В данной статье речь пойдет о будущем формирования такого общественно важного правового института, как нотариат. Его реформирование в последнее время набирает новые обороты и привлекает внимание не только специалистов — практикующих нотариусов и представителей органов власти, осуществляющих непосредственный контроль и координацию деятельности нотариата, — но и всю общественно активную часть населения Украины, начиная от ученых-правоведов, заканчивая студентами юридических факультетов.
В Секретариате Верховного Совета на сегодняшний день зарегистрированы два законопроекта «О нотариате», представленные народными депутатами Виктором Мусиякой и Василием Онопенко. Чтобы понять, какими законодатель видит необходимые условия для формирования профессионального корпуса нотариусов, предлагаем читателям анализ в этой части проекта Закона Украины «О нотариате», поданного народным депутатом Украины Василий Онопенко.
Основополагающими идеями существования нотариата, на наш взгляд, в законопроекте являются закрепленные в статье 2 единство принципов, форм и методов организации и осуществления нотариальной деятельности. Действующим законодательством о нотариате его правовая природа несколько искажена, и назвать ее единой сложно. Это проявляется в одновременном существовании как государственных нотариальных контор со статусом юридического лица, а соответственно, и государственных нотариусов, так и частных нотариусов, с разным объемом компетенции и несущих разную ответственность. Реформирование института нотариата предлагается свести к ликвидации институтов государственного и частного нотариата и создании единой системы.
Что предлагается поменять в правовом статусе нотариуса?
4 ЭТАПА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
Законопроект определяет, что нотариус — это лицо, которое от имени государства обеспечивает установление бесспорных правоотношений граждан, территориальных общин, предприятий, учреждений и организаций, а также реализацию и защиту их прав и законных интересов. Таким образом, все нотариусы будут осуществлять свою деятельность исключительно от имени Украины, и в этом заключается главная особенность правового положения. Она, на наш взгляд, обусловливает то, что получить статус нотариуса после проведения реформы (т.е. принятия Закона) будет гораздо сложнее. Анализ законопроекта позволяет выделить в этой процедуре четыре этапа. Первый этап будет заключаться в том, что гражданин Украины должен получить высшее юридическое образование и образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра. На втором этапе претендующий на замещение должности нотариуса обязан будет пройти профессиональную стажировку. Ее срок по законопроекту составляет 2 года, в отличие от предусмотренных действующим законодательством 6-ти месяцев. Кроме того, претендент на замещение должности нотариуса сможет пройти стажировку не у любого нотариуса, а только у того, который работает на этой должности не менее пяти лет. Третий этап подразумевает сдачу квалификационных экзаменов, по результатам которых лицу выдается свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Однако если на сегодняшний день такое свидетельство дает право лицу при наличии вакантной должности занять ее в порядке очередности, то по законопроекту для замещения вакантной должности нотариуса необходимо будет еще принять участие в конкурсе. Он оглашается и проводится Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссией нотариата отдельно по каждому нотариальному округу. Победитель конкурса определяется решением Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии, и, согласно статье 3 законопроекта, может быть назначен нотариусом. Определенные льготы для занятия должности нотариуса, которые не предусмотрены действующим законодательством, устанавливаются для должностных лиц Министерства юстиции Украины, Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских управлений юстиции, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением государственного контроля за осуществлением нотариальной деятельности. Статьей 36 законопроекта работа сроком не менее трех лет на соответствующей должности приравнивается к профессиональной стажировке.
ПРИОБРЕТИ БЮРО И ЗАСТРАХУЙ ВСЕ РИСКИ!
Однако для занятия нотариальной деятельностью лицу не достаточно выиграть конкурс и быть утвердженным на должность нотариуса соответствующим приказом органа Министерства юстиции. Нотариусу также необходимо получить регистрационное удостоверение. Нормами проекта анализируемого Закона о нотариате срок, в течение которого оно выдается, не устанавливается. После получения удостоверения в течение двухмесячного срока нотариусу необходимо приобрести нотариальное бюро (контору) и застраховать в страховой компании риск своей профессиональной деятельности. Согласно статье 2 законопроекта, нотариальная деятельность осуществляется только при наличии у нотариуса нотариального бюро (конторы) и при условии страхования риска профессиональной деятельности. Возникает вопрос: что такое нотариальное бюро (контора) и каков ее статус? Действующее законодательство определяет государственную нотариальную контору как юридическое лицо, которое открывается и ликвидируется Министерством юстиции. В законопроекте же дано абсолютно противоположное определение нотариальной конторы и нотариального бюро. Согласно статье 12, нотариальное бюро является организационной формой индивидуальной деятельности нотариуса без создания юридического лица. Нотариальной конторой называется организационная форма осуществления нотариальной деятельности двумя и более нотариусами, утвержденными на должности в одном нотариальном округе, без создания юридического лица. То есть, по сути, речь идет лишь о соответствующем помещении, сертифицированном в установленном порядке, где нотариусы должны осуществлять нотариальные действия. Законопроект не устанавливает, на каких правах нотариальное бюро (контора) может принадлежать нотариусам: собственности или аренды. Также после ликвидации государственных нотариальных контор нотариусам будет предоставлено преимущественное право на приватизацию занимаемого ими помещения. Государство возьмет на себя обязанность по бронированию необходимых нотариальных бюро (контор) в количестве не менее одного на нотариальный округ. Поскольку законопроектом установлено, что в одном нотариальном округе должны работать как минимум два нотариуса, местные органы исполнительной власти или местного самоуправления должны бронировать как минимум два помещения.
