Кандидатский оптимум — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (858) » Кандидатский оптимум

Кандидатский оптимум

Рубрика Акцент
Сергей КОЗЬЯКОВ: «впервые за много лет не только в обществе, но и в судейской среде формируется единое мнение: судебная система так больна, что необходимы комплексные радикальные шаги по ее оздоровлению»

Министерство юстиции следом за Уполномоченным Верховного Совета Украины по правам человека объявило о проведении открытого конкурса по назначению члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС). Инициатива вызвала широкий резонанс в юридическом сообществе. В частности, Ассоциация юристов Украины одной из первых внесла на рассмотрение конкурсной комиссии свою кандидатуру на должность члена ВККС — Сергея Козьякова, доцента кафедры международного частного права Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, управляющего партнера АО «Сергей Козьяков и Партнеры». О первоочередных задачах нового состава Комиссии и предложениях по усовершенствованию ее деятельности Сергей Козьяков рассказал в интервью «Юридической практике».

 

— Какие цели вы преследовали, соглашаясь принять ­участие в конкурсе на замещение должности члена ВККС?

— Нечасто бывает, чтобы общественная организация, такая как Ассоциация юристов Украины, предложила участвовать в конкурсе, причем очень настойчиво. Для меня это было неожиданно, и я не преследовал цели претендовать на место члена ВККС.

С начала 1990-х годов я наблюдаю за развитием судебной системы Украины. Из личного опыта и информации, которую получаю от коллег-адвокатов и граждан, обращающихся в суды, знаю все проблемы нашей судебной системы. Более того, в силу своей практики я занимался аналитическими исследованиями — по запросу иностранных судов готовил отчеты по вопросу «Можно ли получить справедливое правосудие на Украине?». У меня есть огромный эмпирический материал, собранный лично. Все это дало мне основания принять участие в конкурсе. Думаю, что смогу внести свой позитивный вклад в исправление тех проблем судебной системы, которые я вижу сам и которые уже установлены обществом.

 

— Что в действующей модели работы ВККС, по вашему мнению, требует корректировки?

— Складывается впечатление, что впервые за много лет не только в обществе, но и в судейской среде формируется единое мнение: судебная система так больна, что необходимы комплексные радикальные шаги по ее оздоровлению. В государстве есть несколько органов, которые этим занимаются, и один из них — Высшая квалификационная комиссия судей Украины, в перечне полномочий которой — проведение конкурсного отбора кандидатов на должность судей, перевод судей в другой суд, привлечение судей к дисциплинарной ответственности. Важно, чтобы все функции Комиссия осуществляла профессионально, прозрачно и последствия каждого ее решения были понятны.

Прежде чем говорить о необходимых изменениях, необходимо понимать политику действия ВККС в отношении судей и кандидатов на должность судьи и помнить, что работа ВККС осуществляется на основе административных процедур, подробно описанных в ее Регламенте. За последние десять лет мною накоплен значительный опыт юридической практики, связанной со сложными административными процедурами, прежде всего расследованиями, которые проводит Антимонопольный комитет Украины. У меня уже есть некоторые соображения по усовершенствованию Регламента ВККС. Например, каждый член Комиссии имеет троих помощников — дисциплинарных инспекторов. Считаю, что информация о них должна быть публичной. Нужно публиковать биографии не только членов ВККС, но и инспекторов не потому, что в отношении них могут возникнуть подозрения, а чтобы показать, что это люди с отличной профессиональной биографией и большим опытом работы. Мне кажется, это может добавить позитива в восприятие деятельности ВККС.

Второе: я обратил внимание, что на сайте публикуется повестка дня заседаний ВККС. В основном рассматриваются дисциплинарные производства. При этом большинство вопросов — об отклонении жалоб. Но результаты рассмотрения этих вопросов не обнародуются. Таких отказов процентов 90 от всех решений Комиссии. Учитывая, что в Регламенте содержатся требования к форме отказа, было бы неплохо публиковать хотя бы краткую информацию о решении и его мотивах. Мы видим, что в отношении определенного судьи будет рассмотрена жалоба. Сразу возникает подозрение, что судья, возможно, допустил нарушение. Если подозрение не подтвердилось — об это должно быть написано.

 

— С какими сложностями столкнется ВККС нового созыва?

— Есть несколько крупных проблем, которые обязательно попадут в поле зрения ВККС — действия судей в связи с событиями, происходившими на Майдане (эти вопросы уже поднимались перед предыдущим составом ВККС), событиями в Крыму и нарушениями прав человека на востоке Украины (в связи с действиями сепаратистов, террористов, а может, и правительственных войск — сложно предположить, что все действия любого солдата были безупречными).

Пока ВККС не работает, накапливается огромное количество нерассмотренных дел. И будут еще жалобы за апрель-июнь (Комиссия начнет работать в лучшем случае в июле). Ожидается огромная нагрузка на секретариат, дисциплинарных инспекторов, а потом и на членов ВККС.

 

— Какая роль в контроле за деятельностью госорганов, в том числе судебных, должна отводиться юридическому сообществу и как такой контроль соотносится с принципом независимости судей?

— В украинском обществе уже наработаны механизмы контроля за деятельностью госорганов, и эти механизмы работают. Общество вполне способно «создать неприятности» нарушителям закона или в случае судей — принципов верховенства права. Но есть серьезный аспект, над совершенствованием которого следует работать: насколько те, кто хочет повлиять на ситуацию, владеют информацией. Мне кажется, что в части возможности получить информацию о деятельности судебной системы Украина, очевидно, продвинулась вперед, хотя многое еще предстоит сделать, в том числе в работе ВККС. К примеру, уже появились инициативы создать при Комиссии Общественный совет.

