Как мы регистрировали политическую партию — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (671) » Как мы регистрировали политическую партию

Как мы регистрировали политическую партию

Однажды к нам обратилась инициативная группа граждан, желающих создать новую политическую партию для самоотверженного труда на благо нашей страны. Такая задача является нестандартной практически для любой юридической фирмы, поскольку на создании представительских общественных организаций в нашем регионе точно никто не специализируется. Однако только по прошествии нескольких месяцев мы смогли по-настоящему оценить, насколько трудоемким сегодня является процесс регистрации новой политической партии и насколько нереальна задача зарегистрировать ее без привлечения команды квалифицированных юристов.

Пытаясь сделать политические партии общенациональными организациями, а не инструментами в руках отдельных региональных элит, законодатель серьезно усложнил процедуру их создания. Настолько, что для многих инициативных групп эта задача становится в принципе непосильной.

Итак, судите сами, через что нужно пройти для создания новой политической силы.

1. Согласно статье 10 Закона Украины «О политических партиях на Украине» от 5 апреля 2001 года (Закон), для создания новой политической партии необходимо, чтобы такое решение своими подписями поддержали как минимум 10 000 граждан Украины избирательного возраста. Указанные подписи должны быть собраны не менее чем в 2/3 районов не менее 2/3 областей Украины, г. Киева и Севастополя и не менее чем в 2/3 районов Автономной Республики Крым.

На сегодня административно-территориальное устройство Украины имеет следующую структуру: 24 области, каждая из которых состоит из 13—27 районов; Автономная Республика Крым — 14 районов; г. Киев — 10 районов; г. Севасто­поль — 4 района.

Соответственно решение о создании политической партии должно быть поддержано подписями не менее 10 000 граждан Украины, собранными не менее чем в 318 районах 16 областей Украины, в 7 районах г. Киева, в 3 районах г. Севастополя и не менее чем в 10 районах Автономной Республики Крым. То есть в каждой из 16 областей должно быть собрано в среднем 625 подписей. Не стоит забывать о том, что подписи необходимо собирать не менее чем в 2/3 районов каждой области, а не в одном отдельном районе. К примеру, для того чтобы собрать 625 подписей граждан в Одесской области, необходимо в 18 (!) районах этой области получить в среднем по 35 подписей граждан.

В свою очередь, 10 000 подписей граждан может быть недостаточно. Это связано с тем, что при подаче документов на регистрацию политической партии количество подписей обязательно будет проверяться специалистами Министерства юстиции Украины. Поэтому в случае, если Министерство признает недействительными некоторые бланки подписей, сами подписи или сведения о гражданах, указанные в бланках, то количество подписей может оказаться значительно меньше установленной нормы. Это будет достаточным основанием для отказа в регистрации политической партии.

Наш опыт показал, что подписей должно быть на 1000—1500 больше установленного минимума, потому что, например, сбор подписей в сельских районах приводит к попаданию на бланки подписей лиц без указания их места жительства либо к «потере» инициалов. А в самых комичных случаях единственным, кто забывает расписаться на бланке, является лицо, ответственное за сбор подписей граждан.

В нашем случае даже участие группы квалифицированных юристов в процессе сбора подписей не позволило на 100 % предупредить возникновение ошибок, учитывая особо сжатые сроки, отведенные нам заказчиком. Поэтому до 5 % подписных листов были забракованы нами еще на стадии подготовки документов для Министерства юстиции Украины.

2. В соответствии со статьей 11 Закона Министерство юстиции Украины рассматривает поданные на регистрацию документы в срок, не превышающий 45 дней с момента их поступления. По результатам рассмотрения министерство принимает одно из двух решений:

1) о регистрации политической партии;

2) об отказе в регистрации политической партии.

При этом в регистрации политической партии может быть отказано, если документы, предоставленные для ее регистрации, не соответствуют Конституции, Закону Украины «О политических партиях на Украине» и другим законам Украины. Как видите, перечень оснований для отказа в регистрации является далеко не исчерпывающим. То есть предвидеть все основания для отказа министерства в регистрации политической партии невозможно.

Но самым интересным является то, что законодательство также не ограничивает число отказов Министерства юстиции Украины в регистрации политической партии. И для лиц, заинтересованных в создании политической партии, это может превратиться в «9 кругов ада», когда они безуспешно пытаются зарегистрировать политическую партию на протяжении нескольких лет.

