Одним из путей повышения эффективности исполнения судебных решений и решений других органов (должностных лиц) является автоматизация и диджитализация соответствующих процедур. Уже сейчас государственные и частные исполнители работают с помощью Автоматизированной системы исполнительного производства (АСИП), имеют прямой доступ к ряду реестров, также внедрен электронный обмен информацией с некоторыми госорганами. О планах дальнейшей диджитализации исполнительного производства «Юридической практике» рассказал Андрей Гайченко, замминистра юстиции Украины по вопросам исполнительной службы.
— Какие электронные решения и сервисы уже внедрены в сфере принудительного исполнения в Украине?
— На сегодняшний день государственные и частные исполнители работают с помощью Автоматизированной системы исполнительного производства — компьютерной программы, обеспечивающей сбор, хранение, учет, поиск, обобщение, предоставление сведений об исполнительном производстве, формирование Единого реестра должников и защиту от несанкционированного доступа. Держателем данной системы является Министерство юстиции Украины.
АСИП обеспечивает автоматизацию технологических процессов обработки информации в органах государственной исполнительной службы (ГИС), у частного исполнителя: регистрацию входящей и исходящей корреспонденции и этапов ее прохождения, объективное и беспристрастное распределение исполнительных документов между государственными исполнителями, регистрацию исполнительных действий и изготовление документов исполнительного производства и тому подобное.
Для реализации обеспечения надлежащего исполнения судебных решений и решений других органов (должностных лиц) в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве», получения информации о должниках, их имуществе, доходах и средствах на сегодняшний день исполнители имеют непосредственный доступ к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество, Государственному реестру обременений движимого имущества, Единому государственному реестру юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, а также к Государственному реестру актов гражданского состояния граждан.
Кроме того, введена процедура обмена информацией посредством телекоммуникационной связи с Министерством внутренних дел (МВД), Национальной полицией, Пенсионным фондом, Государственной фискальной службой и Государственной пограничной службой Украины. Благодаря этому исполнители могут в электронном виде направлять запросы и получать ответы на них, а также направлять постановления, вынесенные ими в исполнительном производстве, в частности постановления об аресте имущества должника, розыске (снятии с розыска) транспортного средства должника, установлении (отмене) временного ограничения в праве управления транспортными средствами, установлении (отмене) временного ограничения в праве выезда за границу и тому подобное.
— Насколько эффективно осуществляется информационный обмен?
— Предоставление доступа к реестрам и внедрение электронного обмена информацией с указанными госорганами, безусловно, положительно повлияли на деятельность органов и лиц, осуществляющих принудительное исполнение решений, в частности на оперативность направления запросов и получения необходимой информации в отношении должника. Однако следует отметить, что такой информационный обмен в отдельных случаях работал на ненадлежащем уровне и до недавнего времени существовала системная проблема длительной (15 дней и более) обработки Государственной налоговой службой (ГНС) Украины и МВД Украины запросов исполнителей. Благодаря предпринятым дополнительным мерам, направленным на совершенствование программного обеспечения, нам удалось сократить до одного рабочего дня сроки обработки запросов исполнителей о зарегистрированных за должником транспортных средствах и счетах, открытых в банковских учреждениях.
— Какие из существующих ныне проблемных вопросов деятельности государственных и частных исполнителей могут быть автоматизированы и диджитализированы?
— Сегодня у исполнителей отсутствует возможность получать в электронном виде информацию о зарегистрированной за должником сельскохозяйственной технике, о крупнотоннажных и других технологических транспортных средствах, а также информацию об установлении места регистрации должника.
Для получения исполнителями доступа к информации о зарегистрированной за должником сельскохозяйственной технике Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины проводится работа по нормативному урегулированию данного вопроса. Что касается крупнотоннажных и других технологических транспортных средств, их учет до сих пор ведется в бумажном виде. По результатам переговоров с Государственной службой Украины по вопросам труда установлено, что в настоящее время невозможно диджитализировать процесс получения информации о таких транспортных средствах. В том числе из-за отсутствия финансирования для перевода имеющейся информации в машиночитаемый формат.
В свою очередь, Государственная миграционная служба (ГМС) Украины принимает меры по модернизации имеющегося аппаратного и программного комплекса «Реестр территориальных общин» и соответствующего публичного сервиса, размещенного на официальном сайте ГМС, что позволит исполнителям зарегистрироваться в данном публичном сервисе и в режиме онлайн получать информацию о регистрации места жительства физических лиц в Украине.