Госорганы должны делать все, чтобы их работа была максимально информационно открытой. Речь идет даже не о публичности заседаний, а о том, чтобы был доступ, в частности, к документам, рассматриваемым Комиссией. В 1999 году судьи, наверное, тоже были против того, чтобы их решения вносились в Реестр и были общедоступными. Но ничего страшного не произошло — соблюдая конфиденциальность персональных данных, решения публикуются, и это улучшило качество судопроизводства и профессиональные качества адвокатов, получивших возможность лучше готовиться к судебным заседаниям.

В случае с ВККС ситуация аналогична — если уж не обнародовать решения полностью, то стоит публиковать хотя бы позицию ВККС по определенным категориям рассматриваемых дисциплинарных дел. Если речь идет о переводе судьи — почему бы не открыть доступ заинтересованной общественности к информации, касающейся личного дела судьи, который с периферии попадает в самый центр политической жизни страны. И такая публичность в том числе в интересах судьи, делающего карьеру. Судьи, как, впрочем, и адвокаты — люди амбициозные, всякий судья, работающий в районном суде, хочет стать председателем Верховного Суда Украины, а для этого надо накапливать положительную репутацию. Не так ли?

 

— Но, как представляется, не все переводящиеся судьи, особенно проработавшие в суде крайне непродолжительное время, готовы открывать все подробности своей биографии.

— Это надо делать обязательно. За десять лет на Украине произошла вторая революция. Я не помню в Европе другого такого примера. Первая революция произошла в связи с большой государственной и политической коррупцией, и она обошлась без единой жертвы. Вторая — по тем же причинам, но, к сожалению, с сотнями жертв, мы потеряли часть государственной территории, продолжаются боевые действия на востоке страны. Третью революцию Украина не выдержит. У нас есть один способ развивать судебную (и правовую в целом) систему — в действительности стать частью Европы. Для этого мы должны соблюдать все правила современного цивилизованного европейского общества.

И если исправлять судебную систему, «непрозрачных» переводов не должно быть — их надо объяснять до последней запятой.

 

— Вы говорили, что в ближайшее время ВККС предстоит работать очень интенсивно. Получится ли у вас совмещать эту работу с преподавательской деятельностью? И что будет с вашей адвокатской практикой, ведь члены ВККС работают на постоянной основе?

— Основная нагрузка в ВККС в этом году ожидается летом, когда, напомню, вузы не работают. Кроме того, есть опыт построения личного учебного плана таким образом, что лекции читаются с 8 утра. Что касается адвокатской практики — в случае назначения членом ВККС в суды я точно ходить не буду, также намерен отказаться от должности управляющего партнера адвокатского объединения «Сергей Козьяков и Партнеры». В то же время я не вижу препятствий для осуществления практики в сфере международной торговли, в которой специализируюсь. В этой сфере буду работать во внерабочее время, по выходным, я привык жить в таком режиме.

 

— Вы намерены больше внимания уделять отбору кандидатов на должность судьи или вопросам дисциплинарного производства?

—Я стану выполнять те функции, которые будут распределены в Комиссии. Меня интересует усовершенствование процедур отбора кандидатов на должности судей, именно процедур — конкретные имена меня будут интересовать лишь в той степени, в какой это позволяет улучшать репутацию судебной власти.  Я уверен, что от репутации судебной власти очень зависит репутация других элементов правовой системы — адвокатуры и прокуратуры.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Кандидатский оптимум

В фокусе: ВХСУ

Кратное содержание

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предложены новые гарантии исполнения решений суда

Изменяются нормы о налогообложении наследства

Введен админштраф за нарушение правил парковки

Государство и юристы

Иду на ВАС

Книжная полка

Перекрестный запрос

Неделя права

Норвежская защита

Сметный уговор

Учебное решение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Победа председателя

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ не признал повторную экспертизу однозначной

Адвокат подал иск к Совету адвокатов Украины

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы АФ «Династия» помогли компаниям урегулировать спорный вопрос путем заключения мирового соглашения

Squire Sanders и Patton Boggs объявили об объединении

МЮФ DLA Piper провела семинар «Новости международного банкинга и финансов»

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник в сделке по приобретению Dynea Ukraine

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует Европейскую комиссию

ЮФ «Лавринович и Партнеры» защитила интересы Swissport International ltd.

Отрасли практики

Жать по-новому

Компромиссный доход

Примерное проведение

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Прокурорская сверка

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Признания видны

Судебный приступ

Решения недели

Судебная практика

Коммерческая концессия

Свобода мирных собраний

Путевой лист для физлица

Самое важное

Детский миф

Синхронные действия

Индивидуально, но факт!

Общее сомнение

Судебная практика

Прогресс люстрации

Судебная практика

Судебные решения

Когда земельный участок не может передаваться без заключения экологической экспертизы

Последствия пропуска срока исковой давности

Судебная практика

Политический процесс

Меры неосторожности

Условные рефлюксы

Вышел из печати ежегодный справочник Ukrainian Law Firms 2014

Тема номера

Опасное привлечение

Правопримирение

Дважды едва

С вещами не выход

Невыгодное продолжение

Мерное урегулирование

Частная практика

Контентный поиск

Сетевой маркетинг

Інші новини

PRAVO.UA