Кадры мешают все — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (1007) » Кадры мешают все

Кадры мешают все

Рубрика Тема номера

14 марта 2017 года Антимонопольный комитет Украины (АМКУ, Комитет) на специальной презентации обнародовал отчет о своей деятельности за 2016 год. Данный документ интересен тем, что позволяет практикующим в этой отрасли юристам, а также бизнесу и обществу оценить, соответствуют ли их ожидания статистике, проанализировать тенденции, сопоставить декларируемые цели и задачи с реальными результатами.

2016-й — это первый полный год работы действующего состава Комитета, по привычке называемого в кругу юристов «новым». Так что отчет Комитета был интересен и в аспекте сравнения результатов работы «новых» и «предыдущих».

Комитет действительно постарался уделить внимание как содержанию отчета, так и его форме. Помимо красивой цветной инфографики в отчете заметно прибавилось экономической информации — это исследования макроэкономической ситуации, структуры и проблем отдельных рынков. Кроме того, значительная часть отчета посвящена состоянию дел на ключевых рынках страны, таких как ТЭК, фармацевтика, транспорт, связь и телекоммуникации, рынки потребительских товаров, рынки административных и финансовых услуг.

Остановимся на нескольких ключевых, на мой взгляд, блоках.

 

Количественные показатели

За 2016 год Комитетом были прекращены 3072 нарушения. В 44 % случаев АМКУ применил санкции, в остальных ограничился рекомендациями.

Наиболее распространенным нарушением, пресеченным АМКУ в прошлом году, было злоупотребление монопольным (доминирующим) положением (43 %). Данный показатель в целом соответствует показателям предыдущих пяти лет.

Однако под зорким оком Комитета находился не только бизнес. Так, каждое четвертое нарушение, прекращенное ведомством в 2016 году, связано с антиконкурентными действиями органов власти. Удельный вес дел о картелях и недобросовестной конкуренции составляет 9 % в каждой категории нарушений.

Наиболее проблемными в аспекте соблюдения конкурентного законодательства оказались рынки жилищно-коммунального хозяйства, ТЭК, транспорта и АПК. Суммарно на этих рынках было совершено более 50 % от всех правонарушений, прекращенных АМКУ.

 

Штрафы

2016 год установил абсолютный рекорд в размере налагаемого штрафа — ПАО «Газпром» было оштрафовано на 85 965,9 млн грн за злоупотребление монопольным положением. Кроме того, довольно крупный штраф был применен к ООО «Тедис Украина» за злоупотребление монопольным положением на рынке дистрибуции сигарет (431,2 млн грн). Нашумевшим стал кейс по расследованию картельного сговора украинских АЗС. Так, АМКУ оштрафовал на 204,33 млн грн ряд компаний за сговор на рынке розничной торговли светлыми нефтепродуктами. Боролся Комитет и против сговоров, направленных на искажение результатов торгов.

Даже если не брать в расчет примененный к ПАО «Газпром» штраф, АМКУ было суммарно оштрафовано нарушителей на 755,9 млн грн, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель 2015 года. Поэтому если услышите, что АМКУ стал более либерально относиться к нарушителям, помните: статистика свидетельствует об обратном.

Несмотря на значительный размер штрафов, налагаемых за нарушения антимонопольного законодательства, в бюджет было уплачено лишь 32,6 млн грн. Это объясняется неэффективным правовым регулированием, изменение которого Комитет намерен инициировать в 2017 году.

 

Суды

Довольно важный показатель, на основании которого нередко принимается решение о целесообразности судебного обжалования решений АМКУ, — это судебная практика по делам против Комитета. Тут следует выделить две группы дел: инициированные самим Комитетом и те, которые инициированы субъектами хозяйствования, оспаривающими решения антимонопольного органа. В первом случае АМКУ в 2016 году инициировал 462 судебных процесса. Судами удовлетворены 297 исков (64,3 %), окончательно отказано лишь в четырех исках, судьба остальных процессов остается в руках Фемиды.

Что касается дел по обжалованию решений Комитета, то их в 2016 году было 178. Признаны недействительными полностью либо частично 26 решений, что составляет 2,3 % от общего количества решений органов Комитета. Данный показатель несколько увеличился по сравнению с показателями последних пяти лет. Но вряд ли этот рост свидетельствует о том, что судебная система стала более эффективным инструментом для защиты интересов бизнеса в спорах с АМКУ.

 

Концентрации

В 2016 году Комитет рассмотрел 547 заявлений о получении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования. Таким образом, количество подобных обращений продолжает уменьшаться третий год подряд.

В то же время следует учесть, что в 2016 году произошли существенные законодательные изменения в регулировании контроля за экономическими концентрациями. В частности, состоялось долгожданное повышение пороговых показателей, при превышении которых участники концентрации обязаны получать соответствующее разрешение АМКУ. Иными словами, статистику 2016 года нельзя считать в полной мере релевантной в отношении показателей предыдущих лет.

Кроме того, за 2016 год АМКУ было рассмотрено более 80 дел по так называемой амнистии за совершение концентрации без согласия АМКУ. Явившиеся с поличным субъекты хозяйствования отделались штрафами в размере 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан. Отметим, что срок действия «амнистии» истек 15 марта 2017 года.

 

Государственные закупки

Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» на АМКУ были возложены функции органа обжалования в сфере государственных закупок. Для этих целей в Комитете была создана постоянно действующая административная коллегия АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок. В 2016 году она провела 244 заседания и приняла 2178 решений. В 469 случаях жалобы были удовлетворены полностью или частично.

