Какой Закон «Об оружии» нужен Украине? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (268) » Какой Закон «Об оружии» нужен Украине?

Какой Закон «Об оружии» нужен Украине?

В последнее время на Украине на законодательном уровне все чаще поднимается вопрос о необходимости принятия Закона Украины «Об оружии» с целью урегулирования отношений, связанных с оборотом огнестрельного оружия в стране. На сегодня на рассмотрении Верховного Совета Украины находится два проекта этого Закона: законопроект № 1171 от 22 ноября 2002 года, объединенный и доработанный народными депутатами Украины Юрием Кармазиным, Леонидом Черновецким, Владимиром Нечипоруком, Александром Рымаруком, и законопроект № 1171-2 от 11 декабря 2002 года, представленный народными депутатами Украины Иосифом Винским, Виктором Развадовским, Степаном Бульбой, Виктором Королем, Валентином Зубовым (как альтернативный). Главной, принципиальной новеллой этих законопроектов является возможность предоставления гражданам Украины права на приобретение и применение короткоствольного огнестрельного нарезного оружия (пистолетов и револьверов).

С чем связана такая активность законодателей в урегулировании этого вопроса? Они приводят якобы «неоспоримый» аргумент: у бандитов есть оружие, и, вооружив добропорядочных граждан, закон обезопасит их от преступников и станет защитой. «Почему в распоряжении бандитов имеются пушки и гранатометы, а законопослушным гражданам запрещают иметь даже пистолеты?» — задает вопрос один из авторов законопроекта Юрий Кармазин, утверждая, что закрепление права граждан на приобретение и применение огнестрельного оружия в демократических странах привело к стабилизации общественного порядка и снижению уровня преступности, потому что «преступники боятся идти на вооруженных людей».

Приверженцы предоставления гражданам права на приобретение короткоствольного нарезного оружия считают, что это эффективный способ реализации конституционного права граждан на самооборону. В условиях дальнейшей криминализации общества государство, «которое не может обеспечить безопасность своих граждан, должно хотя бы разрешить им защищать свою жизнь самостоятельно». В качестве дополнительного аргумента, как правило, приводится опыт других стран, где население имеет право на свободное приобретение и применение огнестрельного оружия в целях самозащиты.

При рассмотрении вопроса о разрешении свободной продажи на Украине огнестрельного короткоствольного оружия следует учитывать высокий уровень преступности, несовершенство правовой сознательности населения, отсутствие законов, регулирующих правовые отношения в сфере охранной деятельности и т.п. Сложившаяся обстановка не дает оснований предполагать, что с разрешением продажи населению пистолетов и револьверов волна преступности на Украине резко пойдет вниз.

По сведениям МВД, в нашей стране три убийства из пяти происходят на бытовой почве. Телевидение и газеты перенасыщены информацией, связанной с насилием. Люди постепенно привыкают к тому, что все проблемы можно решить при помощи физической силы либо оружия. А если человек от природы слаб и хил, но честолюбив и тщеславен и хочет непременно быть лидером, он, скорее всего, потянется к оружию, которое многократно усиливает возможность совершения преступлений.

Министерство внутренних дел Украины категорически возражает против предоставления возможности продажи оружия. По мнению сотрудников правоохранительных органов, принятие такого решения значительно усложнит криминогенную ситуацию в государстве и приведет к существенному увеличению количества преступлений с применением оружия. Так, в прошлом году с применением огнестрельного оружия в г. Киеве было совершено

41 преступление. На сегодня в розыске находится около 500 пистолетов и револьверов, 171 карабин, 117 винтовок, а также свыше 1600 единиц газового оружия.

Население вооружается?

