав, то в последнее время масштабы бизнеса киберскваттеров значительно увеличились. Теперь они действуют по принципу портфельного инвестора: изначально приобретают целую серию доменных имен.
Проводим параллели
На отдельных сессиях, посвященных региональным проблемам защиты прав интеллектуальной собственности, были озвучены те проблемы, с которыми сталкиваются юристы и их клиенты — собственники торговых марок на других континентах. Так, например, украинская проблема невыполнения законов по защите прав интеллектуальной собственности — одна из самых важных проблем для латиноамериканских и африканских государств.
Более того, контрафактная продукция среди таких товаров, как программное обеспечение, музыкальные произведения на лазерных носителях, пиратские кинофильмы, одежда и аксессуары, считается приемлемым явлением.
А ведь ситуация на Украине, как в первом, так и во втором случае, едва ли не такая же…
Изъяны системы
Стремительное развитие китайской экономики заставляет собственников известных торговых марок не только бороться за удержание своих позиций среди потребителей, но и выходить на огромный многообещающий рынок азиатского гиганта. И хотя предварительные прогнозы могут сулить стремительный успех, в Китае существует ряд тонкостей, о которых лучше знать заранее.
На проколы в организации защиты торговых марок в этой стране указывает чересчур длительная процедура квалификационной экспертизы товарного знака. Таким образом, истинные собственники торговой марки могут оказаться заложниками системы. В такую ловушку попала датская обувная компания Ecco, которая не имела возможности опротестовать нарушение прав на торговую марку, пока Бюро по торговым маркам Китая проводило квалификационную экспертизу.
Очевидно, такого рода сложности требуют альтернативных вариантов решения проблемы. К примеру, делегаты предложили следующие: увеличение количества экспертов, отмена промежуточной экспертизы, установление временных ограничений, когда на вынесение решения относительно использования торговой марки дается один год или 18 месяцев, по истечении которых можно обращаться в суд.
До встречи в Берлине!
Как и любая ассоциация, INTA тоже имеет свою стратегию развития. По-видимому, в дальнейшем она будет расширять свое влияние географически, привлекая в свои ряды все больше европейских членов. Подтверждение этому — открытие в октябре минувшего года европейского офиса в Брюсселе, а также решение провести следующую 130-ю ежегодную конференцию в Берлине.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…