Как узнать, что лед — это лед? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №30 (657) » Как узнать, что лед — это лед?

Как узнать, что лед — это лед?

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, от одного княжества в другое перевозили газированную водичку зимой. Перевозили тентованными машинками, в которых температурный режим установить невозможно. Привезли — посмотрели — написали в акте странное даже для царств выражение «оставили воду на карантин» и все… Вода не оттаяла, склады-то не отапливаются, по свидетельству кучеров! И выставили претензию боярину, что перевозки делал! У боярина тоже юристы водились и взвесили все «за» и «против», порылись в судебных прецедентах, дойдя чуть не до царя Соломона. И вот вам результат.

Юристы смотрят все по документам, даже если писались они на бересте! Взяли заметки Ярослава Мудрого, акты, претензию стороны — грузоотправителя (далее по тексту ААА). Составили таблицу (см. Таблицу 1).

Если бы сторона обратилась в управление стандартизации и метрологии за заключением, то специалист обратил бы внимание ААА на этикетку на бутылке, где написано, что храниться вода должна при температурном режиме не менее +5 градусов. То есть даже если бутылка не деформирована, но нарушен порядок хранения, считается, что товар непригоден к реализации! Таким образом, любую отмерзшую воду нельзя реализовывать!

Позиция грузоотправителя: водитель-то акт подписал, а все остальное — ненужная чепуха!

Вопрос: чьих юристов на кол?!

Судя по судебной практике, главный вопрос тут в доказательстве, что товар доставлен испорченным, и это случилось по вине перевозчика. Является ли таким документом акт приема товара с подписью водителя? Или нужно дополнительное освидетельствование этого? Суд по аналогичному делу отказал грузоотправителю по причине отсутствия заключения товароведческой экспертизы, лабораторных анализов в подтверждение факта порчи. Далее это дело не обжаловалось в высшие инстанции, и, к сожалению, мне не удалось найти такого же дела, которое дошло до Высшего хозяйственного суда Украины, чтобы привести вам в пример.

Поэтому предлагаю проанализировать ситуацию самостоятельно. Есть факт — порча товара. Порча случилась, возможно, при перевозке, возможно — при выгрузке, так как под разгрузку машина 4 часа ждала на морозе. Но тут же сомнение — факт ли это? Надлежащее-то доказательство не предоставлено, а завскладом и водители не эксперты в данных вопросах!

Второй, конечно, не менее важный аспект, что грузоотправитель вообще не имел права предъявить данную претензию! Другими словами, это должен был делать или грузополучатель, или грузоотправитель в случае передачи права предъявлять к перевозчику претензию. Но этот документ задним числом уже делать поздно, ведь такая оговорка указывается в товарно-транспортной накладной!

Вывод из этого следующий: если вы представляете интересы перевозчика, и дело дошло до суда — аргументируйте свою позицию отсутствием доказательств (по хозяйственному процессу их должен предоставлять именно истец) и ненадлежащим истцом по делу! Если же вы грузоотправитель, тогда на ­будущее — пусть не вы, а грузополучатель сразу вызывает

представителя-эксперта, который даст ему заключение о пригодности товара к реализации, возможных причинах порчи, и предъявляет претензию к грузоперевозчику напрямую. Или же предусматривайте возможность предъявлять претензию самостоятельно с оговоркой в ТТН, как указано в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом на Украине.

КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации «Юридический дом «Защита», г. Харьков

