Кабмин глазами Правительства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (462) » Кабмин глазами Правительства

Кабмин глазами Правительства

О том, что принятие законов, определяющих статус и порядок деятельности высших органов государственной влас­ти, сняло бы целый ряд вопросов относительно их функционирования и взаимодействия друг с другом, известно каждому. В частности, в нашем государстве уже 15 лет ведется работа над разработкой проектов законов «О Президенте Украины», «О Кабинете Министров Украины». Сейчас речь пойдет о проекте Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» (проект), зарегистрированный в парламенте 13 октября с.г.

Стоит указать, что это несколько измененная редакция проекта о Кабинете Министров Украины (КМУ), разработанного в июле этого года КМУ, возглавляемым еще Юрием Ехануровым, о положениях которого можно прочитать в статье «Кабинет Министров Украины узаконят», опубликованной в «ЮП» № 31 (449) от 1 августа 2006 года. Данный проект был доработан действующим ныне КМУ и передан Президенту Украины для внесения его в парламент в порядке законодательной инициативы, возможно, даже как безотлагательного. Но, поскольку Президент с таким внесением медлил, КМУ внес настоящий проект в парламент в порядке собственной законодательной инициативы. При этом по информации, поступающей из Секретариата Президента Украины и от ближайшего окружения главы государства, Президент намерен предложить Верховному Совету собственный проект закона о КМУ. И такой проект, по заявлениям пресс-службы главы государства, был внесен в парламент 26 октября с.г. Им предлагается иная концепция структуры закона, и по-иному урегулировать отдельные аспекты взаимоотношений правительства с другими государственными органами, нежели в проекте, предложенном правительством, о котором пойдет речь далее.

Высший из исполнительных

В общих положениях рассматриваемого законопроекта содержатся несколько расширенные, конституционные положения о КМУ. В частности, приведено его определение как высшего органа в системе органов исполнительной власти, который осуществляет эту самую власть непосредственно или опосредованно — через министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет Министров АРК и местные государственные администрации.

Проектом определяются также основные принципы функционирования КМУ, исходя из того, что он ответственен перед Президентом Украины и Верховным Советом, подконтролен и подотчетен Верховному Совету, а также наделен функциями контроля и координации деятельности всех остальных органов исполнительной власти. Такими принципами, согласно статье 3 проекта, являются принципы законности, разделения влас­тей, непрерывности, коллегиальности, солидарной ответственности и гласности. Во исполнение последнего принципа проектом предлагается установить, что КМУ регулярно должен информировать общественность посредством СМИ о своей деятельности, а также привлекать граждан к процессу принятия решений.

Цензы для министров

Рассматриваемый проект предлагает определить, что членами Кабинета Министров Украины могут быть исключительно граждане Украины, имеющие право голоса, получившие высшее образование и владеющие государственным языком. Что касается образования, то проект не конкретизирует, какой образовательно-квалификационный уровень (бакалавр, магистр или специалист) должен быть у кандидата в министры, и должно ли это образование быть профильным для министерства, которое предполагает возглавить тот или иной министр. Такая недоработка может привести к тому, что бакалавр медицины возглавит Министерство финансов только потому, что так захотела партия или коалиция. А это представляется недопустимым.

Также законопроектом на министров распространяется положение о несовместимости должностей в правительстве с депутатским мандатом, предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой, да и то в свободное от работы время). При этом проект предлагает разрешить одну из наиболее актуальных проблем — проблему совмещения депутатского мандата и портфеля министра. В частности, предлагается, что если народный депутат предложен к назначению ­министром, в том ­числе премьером, то вместе с представлением о назначении подается и личное заявление кандидата о досрочном сложении полномочий народного депутата. И данные вопросы рассмат­риваются Верховным Советом одновременно. В обратном случае — когда народным депутатом избирается член КМУ, — он может быть зарегистрирован народным депутатом и продолжать исполнять полномочия члена КМУ до вступления в полномочия нового правительства. ­Определенный резон в указанной норме есть — такое совместительство будет временным, но, думается, целесообразнее было бы обязать Центральную избирательную комиссию продлевать таким лицам срок регистрации народным депутатом, как это предусмотрено статьей 90 Закона Украины «О Центральной избирательной комиссии».

Относительно статуса члена КМУ отметим следующее. В проекте предлагается установить, что соответствующие должности относятся к политическим должностям, на которые не распространяется законодательство о государственной службе. В случае утверждения такой нормы при увольнении министров не будет возникать вопросов о восстановлении на должности. Думается, что этим же законом следует определить, регулируется ли деятельность министров нормами трудового законодательства.

