Сегодня на Украине проводятся как интервенционные, так и неинтервенционные клинические испытания. В то же время на законодательном уровне урегулированы только интервенционные клинические испытания. При проведении же неинтервенционных исследований (Исследования) спонсорам, контрактным исследовательским организациям и исследователям приходится руководствоваться рекомендациями регуляторов и сложившейся практикой.
Регуляторной базой для всей сферы клинических испытаний и исследований на Украине является приказ № 690 Министерства здравоохранения Украины (Минздрава) «Об утверждении Порядка проведения клинических испытаний лекарственных средств и экспертизы материалов клинических испытаний (Порядок) и Типового положения о комиссии по вопросам этики». Указанный приказ был принят 23 сентября 2009 года на основании статьи 7 Закона Украины «О лекарственных средствах». Следует отметить, что действие Порядка не распространяется на Исследования, о чем прямо указано в одном из его пунктов. При этом для конкретизации сферы действия он содержит определение Исследований.
Так, неинтервенционными признаются исследования, в которых лекарственные средства назначаются обычным способом в соответствии с утвержденной инструкцией по медицинскому применению. Привлечение пациента в группу с определенным методом лечения заранее не предусмотрено в протоколе клинического исследования, а назначение лекарственного средства диктуется современной практикой и не зависит от решения включить пациента в исследование. В рамках Исследований не применяют дополнительные диагностические или мониторинговые процедуры относительно пациентов, а для анализа собранных данных используют эпидемиологические методы.
В украинском законодательстве есть еще одно, почти аналогичное указанному в Порядке, определение Исследований, а именно: в пункте 2.3.2. приказа Минздрава № 898 от 27 декабря 2006 года. При этом в своем письме № 747/2.6-5 от 22 марта 2010 года Государственный фармакологический центр Минздрава указывает, что информация о случаях побочных реакций, которые были зафиксированы при проведении неинтервенционных фармакоэпидемиологических исследований на территории Украины и/или иной страны, должна предоставляться в соответствии с вышеуказанным приказом № 898.
Никакого другого нормативного регулирования Исследований сегодня не существует. В то же время это вовсе не означает, что организация и проведение Исследований возможны без соблюдения ряда требований и прохождения определенных процедур.
Центральная комиссия по вопросам этики Минздрава (Комиссия) пролила свет на практические аспекты Исследований в своем информационном письме № 10 (Письмо), из которого можно сделать такие ключевые выводы.
Во-первых, несмотря на отсутствие регулирования, не существует законодательного запрета на проведение Исследований на Украине. Соответственно, проведение Исследований с учетом всех рекомендаций Комиссии разрешено.
Во-вторых, целями Исследований могут быть: уточнение эффективности и безопасности зарегистрированных лекарств; совершенствование схем дозировки и сроков лечения; сравнение эффективности с аналогичными препаратами; изучение характера взаимодействия с другими препаратами или продуктами питания; применение препарата у пациентов различных возрастных групп; определение результатов длительного применения нового препарата и т.д.
В-третьих, проведение Исследований на территории Украины возможно при соблюдении определенных условий. Исследования могут проводиться только в отношении уже зарегистрированного препарата, который назначается в соответствии с утвержденной Минздравом инструкцией по медицинскому применению. Для участников Исследования не применяются дополнительные диагностические процедуры, но могут производиться сбор и анализ данных о состоянии здоровья пациента, анализ результатов лабораторных и инструментальных методов исследования. Но при этом обязательно применяется «Информация для пациента» и «Форма информированного согласия на участие в Исследовании», утвержденная Комиссией вместе с протоколом Исследования.
Ввиду отсутствия нормативного регулирования Исследований отсутствуют особые требования к их инициаторам. Таким образом, инициаторами могут выступать спонсоры или уполномоченные контрактно-исследовательские организации.
Исследования проводят врачи-исследователи, которые на практике могут быть как физическими лицами, так и физическими лицами — предпринимателями. Согласно опыту проведения Исследований в Европейском Союзе, требования к квалификации и опыту врачей для проведения таких исследований несколько мягче, чем в случае проведения интервенционных клинических испытаний.
