Как внедрение автоматизации повлияет на сферу исполнения судебных решений — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №20-21 (1169-1170) » Как внедрение автоматизации повлияет на сферу исполнения судебных решений

Как внедрение автоматизации повлияет на сферу исполнения судебных решений

Замминстра юстиции рассказал о планах дальнейшей диджатализации исполнительного производства

«Диджитализация процессов исполнительного производства в разы повысит уровень фактического исполнения решений судов и других органов», — делится планами Андрей Гайченко, замминистра юстиции Украины по вопросам исполнительной службы
Андрей ГАЙЧЕНКО: «Мы планируем присоединиться к сервису государственных услуг «Дія» — разместить вкладку для возможности получения должниками информации об имущественных обязательствах и онлайн-оплаты задолженности по таким обязательствам»

Одним из путей повышения эффективности исполнения судебных решений и решений других органов (должностных лиц) является автоматизация и диджитализация соответствующих процедур. Уже сейчас государственные и частные исполнители работают с помощью Автоматизированной системы исполнительного производства (АСИП), имеют прямой доступ к ряду реестров, также внедрен электронный обмен информацией с некоторыми госорганами. О планах дальнейшей диджитализации исполнительного производства «Юридической практике» рассказал Андрей Гайченко, замминистра юстиции Украины по вопросам исполнительной службы.

— Какие электронные решения и сервисы уже внедрены в сфере принудительного исполнения в Украине?

— На сегодняшний день государственные и частные исполнители работают с помощью Автоматизированной системы исполнительного производства — компьютерной программы, обеспечивающей сбор, хранение, учет, поиск, обобщение, предоставление сведений об исполнительном производстве, формирование Единого реестра должников и защиту от несанкционированного доступа. Держателем данной системы является Министерство юстиции Украины.

АСИП обеспечивает автоматизацию технологических процессов обработки информации в органах государственной исполнительной службы (ГИС), у частного исполнителя: регистрацию входящей и исходящей корреспонденции и этапов ее прохождения, объективное и беспристрастное распределение исполнительных документов между государственными исполнителями, регистрацию исполнительных действий и изготовление документов исполнительного производства и тому подобное.

Для реализации обеспечения надлежащего исполнения судебных решений и решений других органов (должностных лиц) в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве», получения информации о должниках, их имуществе, доходах и средствах на сегодняшний день исполнители имеют непосредственный доступ к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество, Государственному реестру обременений движимого имущества, Единому государственному реестру юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, а также к Государственному реестру актов гражданского состояния граждан.

Кроме того, введена процедура обмена информацией посредством телекоммуникационной связи с Министерством внутренних дел (МВД), Национальной полицией, Пенсионным фондом, Государственной фискальной службой и Государственной пограничной службой Украины. Благодаря этому исполнители могут в электронном виде направлять запросы и получать ответы на них, а также направлять постановления, вынесенные ими в исполнительном производстве, в частности постановления об аресте имущества должника, розыске (снятии с розыска) транспортного средства должника, установлении (отмене) временного ограничения в праве управления транспортными средствами, установлении (отмене) временного ограничения в праве выезда за границу и тому подобное.

 

Насколько эффективно осуществляется информационный обмен?

— Предоставление доступа к реестрам и внедрение электронного обмена информацией с указанными госорганами, безусловно, положительно повлияли на деятельность органов и лиц, осуществляющих принудительное исполнение решений, в частности на оперативность направления запросов и получения необходимой информации в отношении должника. Однако следует отметить, что такой информационный обмен в отдельных случаях работал на ненадлежащем уровне и до недавнего времени существовала системная проблема длительной (15 дней и более) обработки Государственной налоговой службой (ГНС) Украины и МВД Украины запросов исполнителей. Благодаря предпринятым дополнительным мерам, направленным на совершенствование программного обеспечения, нам удалось сократить до одного рабочего дня сроки обработки запросов исполнителей о зарегистрированных за должником транспортных средствах и счетах, открытых в банковских учреждениях.

 

— Какие из существующих ныне проблемных вопросов деятельности государственных и частных исполнителей могут быть автоматизированы и диджитализированы?

— Сегодня у исполнителей отсутствует возможность получать в электронном виде информацию о зарегистрированной за должником сельскохозяйственной технике, о крупнотоннажных и других технологических транспортных средствах, а также информацию об установлении места регистрации должника.

Для получения исполнителями доступа к информации о зарегистрированной за должником сельскохозяйственной технике Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины проводится работа по нормативному урегулированию данного вопроса. Что касается крупнотоннажных и других технологических транспортных средств, их учет до сих пор ведется в бумажном виде. По результатам переговоров с Государственной службой Украины по вопросам труда установлено, что в настоящее время невозможно диджитализировать процесс получения информации о таких транспортных средствах. В том числе из-за отсутствия финансирования для перевода имеющейся информации в машиночитаемый формат.

В свою очередь, Государственная миграционная служба (ГМС) Украины принимает меры по модернизации имеющегося аппаратного и программного комплекса «Реестр территориальных общин» и соответствующего публичного сервиса, размещенного на официальном сайте ГМС, что позволит исполнителям зарегистрироваться в данном публичном сервисе и в режиме онлайн получать информацию о регистрации места жительства физических лиц в Украине.

Отдельно необходимо обратить внимание на существующую в настоящее время проблему введенной в прошлом году процедуры автоматизированного ареста средств должников на счетах в банках, которая осуществляется с помощью АСИП путем информационного взаимодействия государственных или частных исполнителей и банков.