Уверены, что предоставление гражданам Украины права на свободное приобретение огнестрельного оружия (независимо от видов) приведет к непредсказуемым последствиям и станет не защитой, а угрозой для нормальной жизни общества. На нынешнем этапе граждане Украины приобретают огнестрельное оружие в соответствии с Законом Украины «О праве собственности на отдельные виды имущества», в порядке, определенном подзаконными актами и инструкциями МВД Украины. Поданные на рассмотрение Верховного Совета Украины проекты Закона Украины «Об оружии» содержат довольно много юридических ошибок, противоречат действующим нормативным актам и не регулируют в полной мере все виды общественных отношений, связанных с оборотом оружия.

Сомнительным представляется подход, предложенный народными депутатами Украины в вышеупомянутых законопроектах (кроме №1171-2), а именно: предоставить право на приобретение короткоствольного нарезного оружия только отдельным слоям населения. Безусловно, не вызывает сомнения необходимость предоставления права на ношение огнестрельного оружия сотрудникам правоохранительных органов и судьям, которые непосредственно подвергаются опасности со стороны криминальных структур в связи с профессиональной деятельностью. Однако такое право уже предоставлено указанным лицам Законами Украины «О милиции», «О Службе безопасности Украины», «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов».

Предоставление такого права предусматривается и иным «привилегированным» лицам. Например, народным депутатам Украины, депутатам органов местного самоуправления, государственным служащим 1–6 категорий, членам Кабинета Министров Украины, согласно законопроекту № 1171 от 22 ноября 2002 года; руководящим должностным лицам Администрации Президента Украины и руководителям местных органов исполнительной власти, согласно законопроекту № 1171-1 от 2 октября 2002 года. Считаем, что подобные предложения в первую очередь нарушают конституционный принцип, установленный статьей 24 Конституции Украины, согласно которой «не может быть привилегий или ограничений по признакам … социального происхождения, имущественного состояния, местожительства или другим признакам».

Кроме того, предполагается предоставить возможность приобретения огнестрельного оружия лицам, которые и без того имеют право на дополнительную государственную защиту. Так, безопасность народных депутатов Украины обеспечивается Управлением государственной охраны Украины совместно с органами Службы безопасности Украины и Министерством внутренних дел (см. Закон «О статусе народного депутата Украины») при выполнении ими депутатских полномочий и по месту их проживания, а также обеспечивается безопасность членов их семей.

Кроме народных депутатов Украины, государственная охрана в случае угрозы жизни или здоровью может быть обеспечена для членов Кабинета Министров Украины; руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не являются членами Кабинета Министров Украины; судей Конституционного и Верховного Суда Украины; Председателя Национального банка Украины; Председателя Верховного Совета Автономной Республики Крым; Председателя Совета Министров Автономной Республики Крым (см. статью 7 Закона Украины «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц»).

…И стоит недешево

Ограничением на приобретение огнестрельного оружия, хотя это прямо не предусмотрено законопроектами, но логически следует из их содержания, может быть то, что приобрести огнестрельное оружие могут лишь материально обеспеченные лица. В самом деле, для среднего украинца «железный друг» — это роскошь по цене от 150 до 500 долларов США. Прибавьте сюда затраты на покупку патронов и металлического сейфа, получение необходимых справок.

Установленная на сегодня процедура приобретения оружия самозащиты, требующая прохождения разрешительной системы и получения ряда медицинских справок (это отнимет приблизительно месяц и стоит от 300 грн), будет существенно усложнена. Кроме того, владельцу оружия придется пройти платные курсы, сдать зачет, да еще платить налог на оружие. Учитывая все эти расходы, не каждый гражданин сможет приобрести оружие. Зато криминальные структуры, располагающие значительными капиталами, легко смогут воспользоваться предоставленными возможностями приобретения оружия через подставных юридических и физических лиц с тем, чтобы в дальнейшем использовать его в своих преступных целях.

