Как КМУ свою работу организовал… — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (503) » Как КМУ свою работу организовал…

Как КМУ свою работу организовал…

Раздел VI Конституции Украины регулирует деятельность Кабинета Министров Украины (далее — КМУ) и других органов исполнительной власти. Нормы Конституции, как известно, являются основой правового регулирования деятельности Кабинета Министров. Статьей 120 Конституции определено, что организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины. Логическим продолжением этого положения стало принятие Верховным Советом 21 декабря 2006 года Закона «О Кабинете Министров Украины».

На этом правительство решило не останавливаться, и на свет появился еще один нормативный акт, регулирующий деятельность Кабинета Министров — постановлением КМУ от 18 июля с.г. был утвержден Регламент Кабинета Министров Украины (далее — Регламент). Указанный Регламент устанавливает порядок организации деятельности КМУ, связанной с выполнением его полномочий. Документ получился довольно обширным (включает в себя 16 разделов и 182 параграфа) и подробно регламентирующим практически все аспекты организации деятельности украинского правительства.

Об ответственности «политической»…

Интересными представляются нормы Регламента, которыми, фактически, установлена «политическая ответственность» членов Кабинета Министров. Так, члены КМУ обеспечивают единство Кабинета Министров и несут в соответствии с законом солидарную ответственность за результаты деятельности Кабинета Министров как коллегиального органа исполнительной власти и лично несут политическую ответственность за состояние дел в порученной сфере государственного управления. Кроме того, члены Кабинета Министров не могут действовать вопреки позиции Кабинета Министров, обнародовать без согласия премьер-министра какую-либо информацию о ходе заседаний Кабинета Министров и оценку позиций, которые высказываются членами Кабинета Министров на заседаниях. Вероятно, такие положения призваны сплотить все правительство и сконцентрировать его внимание на выполнении возложенных на него задач, а также ввести некую коллективную ответственность членов КМУ. Еще одна «дисциплинирующая» норма, которая содержится в Регламенте, указывает, что участникам заседания КМУ и приглашенным лицам запрещается приносить на заседания кино-, видео, фотоаппаратуру и звукозаписывающую технику, а также средства связи. Вопросы относительно присутствия на заседании Кабинета Министров представителей средств массовой информации и проведения ними кино-, видео- и фотосъемки, а также звукозаписи решает лично премьер-министр Украины.

Кроме того, описываемый Регламент неординарен тем, что вводит законодательное определение понятия «политическое предложение». Согласно нему, политическое предложение вносится на рассмотрение КМУ в форме докладной записки, которая разрабатывается для разрешения вопросов общественно-экономической жизни, которые требуют определения концептуальных основ реализации государственной политики, приоритетов и стратегических направлений социально-экономического развития, последовательности действий, выбора оптимальных путей, механизма и способов разрешения проблемы, а также проведения реформ. Политическое предложение вносят на рассмотрение Кабинета Министров министры, а также руководители центральных органов исполнительной власти, которые не принадлежат к сфере координации министров. Механизмы реализации политического предложения не менее разнообразны. Предусмотрено, что такое предложение берется за основу во время подготовки планов мероприятий, проектов законов и других актов законодательства. Также, по результатам рассмотрения политического предложения КМУ принимает распоряжение об одобрении концепции, стратегии, основных направлений реализации государственной политики, других программных документов концептуального характера, концепции государственной целевой программы и закона. Если реализация политического предложения не нуждается в принятии такого распоряжения, решение по результатам его рассмотрения указывается в протоколе заседания Кабинета Министров. При этом министерства и другие центральные и местные органы власти, согласно нормам Регламента, обеспечивают реализацию одобренных правительством политических предложений, предусмат­ривая с этой целью соответствующие мероприятия в планах своей работы.

…и о реальной деятельности

К одной из разновидностей контрольной функции Кабинета Министров можно отнести и предусмотренные Регламентом полномочия по отмене актов центральных органов исполнительной власти полностью или в отдельной части в случае их несоответствия Конституции и законам Украины, актам Президента Украины, постановлениям Верховного Совета и актам Кабинета Министров путем принятия соответствующих распоряжений. Проект такого распоряжения готовит министерство юстиции по решению премьер-министра. Аналогичная процедура предусмотрена Регламентом и для отмены актов местных государственных администраций.

