Борьба с фиктивным налоговым кредитом — ключевое задание Министерства финансов Украины и Государственной фискальной службы (ГФС) Украины в сфере администрирования НДС — находится в самом разгаре.
На полную мощность заработала внедренная в сфере администрирования НДС система приостановления регистрации рисковых налоговых накладных (СМКОР), обеспечивающая, согласно пункту 2 статьи 74 Налогового кодекса (НК) Украины, проведение постоянного автоматизированного мониторинга в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН).
По мнению фискалов, СМКОР — это очень эффективное средство борьбы со схемами в возмещении НДС, которое делает возможным автоматическое и своевременное возмещение НДС добросовестным налогоплательщикам, а самое главное — предупреждает миллиардные коррупционные схемы и потери в бюджете, вызванные незаконными «скрутками» НДС.
Действительно, на первый взгляд, алгоритм действия СМКОР прост, и его цель — приостанавливать регистрацию исключительно «схемных» налоговых накладных, составляющих, по словам ГФС Украины, львиную долю всех налоговых накладных, регистрация которых приостановлена.
Особенности с транспортом
Но с вышеуказанным мнением фискалов в первую очередь, наверное, не согласны налогоплательщики, предоставляющие транспортные, логистические и другие услуги, связанные с организацией доставки грузов автомобильным транспортом.
На первых этапах введения в действие СМКОР практически полностью были заблокированы грузовые перевозки. Причина — необоснованная блокировка СМКОР налоговых накладных (НН)/расчетов корректировки (РК) предприятий-перевозчиков из-за несоответствия кодов УКТ ВЭД на входе/выходе.
Например, имея собственный автопарк, любое транспортное предприятие, естественно, покупает много горюче-смазочных (УКТ ВЭД 2710) и других необходимых материалов. Но на выходе такие предприятия продают услугу по перевозке грузов автотранспортным средством (КВЭД 49.41). Таким образом, на входе предприятие покупает одни товары, а на выходе продает вообще конкретную услугу.
То же касается и международных логистических компаний, которые в основном работают по очень сложным бизнес-схемам. В большинстве случаев международные логистические компании не имеют собственного автотранспорта и предоставляют услуги перевозки, привлекая сторонних перевозчиков и другие компании. При этом на одном этапе перевозки привлеченных перевозчиков может быть несколько. Также международные логистические компании очень часто используют склады третьих лиц. Но на выходе все та же услуга — перевозка грузов автотранспортным средством.
Процедура разблокировки
Согласно пункту 201.16 статьи 201 НК Украины, после приостановления регистрации НН/РК контролирующий орган присылает налогоплательщику соответствующую квитанцию и предложение относительно предоставления налогоплательщиком пояснений и/или копий документов, достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации НН/РК. Письменные пояснения и/или копии документов, предоставленные налогоплательщиком контролирующему органу, рассматриваются специальной комиссией центрального органа исполнительной власти, которая принимает решение о регистрации НН/РК или об отказе в такой регистрации.
По-своему интерпретировав статью 201 НК Украины, ГФС Украины «выход нашла» и попросила реальный сектор экономики (особенно транспортные и логистические компании) подать для разблокировки налоговых НН/РК так называемые технологические карты с подробным описанием деятельности предприятия, кодами товаров, которыми оно торгует, или кодами предоставляемых услуг, а также по операциям, по которым собирается регистрировать налоговые накладные.
Таким образом, фискалы, чувствуя некоторую вину в сложившейся ситуации, пошли навстречу реальному сектору экономики. Учтенная налоговиками «технологическая карта» налогоплательщика, предоставляющего транспортные, логистические и другие услуги, связанные с организацией доставки грузов автомобильным транспортом, должна обеспечить беспроблемную регистрацию в СМКОР НН/РК таких предприятий.
Ключевая фраза — «должна обеспечить». Сегодня можно констатировать факт, что не все предприятия-перевозчики после подачи «технологической карты» налоговикам избавились от необоснованного приостановления регистрации их НН/РК. Не единичны случаи, когда налогоплательщики подавали «технологическую карту», она была учтена налоговиками, но регистрация НН/РК по операциям, связанным с услугами, указанными в карточке, все равно была приостановлена.
Выводы
Таким образом, процедура разблокировки НН/РК остается далеко не прозрачной и оставляет много вопросов, а концептуальное решение проблемы со стороны уполномоченных государственных органов находится пока только в проектах.
Решение комиссии ГФС Украины об отказе в регистрации НН/РК может быть обжаловано налогоплательщиком в административном или судебном порядке, но на это потребуется время, на протяжении которого добросовестный налогоплательщик не сможет воспользоваться заблокированным НДС.
Неудивительно, что многие добросовестные налогоплательщики, минуя процедуру административного обжалования, предпочитают решать свою проблему в суде.
В настоящее время в административных судах первых инстанций увеличивается число открытых производств по делам об обжаловании приостановления регистрации НН/РК. Появились первые постановления административных судов в пользу налогоплательщиков-перевозчиков (постановление Ровенского окружного административного суда от 17 августа 2017 года по делу № 817/1147/17).
И хотя вышеуказанное постановление суда первой инстанции не вступило в законную силу, с большой долей вероятности можно утверждать, что апелляционный и кассационный суды поддержат начатую этим судом положительную практику в пользу добросовестного налогоплательщика.
ТЫМЧУК Виталий — адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», г. Киев
Оформить все
Кристина КОЛЬЧИНСКАЯ, юрист ЮФ GOLAW
Главной проблемой транспортных и логистических компаний являются вопросы фискальных органов, связанные с реальностью предоставляемых услуг (в частности, с выводами об отсутствии достаточного количества сотрудников в штате и автомобилей на балансе для оказания определенного объема услуг).
Как показывает практика, во многих случаях такие компании прибегают к оказанию услуг с привлечением подрядчиков с собственными автомобилями либо на арендованных автомобилях.
В случае приостановления регистрации налоговой накладной, выписанной подобной компанией, вышеуказанную информацию необходимо отобразить в карточке плательщика налога, предоставленной с соответствующими пояснениями относительно схемы работы компании и подтверждающими документами.
Хуже ситуация обстоит в случае, если взаимоотношения по привлечению для оказания услуг материально-технической базы и человеческих ресурсов никак не оформлены. В такой ситуации подтвердить реальную возможность транспортной компании предоставлять услуги будет достаточно сложно.
В связи с этим для предотвращения приостановления регистрации налоговых накладных и отказа в их регистрации компаниям, которые предоставляют услуги с привлечением ресурсов извне, необходимо надлежащим образом оформлять все взаимоотношения с подрядчиками, а также подавать информацию о схеме работы компании (так называемую технологическую карту) в фискальные органы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…