Концепт «права человека женщины» (women’s human rights) впервые был реализован в украинском законодательстве еще в 1981 году с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Конвенция).
Конвенцией по сути введен институт защиты прав женщины на основании принципа равноправия с мужчинами, при этом отдельно выделяется дискриминация именно женщин — любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. В 1999 году был создан Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, уполномоченный рассматривать индивидуальные и групповые жалобы о нарушении государствами — участниками Комитета обязательств по Конвенции. Украина признала его компетенцию в 2003 году, ратифицировав Факультативный протокол к Конвенции. Следующий этап борьбы за равенство — Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями (Стамбульская конвенция). Стамбульская конвенция определяет все формы насилия в отношении женщин по гендерному признаку и как дискриминацию, и как нарушение прав человека. И этот принцип отображен в национальном законодательстве.
В 2017 году в Уголовном и Уголовном процессуальных кодексах Украины отягчающим (и квалифицирующим в ряде преступлений) обстоятельством определили преступления на почве половой принадлежности или в отношении супруга (в том числе бывшего) и любого человека, с которым состоишь в семейных или близких отношениях. Домашнее насилие стало отдельным преступлением, за совершение которого грозит до двух лет лишения свободы. Закон № 2227-VIII об имплементации отдельных положений Стамбульской конвенции определил домашнее насилие как «умышленное систематическое совершение физического, психологического или экономического насилия в отношении супругов или бывших супругов или другого лица, с которой виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях, что приводит к физическим или психологическим страданиям, расстройству здоровья, утрате трудоспособности, эмоциональной зависимости или ухудшению качества жизни потерпевшего».
Предусмотрена дополнительная гарантия защиты жертвы: продолжение рассмотрения дела, даже если потерпевшая откажется от обвинения.
Инициатива по преодолению проблемы насилия над женщинами в 2019 году (год вступления изменений в силу) была отчасти дискредитирована в информационном поле обсуждениями «расписок на секс», вызванными внедрением в законодательство понятия добровольного согласия на половую связь, в том числе в браке. И хотя домашнее насилие касается как женщин, так и мужчин, статистика свидетельствует, что женщины чаще ему подвергаются. Для того чтобы осознать серьезность явления и то, насколько оно распространено, достаточно обратиться к Единому государственному реестру судебных решений.
Можно ли наказать обидчика, как доказать домашнее насилие, будет ли смягчено наказание для жертвы домашнего насилия, которая совершила преступление, обороняясь? На эти и другие вопросы дает ответы судебная практика.
Преступление, связанное с домашним насилием
Некоторое время Кассационный уголовный суд (КУС) в составе Верховного Суда (ВС) отказывался открывать производства по делам, связанным с домашним насилием, считая, что такие преступления охватываются исключительно составом статьи 1261 Уголовного кодекса Украины «Домашнее насилие». Вопрос квалификации важен для процесса: можно ли закрыть дело в случае отказа потерпевшего от обвинения в уголовном производстве в форме частного обвинения, ведь законодатель установил исключение для «преступлений, связанных с домашним насилием», не раскрыв это понятие. Данная практика была изменена постановлением Объединенной палаты КУС ВС от 12 февраля по делу № 453/225/19. Суд разъяснил, что любое преступление следует считать связанным с домашним насилием, если в деянии есть хоть один признак, установленный Законом № 2229-VIII, независимо от инкриминируемой статьи. При этом запрещено закрывать производство, если следствие предъявило обвинение в домашнем насилии, а обвиняемый имел возможность от него защищаться. Поэтому суд не отменил определение о закрытии дела, поскольку прокуроры не инкриминировали обвиняемому преступление, связанное с домашним насилием. И здесь кроется следующая проблема — доказывание факта домашнего насилия в уголовном процессе.
В дальнейшем КУС ВС, ссылаясь на позицию Объединенной палаты при определении преступления как связанного с домашним насилием, тоже дело, закрытое по заявлению потерпевший, не открыл. Постановлением от 7 апреля № 647/1931/19 оставлены в силе решения, согласно которым уголовное производство в отношении напавшего члена семьи может быть закрыто при отказе потерпевшей от обвинения. Разъяснено, что пункт 7 части 1 статьи 284 Уголовного процессуального кодекса Украины запрещает закрывать производство в связи с отзывом заявления, только если частное обвинение касается преступления, связанного с домашним насилием. Таким образом, говоря о незаконности закрытия дела ввиду отказа потерпевшей от обвинения, прокурор должен доказать, что пострадавшая от инкриминируемого преступления является одновременно и жертвой домашнего насилия. То есть домашнее насилие формально признается, только если это обстоятельство отражено в формулировке обвинения, а досудебное расследование установило необходимые фактические обстоятельства (степень родства фигурантов, характер насилия и т.п.).
Кроме того, КУС ВС считает, что под домашним насилием Стамбульская конвенция подразумевает поведение, направленное на контроль над другим уязвимым человеком.
Поэтому, решая вопрос о закрытии дела, суды, согласно позиции КУС ВС, должны учесть: возможность повторения преступления; угрозы здоровью и безопасности потерпевшего; текущие отношения между потерпевшим и обвиняемым; последствия продолжения уголовного преследования вопреки воле потерпевшего; историю взаимоотношений, включая предыдущие случаи насилия; сведения о принимавшихся по ЗЗакону № 2229-VIII о домашнем насилии мерах и их результатах.
Смягчающее обстоятельство
Примечательно, что в этом постановлении КУС ВС, отметив обязанность прокуроров изначально формулировать обвинение с указанием обстоятельств, свидетельствующих о домашнем насилии, отметил, что доказательства могут содержаться и в обстоятельствах преступления: если случай является проявлением поведения, характерного для домашнего насилия. Этот тезис нашел продолжение в постановлении от 25 июня 2020 года по делу № 205/2732/16-к — ВС переквалифицировал покушение на убийство на причинение тяжких телесных повреждений при превышении мер необходимой обороны женщине, подвергшейся домашнему насилию. Кассационный суд изменил и смягчил приговор, поскольку не было намерения убийства и существовала реальная угроза для жизни и здоровья обвиняемой — судмедэкспертиза подтвердила, что потерпевший применил к осужденной насилие при нападении. Суд счел, что обвиняемая действовала, защищаясь от противоправного посягательства со стороны сожителя, который находился в состоянии алкогольного опьянения, вел себя агрессивно, угрожал ей и был значительно сильнее.
Выводы
В преамбуле Стамбульской конвенции прямо указано, что «насилие в отношении женщин является проявлением исторически неравного соотношения сил между женщинами и мужчинами, которое привело к доминированию над женщинами и дискриминации женщин мужчинами и к недопущению полноценной эмансипации женщин». Также признается структурный характер насилия в отношении женщин как насилия по гендерному признаку. Сложность восприятия в Украине такого исторически и социально обусловленного явления, как домашнее насилие, связана со сложностью понятия «гендер», которое подразумевает не только пол, но и сложившиеся социальные роли, включающие близкую связь с обидчиком и социально одобряемую зависимость от него. Выделение домашнего насилия в отдельное преступление, так же, как и учет этих обстоятельств в других преступлениях, выравнивают дискриминационное положение женщин в семейных отношениях. И судебная практика в этом плане постепенно вписывается в международный контекст, но с оглядкой на устоявшиеся общественные нормы и особенности национальной правовой системы.
Марина ЯСИНСКАЯ
«Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…