С 1 августа 2016 года для всех заказчиков стал обязательным Закон Украины «О публичных закупках». Была создана постоянно действующая административная коллегия АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. Эта коллегия провела в 2016 году 168 заседаний и приняла 2397 решений. По 352 делам коллегия удовлетворила жалобы полностью или частично.

Несомненно, Комитет провел колоссальную по объему работу, оказавшую непосредственное влияние на прозрачность и предсказуемость правил игры при осуществлении государственных и публичных закупок. Следует также отметить, что на момент опубликования отчета АМКУ в судах не было окончательно отменено ни одно решение коллегии.

В целом стоит признать, что Комитет в 2016 году работал весьма интенсивно, причем одновременно по различным направлениям. В то же время дальнейшее повышение эффективности АМКУ неразрывно связано как с продолжением совершенствования нормативной базы, так и с укреплением кадрового потенциала и повышением финансового обеспечения.

 

ТРЕГУБОВ Эдуард — юрист ЮФ «Салком» (международная ассоциация «Сквайр Паттон Боггс — Салком»), г. Киев


Комментарии

Независимость не гарантирована

Сергей ДЕНИСЕНКО, советник ЮФ Aequo

2016 год запомнился громкими делами АМКУ, среди которых — два самых крупных штрафа (в отношении «Газпрома» и «Тедис Украина») за всю историю его существования. Несмотря на наличие разных мнений в отношении обоснованности правовой позиции АМКУ в данных делах, они, безусловно, войдут в разряд ключевых решений текущего состава. Важно отметить, что оба штрафа рассчитывались на основании положений принятой методики расчета штрафов, которая предусматривает прозрачные подходы к их калькуляции. Фактически АМКУ подтвердил работоспособность принятого документа и начал нарабатывать практику. Но не тут-то было.

Основным ньюсмейкером оказались Печерский суд г. Киева и следствие Генеральной прокуратуры Украины. Как выяснилось, следствие пришло к заключению, что размер второго по величине штрафа в истории АМКУ, примененного в деле против «Тедис», необоснованно занижен.

Этот прецедент является очень опасным для дальнейшего функционирования системы АМКУ. Фактически он свидетельствует об отсутствии гарантий независимости АМКУ в процессе осуществления своих полномочий, включая право определения размера штрафов.

К сожалению, последние события свидетельствуют о том, что 2016-й может быть последним годом, когда АМКУ применял принятую им методику расчета штрафов, а такое понятие, как дискреция антимонопольного органа, которое до сих пор у нас и так не особо жаловали (в отличие от ЕС, куда мы все так стремимся), вообще уйдет из оборота.

 

Не снижать активность

Павел ВЕРБОЛЮК, юрист ЮФ Asters

Подводя итоги работы АМКУ в 2016 году, необходимо отметить следующие события и тенденции.

Изменение правового регулирования концентраций. Так, были повышены пороговые показатели, при достижении которых концентрация требует разрешения АМКУ, упрощена форма заявления о предоставлении такого разрешения, представлена упрощенная процедура и многое другое. В результате сократился перечень концентраций, на которые распространяется юрисдикция АМКУ, а процесс получения соответствующих разрешений стал менее сложным и формализованным.

Повышение прозрачности деятельности. Изменения в законодательстве закрепили обязанность АМКУ публиковать свои решения. Также АМКУ предоставил разъяснения относительно подходов к рассмотрению горизонтальных концентраций и существенно обновил разъяснения относительно расчета штрафов. Все это способствовало повышению предсказуемости отношений в данной сфере.

Рекордные штрафы. В прошлом году АМКУ наложил самый большой в своей истории штраф — около 86 млрд грн на ОАО «Газпром». Сумма остальных штрафов более скромная — около 750 млн грн, но она все равно почти в два раза превышает соответствующий показатель за 2015 год.

Будем надеяться, что в 2017 году активность АМКУ не уменьшится и мы увидим продолжение реформ в конкурентном законодательстве.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

ВСшая математика

Государство и юристы

Решение. Часть первая

Минздрав переубеждает

Добросовестное приведение

Пойти на превышение

В мир животных

Государство и юристы

Новости законотворчества

Зарегистрирован законопроект об ОРД

Предлагается изменить статус ФГВФЛ в целях адаптации к нормам ЕС

Увеличены выплаты военнослужащим и их семьям

Государство и юристы

3 %: считаем правильно

Переменный тон

Неделя права

Реструктуризационные арбитры

Неделя права

Новости из-за рубежа

Гарантии деятельности адвокатов в РФ

Неделя права

Польский для юристов

Онлайн-защита

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ признал незаконным недопуск ученого к конкурсу в ВС

Вопрос о взыскании с «Укрзализныци» 120 млн грн в пользу «Нибулона» направлен в первую инстанцию

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «АНК» выступила партнером турнира Pro et Contra

Metinvest B.V. успешно завершил реструктуризацию задолженности в размере 2,3 млрд долл. США

ЮК LeGran.TT доказала незаконность взимания канального сбора за прохождение к двум гаваням Одесского порта в апелляционном суде

Eterna Law провела І Всеукраинскую школу по корпоративному праву, M&A и real estate

А. Кубко стал членом Немецко-украинского объединения юристов

Interlegal урегулировал спор по убыткам фрахтователя

Отрасли практики

Проверка подтекста

От суммы и тюрьмы

Немецкое право в Киеве

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Работа с иском для жизни

Самое важное

Процесс адаптации

Новая кровь

Высшее руководство

Активный поиск

Коммерческое преимущество

Судебная практика

Прямое включение

Исключительная ситуация

Тема номера

Проучить скидку

Заряд — энергии

Бить онлайн

Кадры мешают все

Реформы и содержание

Игра в монополию

Трибуна

Бес конкретики

Частная практика

Быль в тренде

Інші новини

PRAVO.UA