Как отмечалось выше, кроме обеспечения помещением (нотариальным бюро/конторой), нотариус обязан до начала своей нотариальной деятельности заключить страховой договор. Его обязательные условия формируются в соответствии с Гражданским кодексом Украины, Законом Украины «О страховании». Законопроект также указывает на некоторые существенные условия этого договора. К ним относятся: срок действия (договор заключается на весь период пребывания нотариуса на должности), страховые случаи (возникают исключительно вследствие незаконных или небрежных действий нотариуса при осуществлении нотариальной деятельности), минимальный размер страховой суммы (по законопроекту она составляет 200 минимальных размеров заработной платы, что на сегодняшний день равняется 37 тысячам гривен). Для сравнения: эта сумма, согласно действующему законодательству, составляет 18,5 тысяч гривен.
Неосуществление этих действий и неподача документов, их подтверждающих, в Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в АР Крым, областное, Киевское или Севастопольское городское управление юстиции в двухмесячный срок без уважительных причин в обязательном порядке влечет за собой отмену решения об утверждении лица на должность и объявление должности нотариуса вакантной. Когда все необходимые документы будут поданы, нотариус сможет начать свою деятельность только после внесения информации о датах утверждения на должность нотариуса и начале нотариальной деятельности в Единый реестр нотариусов. Законопроектом не устанавливается срок, в течение которого эта информация заносится в реестр. Однако из содержания статьи 41 законопроекта усматривается, что такая запись должна быть сделана в двухмесячный срок со дня получения нотариусом регистрационного удостоверения.
КОГДА ПРИНИМАТЬ ПРИСЯГУ?
Кроме того, статьей 40 законопроекта на лицо, которое впервые было утверждено на должность нотариуса, возлагается обязанность принять присягу. Об этом делается запись в трудовой книжке нотариуса. Сроки принятия присяги не устанавливаются, а статья 41, регламентирующая начало нотариальной деятельности, не относит принятие присяги к обязательным условиям ее начала. Но, поскольку она является важным и необходимым условием осуществления нотариальной деятельности от имени государства Украина, полагаем, что в законопроекте необходимо четко прописать сроки ее принятия и закрепить в статье 41 положение о том, что запись в трудовой книжке является необходимым условием начала нотариальной деятельности.
Необходимо также отметить и общие требования, которые предъявляются к нотариусу. Им не может быть лицо, имеющее судимость, а также признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным. Нотариус не может быть народным депутатом Украины, сельским, поселковым председателем, городским мэром, находиться на должности государственного служащего, заниматься предпринимательской деятельностью, а также выполнять другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой.
Таков порядок назначения гражданина Украины на должность нотариуса. Очевидно, все предусмотренные законопроектом условия, которые необходимо будет выполнить лицу для получения возможности заниматься нотариальной деятельностью, приведут к тому, что на Украине нотариусом пожелает стать далеко не каждый юрист. Речь идет не только о четырехступенчатой системе отбора наиболее профессиональных кандидатов на эту ответственную должность, которая, хочется верить, сможет себя оправдать, и не превратится в излишне сложную формальность, но и о финансовой стороне вопроса: возможности получения юридического образования, которое все увереннее переходит на хозрасчетную основу, оплаты квалификационных экзаменов, оплаты участия в конкурсе на занятие вакантной должности нотариуса, обеспечения нотариальным бюро (конторой), уплаты членских взносов на развитие самоуправления и суммы страхования рисков нотариальной деятельности, а также обеспечением самофинансирования своей деятельности.
Хотелось бы взять на себя смелость и высказать надежду на то, что такие условия формирования на Украине нотариата смогут создать почву для высокопрофессиональной и независимой деятельности нотариусов, и это позитивно отразится как на охране и защите прав физических, юридических лиц, так и государства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…