Порядок назначения

Помимо прочих аспектов деятельнос­ти КМУ, проект предлагает установить четкий порядок назначения премьер-министра и министров. Так, в соответствующей статье предусмотрено, что вместе с представлением о назначении (по ­рекомендации парламентской коалиции, как это предусмотрено Основным Законом) подаются сведения об образовании, специальности, трудовой деятельности, имущественном состоянии и доходах кандидата, а также о его членстве в руководящих органах, наблюдательных советах предприятий и организаций, имеющих своей целью получение прибыли. Должны быть описаны также «наиболее существенные факты биографии» претендента.

Отметим, что в случае принятия данного акта рассмотрение подобного представления не сможет быть осуществлено в день его внесения, поскольку предлагается предоставить депутатским фракциям (коалиционным, оппозиционным или «нейтральным») право перед рассмотрением представления на пленарном заседании встретиться с кандидатом, задать интересующие их вопросы и получить на них ответы. Интересно, не будет ли считаться нарушением такого права отказ кандидата отвечать или его неполный ответ на один из вопросов? При этом спектр вопросов не ограничен никакими рамками.

На пленарном заседании, в соответствии с проектом, также предполагается выступление самого кандидата с программным заявлением, а назначение осуществляется путем поименного голосования, не менее чем 226 голосами «за».

Относительно назначения министров предлагается установить, что предложения кандидатов — прерогатива коалиции депутатских фракций, причем распространяющаяся на всех министров. Следовательно, это ограничивает конституционные права Президента вносить свои кандидатуры на должности министров обороны и иностранных дел, ведь он сможет внести только кандидатуры тех, кого предложит коалиция.

Дамоклов меч?

Проектом предлагается и приятное нововведение. Речь идет о присяге членов правительства, принимающейся на пленарном заседании Верховного Совета. В частности, текст такой присяги предусматривает, что каждый министр клянется в верности украинскому народу и обещает заботиться о его благосостоянии и стабильном демократическом развитии общества. При этом текст присяги зачитывает премьер, а каждый министр подписывает его. Подписанная членом КМУ присяга присоединяется к его личному делу. Определенный порядок не учитывает принесения присяги членом КМУ, который назначен не вместе со всеми остальными министрами. Впрочем, введение такого института представляется целесообразным в плане морального отношения каждого министра к занимаемой должности, однако его позитив меркнет, поскольку законом не определяется ответственность за нарушение присяги. Если не считать положения о том, что отказ принять присягу влечет увольнение министра с должности.

Полномочия КМУ и его членов

В части полномочий КМУ, премьер-министра и министров проект не предполагает ничего революционного, а лишь расширяет положения Конституции, которыми такие полномочия предусмотрены, и на законодательном уровне закрепляет существующий порядок взаимоотношений КМУ с другими органами, закрепленный в положениях о тех или иных органах. При этом регламентируя их более детально.

В то же время представляется целесообразным урегулирование именно в законе о правительстве таких проблемных аспектов деятельности, как контрасигнация актов Президента Украины и порядок ее проведения. В проекте же содержатся только нормы о том, что премьер и соответствующие министры скрепляют своей подписью Указы Президента Украины по определенным вопросам, как это установлено Конституцией Украины.

Проект предлагает решить вопрос о социальном обеспечении членов Кабинета Министров Украины. Например, установить, что условия оплаты труда премьер-министра, его транспортного, медицинского, санаторно-курортного обеспечения во время исполнения его обязанностей и после сложения полномочий определяются Кабинетом Министров Украины. Это, как минимум, нелогично. Ведь даже с учетом того, что КМУ — орган коллегиальный, мнение премьера зачастую является решающим, да и в состав этого органа входят лица, предложенные премьером. Поэтому, поскольку КМУ подконтролен Верховному Совету, целесообразно, чтобы такие решения принимались постановлением парламента.

Предлагается также разрешить вопросы пенсионного обеспечения всех тех, кто работал в правительстве, независимо от того, как эти лица получили право на пенсию: исполняя соответствующие полномочия члена КМУ или работая на другой работе. Таким лицам должна быть предоставлена пенсия в размере 70 % от месячной заработной платы члена КМУ с правом перерасчета в случае ее повышения. А если член КМУ уходит на пенсию с должности министра — ему полагается денежная помощь в размере 12 должностных окладов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA