Как доказать домашнее насилие в суде — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №28-29 (1177-1178) » Как доказать домашнее насилие в суде

Как доказать домашнее насилие в суде

Рубрика Дайджест
В национальное уголовное законодательство имплементированы положения о защите от домашнего насилия, но поскольку Стамбульская конвенция до сих пор не ратифицирована, суды пока применяют закон вне международного контекста

Концепт «права человека женщины» (women’s human rights) впервые был реализован в украинском законодательстве еще в 1981 году с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Конвенция).

Конвенцией по сути введен институт защиты прав женщины на основании принципа равноправия с мужчинами, при этом отдельно выделяется дискриминация именно женщин — любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. В 1999 году был создан Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, уполномоченный рассматривать индивидуальные и групповые жалобы о нарушении государствами — участниками Комитета обязательств по Конвенции. Украина признала его компетенцию в 2003 году, ратифицировав Факультативный протокол к Конвенции. Следующий этап борьбы за равенство — Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями (Стамбульская конвенция). Стамбульская конвенция определяет все формы насилия в отношении женщин по гендерному признаку и как дискриминацию, и как нарушение прав человека. И этот принцип отображен в национальном законодательстве.

В 2017 году в Уголовном и Уголовном процессуальных кодексах Украины отягчающим (и квалифицирующим в ряде преступлений) обстоятельством определили преступления на почве половой принадлежности или в отношении супруга (в том числе бывшего) и любого человека, с которым состоишь в семейных или близких отношениях. Домашнее насилие стало отдельным преступлением, за совершение которого грозит до двух лет лишения свободы. Закон № 2227-VIII об имплементации отдельных положений Стамбульской конвенции определил домашнее насилие как «умышленное систематическое совершение физического, психологического или экономического насилия в отношении супругов или бывших супругов или другого лица, с которой виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях, что приводит к физическим или психологическим страданиям, расстройству здоровья, утрате трудоспособности, эмоциональной зависимости или ухудшению качества жизни потерпевшего».

Предусмотрена дополнительная гарантия защиты жертвы: продолжение рассмотрения дела, даже если потерпевшая откажется от обвинения.

Инициатива по преодолению проблемы насилия над женщинами в 2019 году (год вступления изменений в силу) была отчасти дискредитирована в информационном поле обсуждениями «расписок на секс», вызванными внедрением в законодательство понятия добровольного согласия на половую связь, в том числе в браке. И хотя домашнее насилие касается как женщин, так и мужчин, статистика свидетельствует, что женщины чаще ему подвергаются. Для того чтобы осознать серьезность явления и то, насколько оно распространено, достаточно обратиться к Единому государственному реестру судебных решений.

Можно ли наказать обидчика, как доказать домашнее насилие, будет ли смягчено наказание для жертвы домашнего насилия, которая совершила преступление, обороняясь? На эти и другие вопросы дает ответы судебная практика.

Преступление,  связанное с домашним насилием

Некоторое время Кассационный уголовный суд (КУС) в составе Верховного Суда (ВС) отказывался открывать производства по делам, связанным с домашним насилием, считая, что такие преступления охватываются исключительно составом статьи 1261 Уголовного кодекса Украины «Домашнее насилие». Вопрос квалификации важен для процесса: можно ли закрыть дело в случае отказа потерпевшего от обвинения в уголовном производстве в форме частного обвинения, ведь законодатель установил исключение для «преступлений, связанных с домашним насилием», не раскрыв это понятие. Данная практика была изменена постановлением Объединенной палаты КУС ВС от 12 февраля по делу № 453/225/19. Суд разъяснил, что любое преступление следует считать связанным с домашним насилием, если в деянии есть хоть один признак, установленный Законом № 2229-VIII, независимо от инкриминируемой статьи. При этом запрещено закрывать производство, если следствие предъявило обвинение в домашнем насилии, а обвиняемый имел возможность от него защищаться. Поэтому суд не отменил определение о закрытии дела, поскольку прокуроры не инкриминировали обвиняемому преступление, связанное с домашним насилием. И здесь кроется следующая проблема — доказывание факта домашнего насилия в уголовном процессе.

Доказывание ситуации домашнего насилия

В дальнейшем КУС ВС, ссылаясь на позицию Объединенной палаты при определении преступления как связанного с домашним насилием, тоже дело, закрытое по заявлению потерпевший, не открыл. Постановлением от 7 апреля № 647/1931/19 оставлены в силе решения, согласно которым уголовное производство в отношении напавшего члена семьи может быть закрыто при отказе потерпевшей от обвинения. Разъяснено, что пункт 7 части 1 статьи 284 Уголовного процессуального кодекса Украины запрещает закрывать производство в связи с отзывом заявления, только если частное обвинение касается преступления, связанного с домашним насилием. Таким образом, говоря о незаконности закрытия дела ввиду отказа потерпевшей от обвинения, прокурор должен доказать, что пострадавшая от инкриминируемого преступления является одновременно и жертвой домашнего насилия. То есть домашнее насилие формально признается, только если это обстоятельство отражено в формулировке обвинения, а досудебное расследование установило необходимые фактические обстоятельства (степень родства фигурантов, характер насилия и т.п.).

