Ожидания бизнеса позитивных результатов масштабной, но не затянувшейся во времени налоговой реформы так и не оправдались. В этой сфере, как и во многих других, все проходит поэтапно и очень медленно, тем более если речь идет о таком направлении, как замена налога на прибыль предприятий налогом на выведенный капитал.
Напомним, что инициатива введения нового механизма налогообложения бизнеса появилась еще три года назад, но до регистрации законопроекта в парламенте дело не дошло. Связано это в первую очередь с тем, что, с одной стороны, в мире не так уж и много государств, где используется подобная модель, а с другой — предложенная модель налогообложения, по мнению некоторых представителей бизнес-ассоциаций, в том числе и международных, не позволит решить насущные проблемы бизнеса. Справедливости ради отметим, что одним из первых государств, которое ввело налог на выведенный капитал, стала Эстонская Республика. Такая система налогообложения там работает уже 17 лет. В прошлом году попытку перейти на новую модель сделала Грузия, а в этом году еще одно прибалтийское государство — Латвийская Республика.
После детального изучения опыта Эстонии, многочисленных обсуждений о целесообразности введения налога на выведенный капитал в Украине попытались закрепить на законодательном уровне новую систему налогообложения. Речь идет о президентском законопроекте № 8557 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налога на выведенный капитал» (законопроект).
Марина Томаш, советник, руководитель направления налогового консалтинга и бухгалтерского учета АО ADER HABER,отмечает, что Украина находится в постоянном процессе реформирования уже долгое время, поэтому предложенные изменения никого особо не удивят.
«Отмена налога на прибыль затронет всю систему налогового учета, отлаженную на протяжении достаточно долгого периода, даже в наших реалиях. Такое кардинальное реформирование влечет за собой необходимость внесения изменений в стандарты бухучета, в частности, придется полностью отменить Положение (стандарт) бухгалтерского учета 17. Более того, идея введения налога на распределенную прибыль была внесена еще в 2015 году, первая попытка ее реализации в 2016 году не удалась, и 2017 год тоже не оказался успешным для этого законопроекта. И лишь 4 июля 2018 года законопроект был зарегистрирован», — комментирует г-жа Томаш.
«Что такое сегодня налог на прибыль (НнП)? При общем объеме в 8,5 % от налоговых поступлений в бюджет НнП генерирует более 30 % от всех налоговых сборов. Фактическая ставка по данному налогу для плательщика без убытков составляет почти 30 % к финансовому результату (за счет налоговых корректировок). Убыточные компании накопили убытков на 1 трлн 300 млрд грн. Около 90 % НнП платит 1000 компаний. В прессе Государственная фискальная служба Украины гордо отчитывается о рекордных сборах по НнП, но скромно умалчивает о влиянии курса валют в первом квартале, о сумме, уплаченной «Нафтогазом», и о том, как проверяющим вновь вернули в план показатель в 1 % от оборота как налоговую нагрузку по НнП. Украина не готова к классическому НнП, который и в мире уже утратил свои позиции. Необходимость реформирования НнП назрела давно. Переход от налогообложения прибыли к налогообложению средств, потребляемых собственником из бизнеса, — это лучший способ реформирования НнП», — уверен Александр Шемяткин, партнер АО «КМ Партнеры».
Непосредственно объектами налогообложения законопроектом определены операции по выводу капитала и операции, приравненные к ним. К операциям по выводу капитала авторы законопроекта отнесли выплату дивидендов неплательщика налога, выплату вкладов владельцу корпоративных прав — неплательщику налога, выплату части прибыли государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями.
К операциям, приравненным к операциям по выведению капитала, в частности, предлагается отнести выплату процентов, уплаченных нерезидентам и связанным лицам, зарегистрированным в государствах, которые являются низконалоговыми юрисдикциями, выплаты в рамках договоров страхования или перестрахования в пользу страховщиков-нерезидентов, выплату финансовой помощи неплательщику налога; передачу имущества неплательщику налога без предъявления требований о компенсации его стоимости, выплату роялти неплательщику налога, а также хозяйственные операции, признанные контролируемыми по правилам трансфертного ценообразования, если их условия не соответствуют принципу «вытянутой руки», в части доначисленных сумм.
