Информация о результатах проведенной внеплановой выездной документальной проверки при внесении в информационные базы Государственной налоговой службы влияет на объем прав и обязанностей налогоплательщика, а потому для предотвращения нарушений его прав в информационные базы должны включаться показатели, определенные контролирующим органом, но прошедшие соответствующую процедуру согласования в административном или судебном порядке
13 мая 2014 года коллегия судей Высшего административного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу частного предприятия «П» (ЧП «П») на постановление Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года и определение Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года по делу по иску ЧП «П» к Государственной налоговой службе в г. Хмельницком (ГНС в г. Хмельницком) о признании действий противоправными и обязательстве совершить действия, установила следующее.
ЧП «П» (истец) обратилось в суд с иском к ГНС в г. Хмельницком (ответчик) о признании противоправными действий ГНС г. Хмельницком по уменьшению налоговых обязательств, задекларированных в налоговой декларации по НДС ЧП «П» за октябрь 2012 года на общую сумму 833 грн; признании противоправными действий ГНС в г. Хмельницком по уменьшению налоговых обязательств, задекларированных в приложении 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к декларации по НДС ЧП «П» за октябрь 2012 года на общую сумму 2 910 860 грн.; признании противоправными действий ГНС в г. Хмельницком по уменьшению налогового кредита, задекларированного в налоговой декларации по НДС ЧП «П» за октябрь 2012 года на общую сумму 359 грн.; признании противоправными действий ГНС в г. Хмельницком по уменьшению налогового кредита, задекларированного в приложении 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к декларации по НДС ЧП «П» за октябрь 2012 года на общую сумму 2 910 392 грн.; обязательстве ГНИ в г. Хмельницком Хмельницкой области Государственной налоговой службы Украины совершить определенные действия путем удаления информации об итогах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, из информационных баз, перечень которых определен центральным органом Государственной налоговой службы Украины.
Постановлением Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ЧП «П», ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить постановление Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года и определение Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Ответчик не предоставил письменных возражений на кассационную жалобу истца.
Заслушав судью-докладчика, пояснения присутствовавших в судебном заседании представителей истца, проверив доводы кассационной жалобы относительно соблюдения правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, правовой оценки обстоятельств по делу, коллегия судей, учитывая пределы кассационной жалобы, пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению на таких основаниях.
Судами предыдущих инстанций установлено, что ГНИ в г. Хмельницком проведена документальная внеплановая выездная проверка ЧП «П» по вопросам достоверности начисления разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2012 года, по результатам которой составлен акт № * от 18 марта 2013 года.
В акте проверки указано нарушение истцом пункта 185.1 статьи 185, пункта 187.1 статьи 187, пункта 188.1 статьи 188, пункта 189.4 статьи 189 Налогового кодекса Украины, в результате чего истцом завышен объем операций по поставке товаров (работ, услуг), что привело к завышению налоговых обязательств на общую сумму НДС 833 грн, задекларированных в налоговой декларации по НДС за октябрь 2012 года, и к завышению налоговых обязательств на общую сумму 2 910 860 грн, задекларированных в приложении 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к декларации по НДС за октябрь 2012 года; пунктов 198.1, 198.3, 198.6 статьи 198, пункта 201.1 статьи 201 Налогового кодекса Украины, что привело к завышению налогового кредита на общую сумму 359 грн, задекларированного в налоговой декларации по НДС за октябрь 2012 года, и к завышению налогового кредита на общую сумму 2 910 392 грн, задекларированного в приложении 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» за октябрь 2012 года.
По результатам проведенной проверки налоговым органом произведена корректировка налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость ЧП «П».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что налоговым органом соблюден порядок проведения проверки, выводы налогового органа соответствуют обстоятельствам дела, а исковые требования являются необоснованными.
Суд кассационной инстанции не может полностью согласиться с такой позицией судов предыдущих инстанций на основании следующего.
Согласно пункту 6 Порядка оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденного приказом ГНА Украины от 21 декабря 2010 года № 984, акт — служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.
В соответствии с подпунктом 14.1.39 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины денежное обязательство плательщика налогов — сумма средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, взимаемая с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 54.3 статьи 54 Налогового кодекса Украины, контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение (увеличение) отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость плательщика налогов, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законодательством, если: 1) налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию; 2) данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах.