Кроме того, КУС ВС считает, что под домашним насилием Стамбульская конвенция подразумевает поведение, направленное на контроль над другим уязвимым человеком.

Поэтому, решая вопрос о закрытии дела, суды, согласно позиции КУС ВС, должны учесть: возможность повторения преступления; угрозы здоровью и безопасности потерпевшего; текущие отношения между потерпевшим и обвиняемым; последствия продолжения уголовного преследования вопреки воле потерпевшего; историю взаимоотношений, включая предыдущие случаи насилия; сведения о принимавшихся по ЗЗакону № 2229-VIII о домашнем насилии мерах и их результатах.

Смягчающее обстоятельство

Примечательно, что в этом постановлении КУС ВС, отметив обязанность прокуроров изначально формулировать обвинение с указанием обстоятельств, свидетельствующих о домашнем насилии, отметил, что доказательства могут содержаться и в обстоятельствах преступления: если случай является проявлением поведения, характерного для домашнего насилия. Этот тезис нашел продолжение в постановлении от 25 июня 2020 года по делу № 205/2732/16-к — ВС переквалифицировал покушение на убийство на причинение тяжких телесных повреждений при превышении мер необходимой обороны женщине, подвергшейся домашнему насилию. Кассационный суд изменил и смягчил приговор, поскольку не было намерения убийства и существовала реальная угроза для жизни и здоровья обвиняемой — судмедэкспертиза подтвердила, что потерпевший применил к осужденной насилие при нападении. Суд счел, что обвиняемая действовала, защищаясь от противоправного посягательства со стороны сожителя, который находился в состоянии алкогольного опьянения, вел себя агрессивно, угрожал ей и был значительно сильнее.

Выводы

В преамбуле Стамбульской конвенции прямо указано, что «насилие в отношении женщин является проявлением исторически неравного соотношения сил между женщинами и мужчинами, которое привело к доминированию над женщинами и дискриминации женщин мужчинами и к недопущению полноценной эмансипации женщин». Также признается структурный характер насилия в отношении женщин как насилия по гендерному признаку. Сложность восприятия в Украине такого исторически и социально обусловленного явления, как домашнее насилие, связана со сложностью понятия «гендер», которое подразумевает не только пол, но и сложившиеся социальные роли, включающие близкую связь с обидчиком и социально одобряемую зависимость от него. Выделение домашнего насилия в отдельное преступление, так же, как и учет этих обстоятельств в других преступлениях, выравнивают дискриминационное положение женщин в семейных отношениях. И судебная практика в этом плане постепенно вписывается в международный контекст, но с оглядкой на устоявшиеся общественные нормы и особенности национальной правовой системы.

 

Марина ЯСИНСКАЯ

«Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Свежие новости

Акцент

Судебные риски

В фокусе: банкротство

Успешная санация Киевнаучфильма обернулась проверками и уголовными производствами

Государство и юристы

Рекомендательный совет

Задать фору

Дайджест

Как доказать домашнее насилие в суде

Книжная полка

Защитные рефлексы

Новости

Новости ЕСПЧ

Новости юридических фирм

Новости из зала суда

Отрасли практики

Трехуровневая пенсионная система

Банкротство через ликвидационную процедуру остается выгодным должнику

Мобильный комплекс

По крайней мере

Репортаж

Под защитой от короны

Самое важное

Елена Орлюк рассказала о причинах реорганизации, внутренних изменениях и ближайших планах Института права КНУ

За жалобы на адвоката в КДКА надо платить — новое решение САУ

Судебная практика

БП ВС: Взыскание ипотеки с физического лица предпринимателя — хозяйственный спор

Когда поручитель не несет солидарной ответственности с должником

Судебные решения

Об ответственности банка за несвоевременное внесение средств должника в счет погашения кредитных обязательств

Тема номера

Срочный вызов

Передача прав на знаки для товаров и услуг выглядит одинаково практически в каждой стране мира

Виды и инструменты защиты нарушенных прав на торговые марки

Объектом изобретения может быть продукт или процесс в любой сфере технологии

Частная практика

Пространство для M&Aневров

НААУ должна восстановить публичные данные об адвокатах Киева в ЕРАУ, но не всех

Інші новини

PRAVO.UA