Закон на согласование

Вышеупомянутым законопроектам не хватает четкости формулировок. Все законопроекты, как и российский закон «Об оружии», предусматривают разделение всего оружия на три типа: военное (в России подобный тип назван боевым), служебно-штатное и гражданское. Однако, в отличие от российского закона, в законопроектах Украины не устанавливаются четкие отличия одного типа оружия от другого. Вместе с тем все законопроекты перегружены терминологией, техническими характеристиками, слишком детальной регламентацией и информацией справочного характера. Создается впечатление, что эти законопроекты представляют собой не нормативно-правовые акты, а справочное пособие по криминалистике.

С другой стороны, пытаясь регламентировать всевозможные правоотношения, связанные с оружием, определить все известные марки оружия, законодатель тем самым искусственно сужает границы регулирования закона. Например, установив исчерпывающий перечень холодного оружия, которое запрещено для ношения гражданами, законодатель автоматически дает разрешение на использование любого другого холодного оружия, которое не предусмотрено в этом списке, несмотря на сходные боевые качества.

Требует основательной переработки и понятийный аппарат законопроектов. Ряд терминов не согласован с Конституцией Украины, противоречит или дублирует действующие законы Украины и содержит внутренние противоречия. Учитывая, что ряд положений проекта Закона Украины «Об оружии» имеют техническо-прикладной характер, считаем, что следовало бы его согласовать с соответствующими заинтересованными ведомствами, в первую очередь с Министерством внутренних дел Украины, а также со специалистами в области криминалистики. Ведь решение некоторых вопросов предложено в законопроекте на недостаточно квалифицированном уровне.

По нашему мнению, выходом из сложившейся ситуации может быть предоставление гражданам Украины возможности приобретения оружия, стреляющего резиновыми и прочими пулями несмертельного действия, без усложнения процедуры его получения. Именно этот вид оружия может послужить достаточно мощным средством для защиты граждан от преступных посягательств, значительно уменьшив при этом опасные последствия. Особого внимания требует и вопрос расширения и легализации специальных средств самообороны.

Конечно, принятие Закона Украины «Об оружии» необходимо, однако предложенные на рассмотрение парламента законопроекты должны быть основательно доработаны и согласованы со специалистами и соответствующими ведомствами, в первую очередь с Министерством внутренних дел Украины. В противном случае принятие такого Закона принесет больше вреда, чем пользы.

ПЕТРИЧЕНКО Олег — главный консультант отдела по вопросам национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности и борьбы с преступностью Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховного Совета Украины;
ТРОФИМОВ Сергей — старший консультант отдела по вопросам национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности и борьбы с преступностью Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховного Совета Украины

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Процедура несовершенна

В украинских судах новые лица

Деловая практика

Приостановка производствав связи с уголовным делом

Законодательная практика

Механизм банкротства глазами законодателя

Частичное реформирование

Зарубежная практика

Уголовная ответственность за плагиат

Создана Федеральная палата адвокатов

В России вводят миграционные карты

Отклонен законопроект по оффшорным компаниям

В МВД РФ создан спецотдел по борьбе с сатанистами

Неделя права

Депутаты потеснили Высшийсоветюстиции

Конституционный Судо процедуре обжалования

Мельниченко — Азаров: производство по делу закрыто

Луке Барбоне рассказали о регистрации недвижимости

Новости профессии

Дело об импичменте

Адаптация: кто следующий?

У СБУ «отобрали» изоляторы

Присяга судей станет торжественней

Прецеденты

Умышленное убийство и покушение на умышленное убийство

Разбойное нападение и умышленное убийство

Защита чести, достоинства и деловой репутации

Замена свидетельства о регистрации выпуска акций

Рецензия

Законодательство Украины на английском языке!

Судебная практика

Адвокат на скамье подсудимых

Взаимосвязь кредита и устава

Тема номера

Правоприменение в судейской практике

Апелляционное обжалование требует усовершенствования

Странности уголовного процесса

Частная практика

Адвокат и уголовный процесс

Юридический форум

Какой Закон «Об оружии» нужен Украине?

«Туман» в законах Украинына руку чиновникам

Інші новини

PRAVO.UA