В целом, Регламент охватывает порядок взаимодействия правительства практически со всеми органами государственной власти — Президентом, парламентом, центральными органами государственной власти, а также с Конституционным Судом Украины, судами общей юрисдикции и Генеральной прокуратурой Украины. В этом контексте, например, вызывают интерес положения Регламента в части исполнения решения Конституционного Суда — так, определено, что в случае возложения Конституционным Судом на Кабинет Министров обязательства относительно обеспечения исполнения решения КСУ или соблюдения его заключения, Кабинет Министров в пределах своих полномочий принимает соответствующие меры и предоставляет в случае истребования Конституционным Судом письменное подтверждение исполнения его решения или соблюдения заключения. В такой ситуации главное — не забывать положения статьи 150 Конституции Украины и статьи 70 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», согласно которым решения КСУ являются обязательными для исполнения на территории Украины, окончательными и не могут быть обжалованы, а в случае необходимости КСУ может определить в своем решении порядок и сроки его исполнения, а также возложить на соответствующие государственные органы обязанности относительно обеспечения исполнения решения. Указанная правовая позиция была подтверждена и решением КСУ от 14 декабря 2000 года (дело о порядке выполнения решений Конституционного Суда Украины). Тут было бы целесообразно вспомнить недавнее решение Конституционного Суда от 9 июля 2007 года по делу о социальных гарантиях граждан, которым были признаны неконституционными ряд положений Закона «О Государственном бюджете Украины на 2007 год», которыми ограничиваются социальные гарантии различных категорий граждан Украины. Несмотря на это, правительство не очень спешит выполнять указанное решение, мотивируя это отсутствием средств для осуществления таких социальных выплат.

Предусмотрен Регламентом и порядок выполнения правительством решений судов общей юрисдикции. В частности, исполнительный документ или постановление об открытии исполнительного производства в случае поступления в Кабинет Министров направляется соответствующим центральным и местным органам исполнительной власти, государственным хозяйственным объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям письмом, подписанным министром Кабинета Министров для внесения в определенный ним же срок Кабинету Министров предложений относительно обеспечения исполнения решения суда. Одновременно Секретариат КМУ информирует о поступ­лении исполнительного документа или постановления премьер-министра и всех вице-премьер-министров. Достаточно сложно сказать, будет ли такая процедура способствовать своевременному и эффективному выполнению правительством решений судов.

Будет Кабинет Министров на основании норм нового Регламента взаимодействовать и с гражданами Украины, а также с их объединениями. Граждане имеют право быть лично принятыми даже премьер-министром Украины, правда, только в установленном ним самим порядке. Кроме того, информационный запрос гражданина или объединения граждан о доступе к официальным документам, а также запрос относительно предоставления письменной или устной информации о деятельности КМУ или касательно отдельных вопросов деятельности руководства правительства рассматривается по следующей процедуре: сначала секретариат КМУ изучает запрос на предмет возможности его удовлетворения, затем по результатам ­изучения запроса секретариат удовлетворяет его или на протяжении 10 дней сообщает, что запрос будет удовлетворен на протяжении месяца или он не может быть удовлетворен с обоснованием причины отказа.

Остается только порадоваться тому факту, что высший орган в системе органов исполнительной власти «полностью обес­печен» законодательной основой для осуществления своих функций, выполнения заданий и реализации полномочий — закон о КМУ действует, Регламент утвержден. Хотя в таком случае закономерно возникает вопрос о содержательной составляющей таких нормативных актов и их взаимодействии с остальной системой законодательства Украины, но это уже абсолютно другая история…

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Как КМУ свою работу организовал…

Деловая практика

Заключение на возражение

Законодательная практика

КМУ хочет помочь инвесторам

Бумага привлечет инвестиции

Историческая практика

Баронесса в монашьей рясе...

Комментарии и аналитика

Консолидация дел

О явлении «правового гермафродита»

Если ответчик должен «в натуре» — кредитор о сроках не беспокоится

Неделя права

Конкуренция под защитой… Антимонопольного комитета

Аудиторов банков — в реестр!

Украина — тюрьма для Европы

Минюст дает задний ход

Украине — Офис Совета Европы

Реестр событий

Новые упрощения от Минюста для кандидатов в нотариусы

Зависимая независимость судей

ГИС почти ликвидирована

Судебная практика

Пропорциональное взыскание

«Такі Справи» в ICSID

Судебные решения

О доказательствах в делах по защите прав потребителей

Об определении пределов авторского права

О нюансах рассмотрения дел по возвращению банковских вкладов

О подведомственности дел

О возмещении морального вреда в случае потери трудоспособности

Тема номера

Компенсация за «страдания» в Европе

Проблемы возмещения морального вреда

Частная практика

Юристы + админперсонал = успешная компания

Юридический форум

«Движимый» сервитут: главное — в правильном направлении

Інші новини

PRAVO.UA