В случае если сумма денежного обязательства налогоплательщика, предусмотренного налоговым или иным законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, рассчитывается контролирующим органом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса (кроме декларирования товаров, предусмотренного для граждан), или в случае когда по результатам проверки контролирующий орган устанавливает факт несоответствия суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, или уменьшает размер задекларированного отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость, рассчитанного налогоплательщиком в соответствии с разделом V настоящего Кодекса, такой контролирующий орган направляет (вручает) налогоплательщику налоговое уведомление-решение (пункт 58.1 статьи 58 НК Украины).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28 ноября 2012 года № 1236, зарегистрированного в Минюсте Украины от 20 декабря 2012 года № 2135/22447, орган Государственной налоговой службы определяет сумму начисления (уменьшения) денежного обязательства, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость и составляет налоговое уведомление-решение в случаях, если: а) налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую декларацию; б) данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, заявленных в налоговых декларациях, уточняющих расчетах; в) в соответствии с налоговым и иным законодательством лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, является орган Государственной налоговой службы; г) решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов; г) данные проверок относительно удержания налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, предусмотренных Кодексом, в том числе налога на доходы физических лиц, таким налоговым агентом; д) в других случаях, когда осуществление такого расчета предусмотрено статьей 58 главы 4 раздела II Кодекса.
Из правового анализа данных положений следует, что действия налогового органа относительно составления акта проверки и фиксации в нем выявленных нарушений еще не свидетельствуют об изменении налоговых обязательств налогоплательщика, ведь следствием расчета контролирующим органом налогового обязательства налогоплательщика является принятие и направление последнему налогового уведомления-решения.
Таким образом, выводы налогового органа о нарушении истцом законодательства, изложенные в акте проверки, не влекут для него негативных последствий до принятия на основании такого акта проверки налогового уведомления-решения.
Учитывая изложенное, суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу о нецелесообразности обжалования истцом корректировки денежного обязательства по налогу на добавленную стоимость, что свидетельствует о ненадлежащем выборе истцом способа защиты своих прав.
В то же время коллегия судей не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о правомерности внесения информации о результатах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, в информационные базы, исходя из следующего.
Пунктом 74.1 статьи 74 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что налоговая информация, собранная в соответствии с настоящим Кодексом, может храниться и обрабатываться в информационных базах контролирующих органов или непосредственно должностными лицами контролирующих органов.
Собранная налоговая информация и результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач (пункт 74.2 статьи 74 Налогового кодекса Украины).
Как установлено судами предыдущих инстанций, налоговым органом в акте проверки от 18 марта 2013 года № * скорректированы налоговые обязательства истца по налогу на добавленную стоимость.
При этом следует отметить, что вышеуказанная информация при внесении в информационные базы Государственной налоговой службы влияет на объем прав и обязанностей истца, а потому для предотвращения нарушений прав налогоплательщика в информационные базы должны включаться показатели, определенные контролирующим органом, но прошедшие соответствующую процедуру согласования в административном или судебном порядке.
Учитывая изложенное, коллегия судей кассационной инстанции считает, что у налогового органа не было правовых оснований для внесения информации о результатах проведенной внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П» в информационные базы Государственной налоговой службы при отсутствии необходимых согласований налоговых обязательств.
Исходя из того, что обстоятельства по делу судами первой и апелляционной инстанций установлены полно и правильно, но суды нарушили нормы материального права, что привело к принятию незаконных судебных решений в части отказа в удовлетворении исковых требований в части обязательства ГНИ в г. Хмельницком Хмельницкой области Государственной налоговой службы Украины совершить определенные действия путем удаления информации об итогах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, из информационных баз, перечень которых определен центральным органом Государственной налоговой службы Украины, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить последние и принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 210, 214–215, 220, 221, 229, 230, 232 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд постановил:
— кассационную жалобу ЧП «П» удовлетворить частично;
— постановление Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года и определение Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в части обязательства ГНИ в г. Хмельницком Хмельницкой области Государственной налоговой службы Украины совершить определенные действия путем удаления информации об итогах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, из информационных баз, перечень которых определен центральным органом Государственной налоговой службы Украины;
— принять новое постановление, которым исковые требования ЧП «П» удовлетворить частично;
— обязать ГНИ в г. Хмельницком Хмельницкой области Государственной налоговой службы Украины изъять информацию об итогах проведенной с 28 февраля 2013 года по 11 марта 2013 года внеплановой выездной документальной проверки ЧП «П», по результатам которой составлен акт от 18 марта 2013 года № *, из информационных баз, перечень которых определен центральным органом Государственной налоговой службы Украины;
— в остальной части постановление Хмельницкого окружного административного суда от 23 мая 2013 года и определение Винницкого апелляционного административного суда от 27 августа 2013 года оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу с момента оглашения и может быть пересмотрено Верховным Судом Украины на основаниях, в срок и в порядке, которые установлены статьями 237, 238, 2391 Кодекса административного судопроизводства Украины.
(Постановление Высшего административного суда Украины от 13 мая 2014 года. Дело № 822/1752/13-а. Председательствующий — Вербицкая О.В. Судьи — Маринчак Н.Е., Муравьев А.В.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…