Проблема заключается в том, что несмотря на сообщение Минюстом о полной готовности АСИП к информационному взаимодействию с банковскими учреждениями, из 75 существующих банков только два банка («ПриватБанк» и «Универсал Банк») осуществили подключение в установленном порядке, еще около 40 банков подключились в тестовом режиме. От других банков заявлений о подключении не поступало.

Совместно с Национальным банком Украины Минюстом принимаются меры по установлению обязанности банковских учреждений осуществить подключение к автоматизации ареста средств.

 

— Что планируется оцифровать в ближайшей перспективе?

— В ближайшей перспективе планируем диджитализировать в органах государственной исполнительной службы по всей Украине процесс учета сумм и перечисления средств на счета взыскателей. Он был запущен в органах ГИС города Киева и с 5 мая с.г. уже внедрен в Киевской, Одесской и Сумской областях. Следует отметить, что введение данного функционала позволит за несколько минут формировать тысячи платежных поручений на перечисление средств взыскателям, при том, что сегодня на такие действия тратится несколько дней, а также позволит за несколько минут вносить в АСИП записи о поступлении и перечислении средств, на что сейчас тратятся часы.

Также планируется расширить перечень сведений, предоставляемых ГНС Украины на запросы исполнителей в электронном виде, в частности, дополнить имеющийся перечень запросов возможностью получения в электронном виде сведений о суммах доходов, начисленных налоговыми агентами в пользу должников — физических лиц. Данный вопрос уже почти урегулирован и сейчас проходят согласовательные процедуры по внесению изменений в совместный приказ Минюста и Минфина Украины.

Кроме того, мы планируем присоединиться к сервису государственных услуг «Дія», а именно разместить в нем вкладку для возможности получения должниками информации об имущественных обязательствах и онлайн-оплаты задолженности по таким обязательствам.

Надеемся, что в ближайшем будущем мы обеспечим доступ исполнителей к информации о зарегистрированной за должником сельскохозяйственной технике и регистрации места проживания. Также проводится работа по получению доступа к Государственному земельному кадастру, который содержит сведения о зарегистрированных за должником земельных участках.

 

— Внедряемые решения — это сугубо украинские наработки или заимствование и адаптация зарубежного опыта?

— АСИП, с помощью которой происходит, в частности, информационный обмен с другими государственными органами — держателями реестров и баз данных, в целом является национальным продуктом, хотя и содержит отдельные технические решения, которые были заимствованы в других странах с целью модернизации и усовершенствования отечественных технологических процессов.

 

— Как на планах диджитализации сферы исполнительного производства сказалось введение карантина?

— Карантин, конечно, ограничил возможность проведения совместных встреч, однако нас это не остановило, мы работали и продолжаем работать над реализацией поставленных целей и идей, но не все зависит от Министерства юстиции Украины.

Переговоры с органами, которые являются держателями баз данных и реестров, велись и ведутся исключительно в телефонном режиме, путем переписки и с помощью сервисов (платформ) для проведения видеоконференций.

 

— Как в целом исполнители работают во время карантина?

— Сотрудники органов государственной исполнительной службы почти в полном составе работают на местах. Лишь около 10 % работают в удаленном режиме. Сотрудники, работающие на рабочих местах, обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты. Конечно, с целью предотвращения распространения коронавируса COVID-19 в органах ГИС отменен прием граждан. Обратиться в ГИС можно путем направления документов по почте, через Интернет и посредством электронной связи. Также для надлежащей коммуникации обеспечен бесперебойный (в пределах рабочего времени) прием телефонных звонков.

 

— Как вы оцениваете экономический эффект от диджитализации в сфере исполнительного производства?

— От проведения диджитализации в сфере принудительного исполнения решений мы ожидаем исключительно положительного экономического эффекта, так как получение информации о должниках, их имуществе, доходах и средствах в электронном виде приведет не только к сбережению затрат, связанных с бумажным документооборотом запросов исполнителей и ответов на них, но и к оперативному исполнению решений судов и других органов (должностных лиц), поскольку исполнители смогут в пределах одного рабочего дня получить почти всю необходимую информацию относительно должника.

Считаем, что это в разы повысит уровень фактического исполнения решений, что в свою очередь будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине и росту доверия к судебной системе.

 

Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Уместное время

Акцент

Самозанятые лица смогут платить ЕСВ только один раз: как ФОП или как независимые профессионалы

Государство и юристы

Зона конфликта

Как внедрение автоматизации повлияет на сферу исполнения судебных решений

Дайджест

Адвокатские взносы (не) платить

Новости

Карта событий

Новости законодательства

Новости юрфирм

Новости из зала суда

Новости Евросуда

Отрасли практики

Открыты для предложений

Земля по курсу

Суд не обязан отстранять арбитражного управляющего по ходатайству комитета кредиторов

Самое важное

Блок о бок

Налоговые инициативы

Судебная практика

Расходы на правовую помощь: новая практика ВС

Статья 290 УПК не требует от защиты раскрывать устные показания свидетеля

«Забытые» в 2016 году Президентом кандидаты в судьи пытаются добиться справедливости в суде

Судебные решения

Обязанность доказывания, что инкриминируемое преступление связано с домашним насилием, лежит на стороне обвинения

Тема номера

Образец проведения

Вывести на монитор

Получить подавлением

Неприятные упоминания

Возвратный механизм

Пресечь на корню

Частная практика

Михаил Ластовский рассказал о финансовых расследованиях

Решительные меры

Інші новини

PRAVO.UA