Какую информацию могут вносить органы ГНС в свои информационные базы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №21 (857) » Какую информацию могут вносить органы ГНС в свои информационные базы

Какую информацию могут вносить органы ГНС в свои информационные базы

Информация о результатах проведенной внеплановой выездной документальной проверки при внесении в информационные базы Государственной налоговой службы влияет на объем прав и обязанностей налогоплательщика, а потому для предотвращения нарушений его прав в информационные базы должны включаться показатели, определенные контролирующим органом, но прошедшие соответствующую процедуру согласования в административном или судебном порядке

13 мая 2014 года коллегия судей Высшего административного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу частного предприятия «П» (ЧП «П») на постановление Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года и определение Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года по делу по иску ЧП «П» к Государственной налоговой службе в г. Хмельницком (ГНС в г. Хмельницком) о признании действий противоправными и обязательстве совершить действия, установила следующее.

ЧП «П» (истец) обратилось в суд с иском к ГНС в г. Хмельницком (ответчик) о признании противоправными действий ГНС г. Хмельницком по уменьшению налоговых обязательств, задекларированных в налоговой декларации по НДС ЧП «П» за октябрь 2012 года на общую сумму 833 грн; признании противоправными действий ГНС в г. Хмельницком по уменьшению налоговых обязательств, задекларированных в приложении 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к декларации по НДС ЧП «П» за октябрь 2012 года на общую сумму 2 910 860 грн.; признании противоправными действий ГНС в г. Хмельницком по уменьшению налогового кредита, задекларированного в налоговой декларации по НДС ЧП «П» за октябрь 2012 года на общую сумму 359 грн.; признании противоправными действий ГНС в г. Хмельницком по уменьшению налогового кредита, задекларированного в приложении 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к декларации по НДС ЧП «П» за октябрь 2012 года на общую сумму 2 910 392 грн.; обязательстве ГНИ в г. Хмельницком Хмельницкой области Государственной налоговой службы Украины совершить определенные действия путем удаления информации об итогах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, из информационных баз, перечень которых определен центральным органом Государственной налоговой службы Украины.

Постановлением Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года решение оставлено без изменений.

В кассационной жалобе ЧП «П», ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить постановление Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года и определение Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

Ответчик не предоставил письменных возражений на кассационную жалобу истца.

Заслушав судью-докладчика, пояснения присутствовавших в судебном заседании представителей истца, проверив доводы кассационной жалобы относительно соблюдения правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, правовой оценки обстоятельств по делу, коллегия судей, учитывая пределы кассационной жалобы, пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению на таких основаниях.

Судами предыдущих инстанций установлено, что ГНИ в г. Хмельницком проведена документальная внеплановая выездная проверка ЧП «П» по вопросам достоверности начисления разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2012 года, по результатам которой составлен акт № * от 18 марта 2013 года.

В акте проверки указано нарушение истцом пункта 185.1 статьи 185, пункта 187.1 статьи 187, пункта 188.1 статьи 188, пункта 189.4 статьи 189 Налогового кодекса Украины, в результате чего истцом завышен объем операций по поставке товаров (работ, услуг), что привело к завышению налоговых обязательств на общую сумму НДС 833 грн, задекларированных в налоговой декларации по НДС за октябрь 2012 года, и к завышению налоговых обязательств на общую сумму 2 910 860 грн, задекларированных в приложении 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к декларации по НДС за октябрь 2012 года; пунктов 198.1, 198.3, 198.6 статьи 198, пункта 201.1 статьи 201 Налогового кодекса Украины, что привело к завышению налогового кредита на общую сумму 359 грн, задекларированного в налоговой декларации по НДС за октябрь 2012 года, и к завышению налогового кредита на общую сумму 2 910 392 грн, задекларированного в приложении 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» за октябрь 2012 года.

По результатам проведенной проверки налоговым органом произведена корректировка налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость ЧП «П».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что налоговым органом соблюден порядок проведения проверки, выводы налогового органа соответствуют обстоятельствам дела, а исковые требования являются необоснованными.

Суд кассационной инстанции не может полностью согласиться с такой позицией судов предыдущих инстанций на основании следующего.

Согласно пункту 6 Порядка оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденного приказом ГНА Украины от 21 декабря 2010 года № 984, акт — служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

В соответствии с подпунктом 14.1.39 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины денежное обязательство плательщика налогов — сумма средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, взимаемая с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 54.3 статьи 54 Налогового кодекса Украины, контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение (увеличение) отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость плательщика налогов, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законодательством, если: 1) налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию; 2) данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах.

В случае если сумма денежного обязательства налогоплательщика, предусмотренного налоговым или иным законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, рассчитывается контролирующим органом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса (кроме декларирования товаров, предусмотренного для граждан), или в случае когда по результатам проверки контролирующий орган устанавливает факт несоответствия суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, или уменьшает размер задекларированного отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость, рассчитанного налогоплательщиком в соответствии с разделом V настоящего Кодекса, такой контролирующий орган направляет (вручает) налогоплательщику налоговое уведомление-решение (пункт 58.1 статьи 58 НК Украины).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28 ноября 2012 года № 1236, зарегистрированного в Минюсте Украины от 20 декабря 2012 года № 2135/22447, орган Государственной налоговой службы определяет сумму начисления (уменьшения) денежного обязательства, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость и составляет налоговое уведомление-решение в случаях, если: а) налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую декларацию; б) данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, заявленных в налоговых декларациях, уточняющих расчетах; в) в соответствии с налоговым и иным законодательством лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, является орган Государственной налоговой службы; г) решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов; г) данные проверок относительно удержания налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, предусмотренных Кодексом, в том числе налога на доходы физических лиц, таким налоговым агентом; д) в других случаях, когда осуществление такого расчета предусмотрено статьей 58 главы 4 раздела II Кодекса.