3. Получение долгожданного свидетельства Министерства юстиции Украины о регистрации политической партии означает на самом деле не окончание работ, а начало нового их круга. Согласно части 6 статьи 11 Закона, политическая партия в течение 6 месяцев со дня ее регистрации должна создать и зарегистрировать свои областные, городские, районные организации в большинстве областей Украины, г. Киеве и Севастополе, Автономной Республике Крым.

Решением Конституционного Суда Украины № 9-рп/2007 от 16 октября 2007 года устанавливается, что положения части 6 статьи 11 Закона следует понимать как обязанность политической партии создать и зарегистрировать областные и приравненные к ним партийные организации не менее чем в 14 из 27 административно-территориальных единиц Украины. Невыполнение данного требования будет основанием для решения вопроса об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии.

Указанные региональные (областные, городские, районные) организации в течение 6 месяцев необходимо зарегистрировать в соответствующих управлениях юстиции областей и городов. В свою очередь, на данный момент нет нормативно-правового акта, который регулирует порядок регистрации региональных организаций политической партии. В связи с этим управления юстиции действуют практически автономно и сами определяют особенности регистрации региональных организаций партии. Это приводит к тому, что процесс регистрации региональных организаций превращается в 14 независимых процедур, вместо одной. При этом требования региональных управлений юстиции отличаются практически в каждом регионе.

В чем эти требования сходятся, так это в том, что регистрация региональной организации партии невозможна без:

1) необходимого состава руководящих органов каждой региональной организации в составе не менее 3 человек, то есть как минимум 42 человека для 14 областей;

2) соответствующего помещения, в котором будет зарегистрирована и размещена партийная ячейка;

3) подготовки обширного пакета документов для регистрации в управлениях юстиции.

Довольно забавно, но при одинаковом пакете документов управления юстиции разных областей не раз принимали разные решения, и регистрация региональных отделений в любом случае производилась с учетом «местных» обычаев и требований управлений юстиции. Так или иначе нам удалось успешно зарегистрировать 15 региональных отделений политической партии.

С учетом полученного опыта можем утверждать, что создание и обслуживание политических партий вполне может выступать самостоятельным видом юридической практики или специализацией юридической фирмы. Во всяком случае тем коллегам, которые будут повторять наш опыт, острота ощущений гарантирована.

ДАШЕВСКИЙ Евгений — юрист-аналитик АФ «Династия», г. Днепро­петровск

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Упрощенно о банкротстве

Акцент

Небо в клетку — не для нас

Государство и юристы

Финмониторинг Минюста

Государство и юристы

Кадры

Аппарат ВХСУ увеличат на 70 штатных единиц

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Вне доступа по закону

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предпринимательство без идентификационного номера

Размер отчислений с заработной платы предлагают увеличить

Выплаты пострадавшим от преступления из госбюджета

Обеспечение оборота облигаций

Документы и аналитика

Нюансы предварительного договора

Как мы регистрировали политическую партию

Книжная полка

Рекомендательное судоустройство

Неделя права

Новости из-за рубежа

Facebook vs. Faceporn

Похожие на бренды домены под запретом?

Неделя права

В борьбе с морскими пиратами

Усовершенствование закона

Поскребут по сусекам?

Судебное рифмование

Неделя права

Новости из-за рубежа

Владельцев компьютеров обязали платить за радиоточку

Новости юридических фирм

Частная практика

АФ «Династия» представила интересы клиента в споре по ипотеке

МЮК «Александров и Партнеры» представила интересы застройщика в споре с ПАО «Альфа-Банк»

Е. Кибенко вошла в состав Экспертного совета ГКЦБФР

Персона

Адвокатура глазами мэтра

Рабочий график

Все на корпоратив!

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Создание рабочих мест для инвалидов не сопровождается обязанностью их трудоустроить

Уменьшение размера исковых требований

Ответственность КДКА за решение собрания адвокатов

Самое важное

Адвокат вошел в состав Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины

Американское право в г. Харькове

Борьба за кабинеты

Судебная практика

«Дыры» хозяйственного процесса

Пересекая границы

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах наложения взыскания на имущество, находящееся в общей совместной собственности супругов

Об особенностях установления в судебном порядке факта работы в тяжелых и вредных условиях

Тема номера

Уполномочен супругом на развод

Предоставление судом права на брак

Реалии «фактического брака»

Раздел имущества супругов

Частная практика

Половина из кармана адвоката — в бюджет

Адвокатура и велосипед

Нотариат и глобализация

Юридический форум

Осенний кубок не поменял прописки

Открытый ответ на открытое письмо

Інші новини

PRAVO.UA