Отдельно необходимо обратить внимание на существующую в настоящее время проблему введенной в прошлом году процедуры автоматизированного ареста средств должников на счетах в банках, которая осуществляется с помощью АСИП путем информационного взаимодействия государственных или частных исполнителей и банков.
Проблема заключается в том, что несмотря на сообщение Минюстом о полной готовности АСИП к информационному взаимодействию с банковскими учреждениями, из 75 существующих банков только два банка («ПриватБанк» и «Универсал Банк») осуществили подключение в установленном порядке, еще около 40 банков подключились в тестовом режиме. От других банков заявлений о подключении не поступало.
Совместно с Национальным банком Украины Минюстом принимаются меры по установлению обязанности банковских учреждений осуществить подключение к автоматизации ареста средств.
— Что планируется оцифровать в ближайшей перспективе?
— В ближайшей перспективе планируем диджитализировать в органах государственной исполнительной службы по всей Украине процесс учета сумм и перечисления средств на счета взыскателей. Он был запущен в органах ГИС города Киева и с 5 мая с.г. уже внедрен в Киевской, Одесской и Сумской областях. Следует отметить, что введение данного функционала позволит за несколько минут формировать тысячи платежных поручений на перечисление средств взыскателям, при том, что сегодня на такие действия тратится несколько дней, а также позволит за несколько минут вносить в АСИП записи о поступлении и перечислении средств, на что сейчас тратятся часы.
Также планируется расширить перечень сведений, предоставляемых ГНС Украины на запросы исполнителей в электронном виде, в частности, дополнить имеющийся перечень запросов возможностью получения в электронном виде сведений о суммах доходов, начисленных налоговыми агентами в пользу должников — физических лиц. Данный вопрос уже почти урегулирован и сейчас проходят согласовательные процедуры по внесению изменений в совместный приказ Минюста и Минфина Украины.
Кроме того, мы планируем присоединиться к сервису государственных услуг «Дія», а именно разместить в нем вкладку для возможности получения должниками информации об имущественных обязательствах и онлайн-оплаты задолженности по таким обязательствам.
Надеемся, что в ближайшем будущем мы обеспечим доступ исполнителей к информации о зарегистрированной за должником сельскохозяйственной технике и регистрации места проживания. Также проводится работа по получению доступа к Государственному земельному кадастру, который содержит сведения о зарегистрированных за должником земельных участках.
— Внедряемые решения — это сугубо украинские наработки или заимствование и адаптация зарубежного опыта?
— АСИП, с помощью которой происходит, в частности, информационный обмен с другими государственными органами — держателями реестров и баз данных, в целом является национальным продуктом, хотя и содержит отдельные технические решения, которые были заимствованы в других странах с целью модернизации и усовершенствования отечественных технологических процессов.
— Как на планах диджитализации сферы исполнительного производства сказалось введение карантина?
— Карантин, конечно, ограничил возможность проведения совместных встреч, однако нас это не остановило, мы работали и продолжаем работать над реализацией поставленных целей и идей, но не все зависит от Министерства юстиции Украины.
Переговоры с органами, которые являются держателями баз данных и реестров, велись и ведутся исключительно в телефонном режиме, путем переписки и с помощью сервисов (платформ) для проведения видеоконференций.
— Как в целом исполнители работают во время карантина?
— Сотрудники органов государственной исполнительной службы почти в полном составе работают на местах. Лишь около 10 % работают в удаленном режиме. Сотрудники, работающие на рабочих местах, обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты. Конечно, с целью предотвращения распространения коронавируса COVID-19 в органах ГИС отменен прием граждан. Обратиться в ГИС можно путем направления документов по почте, через Интернет и посредством электронной связи. Также для надлежащей коммуникации обеспечен бесперебойный (в пределах рабочего времени) прием телефонных звонков.
— Как вы оцениваете экономический эффект от диджитализации в сфере исполнительного производства?
— От проведения диджитализации в сфере принудительного исполнения решений мы ожидаем исключительно положительного экономического эффекта, так как получение информации о должниках, их имуществе, доходах и средствах в электронном виде приведет не только к сбережению затрат, связанных с бумажным документооборотом запросов исполнителей и ответов на них, но и к оперативному исполнению решений судов и других органов (должностных лиц), поскольку исполнители смогут в пределах одного рабочего дня получить почти всю необходимую информацию относительно должника.
Считаем, что это в разы повысит уровень фактического исполнения решений, что в свою очередь будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине и росту доверия к судебной системе.
Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…