Из правового анализа данных положений следует, что действия налогового органа относительно составления акта проверки и фиксации в нем выявленных нарушений еще не свидетельствуют об изменении налоговых обязательств налогоплательщика, ведь следствием расчета контролирующим органом налогового обязательства налогоплательщика является принятие и направление последнему налогового уведомления-решения.

Таким образом, выводы налогового органа о нарушении истцом законодательства, изложенные в акте проверки, не влекут для него негативных последствий до принятия на основании такого акта проверки налогового уведомления-решения.

Учитывая изложенное, суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу о нецелесообразности обжалования истцом корректировки денежного обязательства по налогу на добавленную стоимость, что свидетельствует о ненадлежащем выборе истцом способа защиты своих прав.

В то же время коллегия судей не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о правомерности внесения информации о результатах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, в информационные базы, исходя из следующего.

Пунктом 74.1 статьи 74 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что налоговая информация, собранная в соответствии с настоящим Кодексом, может храниться и обрабатываться в информационных базах контролирующих органов или непосредственно должностными лицами контролирующих органов.

Собранная налоговая информация и результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач (пункт 74.2 статьи 74 Налогового кодекса Украины).

Как установлено судами предыдущих инстанций, налоговым органом в акте проверки от 18 марта 2013 года № * скорректированы налоговые обязательства истца по налогу на добавленную стоимость.

При этом следует отметить, что вышеуказанная информация при внесении в информационные базы Государственной налоговой службы влияет на объем прав и обязанностей истца, а потому для предотвращения нарушений прав налогоплательщика в информационные базы должны включаться показатели, определенные контролирующим органом, но прошедшие соответствующую процедуру согласования в административном или судебном порядке.

Учитывая изложенное, коллегия судей кассационной инстанции считает, что у налогового органа не было правовых оснований для внесения информации о результатах проведенной внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П» в информационные базы Государственной налоговой службы при отсутствии необходимых согласований налоговых обязательств.

Исходя из того, что обстоятельства по делу судами первой и апелляционной инстанций установлены полно и правильно, но суды нарушили нормы материального права, что привело к принятию незаконных судебных решений в части отказа в удовлетворении исковых требований в части обязательства ГНИ в г. Хмельницком Хмельницкой области Государственной налоговой службы Украины совершить определенные действия путем удаления информации об итогах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, из информационных баз, перечень которых определен центральным органом Государственной налоговой службы Украины, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить последние и принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 210, 214–215, 220, 221, 229, 230, 232 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд постановил:

— кассационную жалобу ЧП «П» удовлетворить частично;

— постановление Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года и определение Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в части обязательства ГНИ в г. Хмельницком Хмельницкой области Государственной налоговой службы Украины совершить определенные действия путем удаления информации об итогах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, из информационных баз, перечень которых определен центральным органом Государственной налоговой службы Украины;

— принять новое постановление, которым исковые требования ЧП «П» удовлетворить частично;

— обязать ГНИ в г. Хмельницком Хмельницкой области Государственной налоговой службы Украины изъять информацию об итогах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, из информационных баз, перечень которых определен центральным органом Государственной налоговой службы Украины;

— в остальной части постановление Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года и определение Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года оставить без изменений.

Постановление вступает в законную силу с момента оглашения и может быть пересмотрено Верховным Судом Украины на основаниях, в срок и в порядке, которые установлены статьями 237, 238, 2391 Кодекса административного судопроизводства Украины.

 

(Постановление Высшего административного суда Украины от 13 мая 2014 года. Дело № 822/1752/13-а. Председательствующий — Вербицкая О.В. Судьи — Маринчак Н.Е., Муравьев А.В.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Съездная уценка

Акцент

Прокурорский обзор

Государство и юристы

Практическая мощь

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о парламентских выборах

Предлагается допустить к работе в ВККС и ВСЮ их бывших членов

Разработан новый закон о СМЭ

Государство и юристы

Пошли на проступки

Документы и аналитика

Антикризисная пиитика

Параллельное изменение

Имущественный риск

Неделя права

Ученый суд

Налогострой

Совет председателей

Главное исправление

Неделя права

Новости из-за рубежа

Назначен председатель нового Верховного суда Российской Федерации

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отменил ряд решений Севастопольского горсовета

ООО «Альфа-Продукт» нарушило конкурентное законодательство

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites консультирует Rabobank

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы «ДПД Украина» в налоговом споре

Юлия Семений — новый партнер ЮФ «Астерс»

Партнер АО Arzinger назначен заместителем Генпрокурора Украины

Отрасли практики

Следствие отвели

Хьюстон, NASA, юристы

Европейское преобразование

Подвести чету

Третейский — не лишний

Дань речи

Рабочий график

Возвращение председателя

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Придать доверенности

Рекомендовано Советом

По горящим следам

Парад побед

Судебная практика

Налоговый факт

Возрастные разграничения

Захват админзданий

Судебная практика

Судебные решения

Какую информацию могут вносить органы ГНС в свои информационные базы

О нюансах обжалования постановлений о признании должника банкротом налоговыми органами

Судебная практика

Первый в карикатуре

Судебная практика

Судебные решения

О недействительности договора ипотеки, заключенного без согласия сособственника имущества

Тема номера

Возвращение туристу

Включить таймшер

Частная практика

Профессиональная нехватка

Соглашение в ассоциации

Інші новини

PRAVO.UA