5 апреля с.г. Верховный Совет Украины принял в целом Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», который вступит в силу только 25 декабря (спустя 6 месяцев после официального опубликования, кроме статьи 5 указанного Закона, которая вступает в силу с 1 января 2008 года). О его положениях «Юридическая практика» детально писала в материале «Стоять, контроль и надзор государства!» (№ 16 (486) от 17 апреля 2007 года). Недавно Кабинет Министров Украины во исполнение Переходных положений указанного Закона принял постановление «Об утверждении Порядка распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, природной окружающей среды относительно пожарной безопасности». Изначально оговоримся, что утвержденный Порядок вступит в силу только со вступлением в силу Закона, хотя в самом постановлении не указывается — полным или частичным. Положения Порядка предлагаем рассмотреть более детально.
Критерии
Очевидно, что основным, чему следует уделить внимание, являются те основания, по которым согласно Порядку все субъекты хозяйствования могут быть разделены на три группы. Итак, Порядок в качестве критериев установил:
— пороговую массу опасных веществ, категории и группы опасных веществ;
— категорию взрывопожарной и пожарной опасности дома и помещения;
— важность для национальной безопасности страны и обеспечения жизнедеятельности населения;
— количество людей, которые постоянно или временно могут находиться одновременно на объекте;
— этажность или высота зданий;
— расположение сооружений под землей;
— наличие культурных, исторических, духовных и информационных ценностей;
— уровень сложности ликвидации возможного пожара и его последствий;
— количественную меру пожарной опасности, которая учитывает вероятность наступления негативных социальных, экологических и материальных последствий в результате осуществления хозяйственной деятельности и возможный размер потерь от возникновения вероятного пожара.
Коротко поясним, что все эти критерии почти равноценны. Иными словами, степень риска будет одинаковой и для небольшого здания, основная часть которого находится под землей, но в нем работает мало людей, и для среднего невысокого здания с большой численностью персонала, если вид деятельности обоих субъектов хозяйствования совпадает.
На первый-третий рассчитайсь!
Как уже оговаривалось, Порядком предлагается разделить всех субъектов на три категории по степени риска: с высоким, средним и незначительным риском. В частности, к субъектам хозяйствования с высокой степенью приемлемого риска принадлежат субъекты, в сфере управления (собственности, владении, пользовании) которых находятся:
— потенциально опасные объекты и объекты повышенной опасности;
— промышленные и складские здания (сооружения), которые принадлежат к категориям «А» или «Б» по взрывопожароопасности независимо от площади, и промышленные и складские здания, которые принадлежат к категории «В» по пожарной опасности площадью 500 кв. м и более;
— предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства;
— объекты с массовым пребыванием людей, в частности, аэропорты, морские, речные, железнодорожные и автомобильные вокзалы республиканского и областного значения, станции метрополитена;
— высотные дома (с условной высотой свыше 47 метров);
— подземные сооружения разного назначения;
— достопримечательности архитектуры и истории, музеи, картинные галереи, библиотеки, архивы, предприятия связи, телерадиоцентры, банковские учреждения государственного и областного значения;
— животноводческие или птицекомплексы с содержанием более чем 1 000 голов животных или более чем 100 тыс. голов птицы;
— объекты нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, перепланирования, расширения и технического переоснащения.
К субъектам со средней степенью приемлемого риска принадлежат:
— промышленные и складские здания, которые принадлежат к категории «В» по пожарной опасности площадью менее чем 500 кв. м;
— объекты животноводства или птицеводства с содержанием менее чем 1 000 голов животных или менее чем 100 тыс. голов птицы, сельскохозяйственные и фермерские хозяйства, к выполнению работ в которых привлекаются наемные работники;
— объекты с постоянным или временным пребыванием в них менее чем 50 лиц, в частности, объекты торговли, общественного питания, предприятия бытового обслуживания (кроме малых архитектурных форм);
— здания научно-исследовательских учреждений, проектных и конструкторских организаций;
— музеи, картинные галереи, библиотеки, архивы, предприятия связи, телерадиоцентры районного и местного значения, филиалы районных представительств банков;
— здания повышенной этажности (с условной высотой от 26,5 до 47 метров включительно);
— многоэтажные гаражи и гаражи в цокольных и подвальных помещениях домов разного назначения.
В категорию незначительной степени приемлемого риска Порядок зачисляет субъекты, в сфере управления которых находятся:
— государственные, ведомственные и кооперативные жилые дома (кроме домов повышенной этажности и высотных);
— дачные, садовые и гаражные кооперативы (кроме многоэтажных и подземных);
— небольшие одноэтажные передвижные сооружения, которые не имеют закрытого помещения для временного пребывания людей, или стационарные сооружения, которые имеют закрытое помещение для временного пребывания людей и по внешнему контуру имеют площадь до 30 кв. м, изготовляемые из облегченных конструкций и устанавливаемые временно без устраивания фундаментов;
— другие субъекты ведения хозяйства, которые не вошли в субъекты ведения хозяйства с высокой и средней степенью риска.
Контроль
Собственно, такое деление субъектов хозяйствования не имело бы существенного значения, если бы не одно «но». От того, к какой категории относится субъект, зависит периодичность проведения плановых проверок его органами пожарной безопасности. Так, субъектов хозяйствования с высокой степенью риска надлежит проверять ежегодно, со средней — раз в три года, а с незначительной — раз в пять лет.
Напомним, что согласно положениям Закона плановые проверки предприятий проводятся компетентными органами согласно графику. При этом руководитель субъекта хозяйствования уведомляется о такой проверке не менее чем за 10 дней до начала проверки. В таком уведомлении указываются: сроки осуществления планового мероприятия; наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, относительно деятельности которого осуществляется мероприятие; наименование органа государственного надзора (контроля). Срок осуществления планового мероприятия не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено Законом. Причем продление этого срока не допускается.
Стоит также отметить, что при проведении проверки органы государственного надзора имеют такие полномочия: требовать от субъекта хозяйствования устранения выявленных нарушений требований законодательства; изымать образцы продукции; назначать экспертизу; получать пояснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, которые возникают при осуществлении государственного надзора; давать предписания субъектам хозяйствования, а также налагать штрафные санкции.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…