Одним из важнейших вопросов, возникших перед отечественной судебной системой в связи со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС) и созданием системы административных судов, является, безусловно, вопрос разграничения подведомственности различных категорий дел между административными и хозяйственными судами.
7 февраля с.г. Высший хозяйственный суд Украины направил хозяйственным судам информационное письмо «О некоторых вопросах, связанных с разграничением компетенции хозяйственных и административных судов» (Письмо).
Как известно, единственным действующим административным судом на данный момент является Высший административный суд Украины. Окружные и апелляционные административные суды еще не функционируют, хотя в них уже назначены некоторые судьи.
Напомним, что согласно Заключительным и Переходным положениям КАС, до начала деятельности окружных административных судов административные дела, подведомственные хозяйственным судам согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Украины 1991 года (ХПК), решаются в первой и апелляционной инстанциях соответствующими местными и апелляционными хозяйственными судами по правилам КАС. Подсудность таких дел определяется ХПК.
Статья 17 КАС устанавливает категории споров, на которые распространяется компетенция административных судов. Некоторые из этих споров, как указывает Верховный Суд в уже упоминавшемся информационном Письме от 26 декабря 2005 года, могут «пересекаться» с хозяйственными спорами. Это споры лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездеятельности; споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, а также споры по поводу заключения и исполнения административных договоров; споры по обращениям субъекта властных полномочий в случаях, предусмотренных законодательством.
В Письме ВХСУ даются рекомендации о разграничении категорий дел, которые должны рассматриваться хозяйственными судами согласно нормам КАС и ХПК. Письмо ВХСУ издано в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Украины, изложенной в его информационных письмах от 8 ноября 2005 года № 3.2—2005 («Применение хозяйственными судами Украины положений Хозяйственного процессуального кодекса Украины относительно обжалования действий или бездействия органов Государственной исполнительной службы») и от 26 декабря 2005 года («Применение хозяйственными судами Украины положений процессуального законодательства относительно разграничения компетенции между специализированными административными и хозяйственными судами»). Эти письма были доведены до ведома хозяйственных судов письмами ВХСУ от 25 ноября 2005 года № 01-8/2228 и от 5 января 2006 года № 01-8/12.
В Письме рассматривается вопрос о том, являются ли Фонд социальной защиты инвалидов, Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования, Государственная инспекция по контролю за ценами и их отделения или управления субъектами властных полномочий, и, соответственно, по правилам какого кодекса (КАС или ХПК) должны рассматриваться хозяйственными судами дела, в которых в качестве стороны выступает один из вышеупомянутых органов. Стоит упомянуть, что субъектами властных полномочий, согласно КАС, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные или служебные лица, другие субъекты при осуществлении ими властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе и при исполнении делегированных им полномочий. Таким образом, единственным признаком субъекта властных полномочий является осуществление этим субъектом властных управленческих функций, при этом данные функции должны осуществляться именно в правоотношениях, в которых возник спор.
Рассмотрим, какова позиция ВХСУ, изложенная в Письме.
Отделения Фонда социальной защиты инвалидов и фонды социального страхования
Фонд социальной защиты инвалидов является правительственным органом государственного управления, действующим в составе Министерства труда и социальной политики и подчиняющимся ему. Фонд осуществляет контроль за своевременным перечислением сумм штрафных санкций, поступающих от предприятий, учреждений и организаций за несоблюдение ими нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов.
По мнению ВХСУ, которое, собственно, и излагается в Письме, фонд и его отделения являются субъектами властных полномочий в правоотношениях с предприятиями, учреждениями и организациями, в частности в связи с применением штрафных санкций.
Страховые фонды, согласно Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, осуществляют такие задачи, как:
1) руководство и управление отдельными видами общеобязательного государственного социального страхования;
2) сбор и аккумуляция страховых взносов;
3) контроль за использованием средств;
4) обеспечение финансирования выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию.
Исходя из этого, исполнительные дирекции фондов социального страхования и их рабочие органы в данных правоотношениях выступают субъектами властных полномочий.
Управления Пенсионного фонда Украины
Определение управлений Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах как органов государственной власти, осуществляющих властные управленческие функции, следует из Положения об управлениях Пенсионного фонда, утвержденного постановлением правления ПФУ. ВХСУ в своем Письме, ссылаясь на это положение, указал, что данные управления осуществляют следующие задачи:
1) контролируют поступление страховых взносов и других платежей в Пенсионный фонд от предприятий, учреждений и организаций и граждан;
2) собирают в установленном порядке соответствующую отчетность;
3) проводят плановые и внеплановые проверки финансово-бухгалтерских документов, отчетов и других документов относительно правильности исчисления и уплаты страховых взносов, целевого использования средств Пенсионного фонда в организациях, осуществляющих выплату и доставку пенсий;
4) взыскивают с плательщиков страховых взносов неуплаченные суммы этих взносов.
Статьей 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионным страховании» именно территориальным управлениям Пенсионного фонда предоставлено право принимать решение об уплате просроченной задолженности по страховым взносам.
Итак, с полной уверенностью можно сказать, что дела, связанные с регулированием данных правоотношений, в которых одной из сторон выступает управление Пенсионного фонда, должны рассматриваться хозяйственными судами по правилам КАС.
Государственная инспекция по контролю за ценами
Законом Украины «О ценах и ценообразовании» предусмотрено, что полномочиями в сфере ценообразования обладает Кабинет Министров Украины. Правительство определяет полномочия органов государственного управления по установлению и применению цен и тарифов, а также по контролю за ними. В соответствии с этим Законом КМУ своим постановлением определил уполномоченным в данной сфере деятельности органом Государственную инспекцию по контролю за ценами, действующую в составе Министерства экономики Украины.
Территориальными органами Государственной инспекции по контролю за ценами являются государственные инспекции по контролю за ценами в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, составляющие единую систему органов контроля за ценами.
Инспекция и ее территориальные органы принимают решение о применении экономических или штрафных санкций по фактам нарушения государственной дисциплины цен. Также органы государственной инспекции по контролю за ценами имеют право проводить проверки бухгалтерских документов, книг, отчетов, калькуляций и других документов, связанных с формированием, установлением и применением цен и тарифов.
Реализуя данные функции, Государственная инспекция по контролю за ценами выступает как субъект властных полномочий.
Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать: все дела, стороной которых является один из вышеупомянутых органов и которые связаны с осуществлением им властных полномочий, должны, согласно рекомендации ВХСУ, рассматриваться местными и апелляционными хозяйственными судами в порядке, установленном КАС.
Отметим, что в информационном письме ВХСУ перечислены правоотношения, в которых вышеупомянутые органы являются субъектами властных полномочий, и поэтому в хозяйственных судах должна выработаться единая позиция относительно определения, какие из споров с участием вышеупомянутых органов должны решаться по правилам КАС, а какие — по правилам ХПК.
Информационные письма ВХСУ не имеют обязательной силы для хозяйственных судов, но являются рекомендациями, направленными именно на выработку единого подхода к определенным вопросам в системе хозяйственного судопроизводства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…