Предусмотрено, что плательщиками налога на выведенный капитал будут резиденты (субъекты хозяйствования — юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами) и нерезиденты (юридические лица, осуществляющие на территории Украины определенную Налоговым кодексом Украины деятельность, и постоянные представительства нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины).
Из пояснительной записки к документу следует, что введение новой системы налогообложения должно упростить налоговое администрирование и, как следствие, способствовать упрощению ведения бизнеса. Как поясняет Александр Шемяткин, в основу налога на выведенный капитал положен принцип администрирования НДС: база налогообложения — это стоимость конкретной операции, а НДС — один из наиболее легко администрируемых налогов. «Налог на выведенный капитал однозначно упростит администрирование по сравнению с налогом на прибыль. Этому будет способствовать и отсутствие контроля операций между плательщиками налога», — уверен эксперт.
Марина Томаш отметила, что действующими периодами для формирования и подачи отчетности и уплаты налога на прибыль остались квартал и год, причем такие сроки зависят не от размера дохода или прибыли, а от сути операций.
«Приятной новостью может стать норма, устанавливающая обязанность подавать отчет только в случае факта совершения операций, выступающих объектом налогообложения. Поэтому бизнесу следует детально ознакомиться с предложенным законопроектом и проанализировать частоту и объемы подобных операций», — рекомендует она.
В то же время г-жа Томаш подчеркивает, что база налогообложения может существенно увеличиться. «Это связано с тем, что налог взимается со стоимости по операции и не учитывает факта наличия убытка. При совершении вполне законных операций у предприятия может возникнуть обязанность уплатить довольно большую сумму налога, не получив при этом прибыли. К таким операциям относятся, например, благотворительность или выплата роялти, вложения в объекты инвестиций за границей», — рассуждает эксперт.
В части налоговой нагрузки следует отметить, что авторы законопроекта предлагают применять следующие ставки налога на выведенный капитал: 15 % непосредственно к операциям по выведению капитала, 20 % — к операциям, приравненным к ним. Кроме того, предусмотрена еще одна ставка в размере 5 %, которая будет применяться к средствам, уплаченным во исполнение долговых обязательств связанным лицам.
В случае принятия документа замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал будет осуществляться уже со следующего года. В частности, предусмотрено, что налог на выведенный капитал вводится с 1 января 2019 года, но на три года разрешается применять налог на прибыль предприятий банками по их решению.
Примечательно, что одной из основных целей законопроекта, как отмечают авторы в пояснительной записке, является направление прибыли на развитие предприятия. «У бизнеса будет возможность использовать прибыль для реинвестирования, и при ее получении она не будет облагаться налогом на выведенный капитал», — отмечает Марина Томаш.
При этом она обращает внимание на практику работы с контролирующими органами. По мнению г-жи Томаш, с учетом регулирования операций, приравненных к операциям по выводу капитала, еще и с более высокой ставкой налогообложения, можно говорить о том, что такие операции вызовут особый интерес у проверяющих. «Поэтому бизнесу необходимо активно изучать нововведения еще на этапе законопроекта и более тщательно готовиться к тому, что придется подтверждать свои выплаты (расходы) первичными документами, договорами и соответствующими отчетами», — говорит эксперт.
Александр Шемяткин уверен, что налог на выведенный капитал предусматривает экономические стимулы инвестировать (полное освобождение реинвестированной прибыли) или выплачивать прибыль именно дивидендами, а не использовать оптимизационные схемы. «Ставка 15 % на дивиденды с возможностью зачета налога на имущество в уменьшение налога по сравнению с 20 % на приравненные платежи будет стимулировать к прозрачному выводу средств из бизнеса. Налог на выведенный капитал с 2019 года создаст условия для экономического роста Украины», — уверен он.
Безусловно, эффективная работа налоговой системы имеет особое значение для каждого государства и развития предпринимательства в целом. Налоговая реформа в Украине — неизбежный процесс, развитие которого будет зависеть не только от политической воли, но и от позиции бизнеса. Усовершенствование системы налогообложения — введение налога на выведенный капитал — позволит существенно изменить всю систему налогового учета. Впрочем, документ пока находится в статусе законопроекта, и о том, каким будет его окончательный вариант, говорить пока рано, поэтому сложно спрогнозировать заявленный авторами эффект от замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…