В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, от одного княжества в другое перевозили газированную водичку зимой. Перевозили тентованными машинками, в которых температурный режим установить невозможно. Привезли — посмотрели — написали в акте странное даже для царств выражение «оставили воду на карантин» и все… Вода не оттаяла, склады-то не отапливаются, по свидетельству кучеров! И выставили претензию боярину, что перевозки делал! У боярина тоже юристы водились и взвесили все «за» и «против», порылись в судебных прецедентах, дойдя чуть не до царя Соломона. И вот вам результат.
Юристы смотрят все по документам, даже если писались они на бересте! Взяли заметки Ярослава Мудрого, акты, претензию стороны — грузоотправителя (далее по тексту ААА). Составили таблицу (см. Таблицу 1).
Если бы сторона обратилась в управление стандартизации и метрологии за заключением, то специалист обратил бы внимание ААА на этикетку на бутылке, где написано, что храниться вода должна при температурном режиме не менее +5 градусов. То есть даже если бутылка не деформирована, но нарушен порядок хранения, считается, что товар непригоден к реализации! Таким образом, любую отмерзшую воду нельзя реализовывать!
Позиция грузоотправителя: водитель-то акт подписал, а все остальное — ненужная чепуха!
Судя по судебной практике, главный вопрос тут в доказательстве, что товар доставлен испорченным, и это случилось по вине перевозчика. Является ли таким документом акт приема товара с подписью водителя? Или нужно дополнительное освидетельствование этого? Суд по аналогичному делу отказал грузоотправителю по причине отсутствия заключения товароведческой экспертизы, лабораторных анализов в подтверждение факта порчи. Далее это дело не обжаловалось в высшие инстанции, и, к сожалению, мне не удалось найти такого же дела, которое дошло до Высшего хозяйственного суда Украины, чтобы привести вам в пример.
Поэтому предлагаю проанализировать ситуацию самостоятельно. Есть факт — порча товара. Порча случилась, возможно, при перевозке, возможно — при выгрузке, так как под разгрузку машина 4 часа ждала на морозе. Но тут же сомнение — факт ли это? Надлежащее-то доказательство не предоставлено, а завскладом и водители не эксперты в данных вопросах!
Второй, конечно, не менее важный аспект, что грузоотправитель вообще не имел права предъявить данную претензию! Другими словами, это должен был делать или грузополучатель, или грузоотправитель в случае передачи права предъявлять к перевозчику претензию. Но этот документ задним числом уже делать поздно, ведь такая оговорка указывается в товарно-транспортной накладной!
Вывод из этого следующий: если вы представляете интересы перевозчика, и дело дошло до суда — аргументируйте свою позицию отсутствием доказательств (по хозяйственному процессу их должен предоставлять именно истец) и ненадлежащим истцом по делу! Если же вы грузоотправитель, тогда на будущее — пусть не вы, а грузополучатель сразу вызывает
представителя-эксперта, который даст ему заключение о пригодности товара к реализации, возможных причинах порчи, и предъявляет претензию к грузоперевозчику напрямую. Или же предусматривайте возможность предъявлять претензию самостоятельно с оговоркой в ТТН, как указано в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом на Украине.
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации «Юридический дом «Защита», г. Харьков
Факт | Последствие | Вывод |
Отсутствует договор ААА-АТП | Отношения регулируют ТТН с приложениями (акты фиксации времени прибытия под загрузку и выгрузку, акты передачи товара на хранение) и Правила перевозки автотранспортом, Устав автотранспорта, Инструкции по приему товара по количеству и качеству (П-6, П-7) | Руководствуемся законодательством и ТТН с приложениями к нему |
Загружен товар в тентованный прицеп | 1. Так как нет заявки с печатями, то нельзя и доказать, что заказывался НЕ тент. 2. Товар погрузили в тент, согласовательными действиями подтвердив перевозку в данном виде прицепа. Не было замечаний и возражений |
Молчаливое согласие стороны, выраженное в согласовательных действиях |
Часть товара подмерзла. Составлены акты, что товар оставлен на карантин | 1. Акты не соответствуют требованиям Инструкции П-7. 2. Нет документа, подтверждающего некачественность товара. 3. Нет документа, удостоверяющего причинно-следственную связь между порчей и перевозкой в тенте. 4. Карантин — это исключительно медицинский термин |
По судебной практике по аналогичным делам отказывают во взыскании суммы замерзлой воды, в том числе дело по ААА — решение по «Югтрак» 2008 года. Основание — отсутствие вывода товароведческой экспертизы, лабораторных анализов в подтверждение факта порчи с указанием как факта, так и причины порчи |
Составлены акты утилизации бутылок воды | 1. Акты не подтверждают, что утилизирована именно вода, перевозимая этим АТП (тентов было много). 2. Не указан способ утилизации пластмассы: как вредного сырья (бутылка деформировалась при замерзании) или передача сырья специализированным учреждениям. 3. Нет вывода специалиста о непригодности воды |
Акты не являются доказательством нанесения нашими неправомерными действиями ущерба ААА |
Претензии ААА к АТП по порче | ААА, как грузоотправитель, не наделен правами предъявлять претензию к перевозчику по порче. Это право есть только у грузополучателя. Статья 160 Устава автотранспорта | Если ААА обратится в суд по вопросу компенсации ущерба, суд откажет как ненадлежащему истцу. К примеру, постановление Высшего хозяйственного суда Украины по делу № 49/206 от 22 мая 2008 года |
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…