Также в Письме определен перечень документов, которые должны быть поданы заявителем в Комиссию для получения одобрения Исследования. Среди таких документов:
1) сопроводительное письмо (согласно Приложению № 2 к Порядку);
2) заявление установленного образца (согласно Приложению № 3 к Порядку);
3) протокол Исследования со всеми поправками к нему;
4) изложение содержания протокола на украинском или русском языках;
5) брошюра исследователя (инструкция для медицинского применения препарата);
6) доверенность от спонсора с четко определенными делегированными полномочиями (если заявитель Исследования не является спонсором);
7) информация для пациента, форма информированного согласия, а также другая письменная информация, которую планируется предоставлять пациентам;
8) текущие версии профессиональной автобиографии ответственных исследователей на каждой клинической базе.
Следует отметить, что страхование пациентов в рамках Исследований не требуется.
Экспертиза материалов Исследования препарата может проводиться по упрощенной схеме со сроком до одного месяца.
Исходя из комментариев, полученных от представителей Комиссии, если исследование имеет явно неинтервенционный характер, не требуется подавать документы в Государственный экспертный центр Минздрава Украины для получения его отдельного разрешения. Достаточно соблюсти вышеуказанную процедуру подачи документов в Комиссию для получения одобрения последней.
Необходимо также учесть, что при наличии при лечебно-профилактическом учреждении, в котором проводится Исследование, локальной комиссии по этике, необходимо уведомить ее о проведении Исследования, с указанием дат его начала и окончания.
На сегодня инициирование, организация и проведение неинтервенционных исследований на Украине не регулируется ни одним нормативным актом. В то же время такие исследования проводятся достаточно активно. При организации неинтервенционных исследований необходимо руководствоваться рекомендациями и разъяснениями Центральной комиссии по вопросам этики Минздрава Украины, которые не имеют силы нормативного акта, но покрывают большинство практических аспектов инициирования, организации и проведения таких исследований.
ДАНЕВИЧ Борис — адвокат, управляющий партнер АФ «ПАРИТЕТ», г. Киев,
БОБИК Евгений — LL.M., юрист АФ «ПАРИТЕТ», г. Киев,
ШАМРАЙ Татьяна — LL.M., младший юрист АФ «ПАРИТЕТ», г. Киев
Евгения ПАЛИЙ,
к.ю.н., юрист МЮФ «Гид Луарэт Нуэль»
В последнее время фармацевтические компании часто используют неинтервенционные методы исследования.
В связи со вступлением в силу Закона Украины «О защите персональных данных» следует подчеркнуть, что при проведении неинтервенционных исследований специалисты, проводящие аудит, должны хранить конфиденциальность полученной информации. В то же время обработка информации о результатах исследований, даже если они осуществлены в частично обезличенном (кодированном) виде, все же является обработкой персональных данных (ПД). Учреждение или организация, которые обрабатывают такие данные, являются субъектами отношений, связанных с обработкой ПД, и обязаны соблюдать законодательные требования об их защите. Так, они должны получить разрешение на доступ к медицинской документации пациента, на использование и хранение его данных в частично обезличенном виде и проводить государственную регистрацию баз ПД.
Тарас РОЗПУТЕНКО,
старший юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович»
По своей сути неинтервенционное исследование — это постконтроль результатов применения лекарственных средств, осуществляемый сотрудниками медицинских учреждений по результатам назначенного медицинского препарата для лечения пациента. Целью проведения таких исследований является получение информации о побочных реакциях лекарственных средств или отсутствии эффекта от применения лекарственного средства. Не вдаваясь в подробности, Порядок осуществления надзора за побочными реакциями лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению, предусматривает достаточно понятные механизмы для систематизирования информации, полученной по результатам неинтервенционных исследований, а также аудита системы фармакологического набюдения производителя/заявителя.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…