Факт Последствие Вывод
Отсутствует договор ААА-АТП Отношения регулируют ТТН с приложениями (акты фиксации времени прибытия под загрузку и выгрузку, акты передачи товара на хранение) и Правила перевозки автотранспортом, Устав автотранспорта, Инструкции по приему товара по количеству и качеству (П-6, П-7) Руководствуемся законодательством и ТТН с приложениями к нему
Загружен товар в тентованный прицеп 1. Так как нет заявки с печатями, то нельзя и доказать, что заказывался НЕ тент.
2. Товар погрузили в тент, согласовательными действиями подтвердив перевозку в данном виде прицепа. Не было замечаний и возражений
Молчаливое согласие стороны, выраженное в согласовательных действиях
Часть товара подмерзла. Составлены акты, что товар оставлен на карантин 1. Акты не соответствуют требованиям Инструкции П-7.
2. Нет документа, подтверждающего некачественность товара.
3. Нет документа, удостоверяющего причинно-следственную связь между порчей и перевозкой в тенте.
4. Карантин — это исключительно медицинский термин
По судебной практике по аналогичным делам отказывают во взыскании суммы замерзлой воды, в том числе дело по ААА — решение по «Югтрак» 2008 года. Основание — отсутствие вывода товароведческой экспертизы, лабораторных анализов в подтверждение факта порчи с указанием как факта, так и причины порчи
Составлены акты утилизации бутылок воды 1. Акты не подтверждают, что утилизирована именно вода, перевозимая этим АТП (тентов было много).
2. Не указан способ утилизации пластмассы: как вредного сырья (бутылка деформировалась при замерзании) или передача сырья специализированным учреждениям.
3. Нет вывода специалиста о непригодности воды
Акты не являются доказательством нанесения нашими неправомерными действиями ущерба ААА
Претензии ААА к АТП по порче ААА, как грузоотправитель, не наделен правами предъявлять претензию к перевозчику по порче. Это право есть только у грузополучателя. Статья 160 Устава автотранспорта Если ААА обратится в суд по вопросу компенсации ущерба, суд откажет как ненадлежащему истцу. К примеру, постановление Высшего хозяйственного суда Украины по делу № 49/206 от 22 мая 2008 года
Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Оглашение полного текста решения

Государственная практика

Внутренние и внешние основы

Уполномоченный не зам

Законодательная практика

Налоговый спецназ

Кадровые новости

Повышение в ГП «Уголь Украины»

Новое назначение в ООО «МЕТРО Кэш энд Керри Украина»

Кадровые изменения в ОАО «Энергетическая компания «Днепроблэнерго»

Неделя права

Безопасность адвокатов

Программный визит

Плановый ликбез

ГПУ подвела итоги

Ослабленный контроль

Новости законотворчества

Президент Украины подписал Закон о праве свидетеля на защитника

Абонентам мобильной связи разрешили оставлять в пользовании номер при смене оператора

О постановлении о возбуждении «фактового» уголовного дела

Новости из зала суда

По делу о праве собственности на ТРЦ Dream Town заявлен пятый отвод

Суд подтвердил недостоверность информации о Викторе Пилипишине

ВХСУ подтвердил право «Фармак» на торговую марку

Новости из-за рубежа

Linklaters заставят заплатить налоги в Индии

В ФРГ опубликуют книгу погибшей судьи о мафии

Защита авторских прав — дело убыточное

Новости профессии

Президент Всемирной ассоциации юристов встретился с национальным президентом ВАЮ в России

Назначены новые региональные прокуроры

В штат ВАСУ зачислены двое новых судей

Председатель ВСУ обнародовал сведения о доходах

В. Бондик восстанавливается в должности члена ЦИК

Новости юридических фирм

Integrites — советник по привлечению кредита

ЮФ «Саенко Харенко» защитила интересы Dyckerhoff в АМКУ

АФ «Паритет» консультирует AstraZeneca по украинским правовым вопросам

«С.Т. Партнерс» и «Первая юридическая сеть» начали сотрудничество

Позиция

Если захотим

Реестр событий

Старт с отложениями

Не председатель, а советник председателя

Служебная лестница

Переводы

Назначения

Увольнения

Судебные решения

Об ответственности за недостачу груза при перевозке

Тема номера

Некоторые прелести аренды коммунальной недвижимости

Частная практика

Следствие ведут…

«Як умру, то пошукайте…»*

Юридический форум

Когда закон вступает в силу?

Зачем нужен такой омбудсмен?

Юрисконсульт

Как узнать, что лед — это лед?

Право собственности нерушимо

Інші новини

PRAVO.UA