Кабинет Министров Украины узаконят — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (449) » Кабинет Министров Украины узаконят

Кабинет Министров Украины узаконят

Кабинет Министров Украины — высший орган в системе исполнительной власти. Об этом мы знаем из статьи 113 Конституции Украины, и это в очередной, но не лишний, раз подчеркивается в статье 1 проекта Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» (проект). Данный проект, разработанный Министерством юстиции Украины и утвержденный на заседании КМУ, предлагает более детально, чем Основной Закон Украины, определить статус КМУ, порядок его формирования и основы деятельности. Предлагаем вашему вниманию анализ наиболее интересных положений данного проекта.

Задачи и принципы деятельности

Так, проект гласит, что КМУ осуществляет исполнительную власть непосредственно или опосредованно через министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации. А также путем координации и контроля деятельности этих органов. Статьей 2 проекта предлагается установить задачи КМУ.

В целом, перечень этих задач очень напоминает статью 116 Конституции Украины, но в несколько урезанном варианте. Некоторые положения — обобщены, другие, например, определение векторов бюджетной политики и выполнение Госбюджета — опущены вовсе. Более детальный спектр вопросов, отнесенных к компетенции КМУ, изложен в разделе IV проекта. Никаких новелл этот раздел не содержит, но закрепляет за КМУ право делегировать свои полномочия в законодательно установленном порядке и контролировать их исполнение.

Одним из принципов деятельности КМУ признается принцип гласности. Так, частью 5 статьи 3 проекта устанавливается обязанность КМУ регулярно информировать общественность посредством СМИ о своей деятельности и прочими механизмами, обеспечивающими гласность деятельности правительства. Но при этом нормами этой же части установлена возможность принятия КМУ актов, содержащих информацию с ограниченным доступом, но исключительно в случаях, определенных Законом, в целях обеспечения защиты интересов национальной безопасности и обороны Украины.

Отметим, что совсем недавно КМУ принял постановление № 911, определив им, что ограничить доступ к информации КМУ можно, если разглашение такой информации повлечет нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, негативные последствия во внутри- и внешнеполитической, экономической, военной, социальной, гуманитарной, научно-технической, экологической, информационной сферах, а также в сфере государственной безопасности и безопасности государственной границы, препятствование работе госорганов. Как видим, постановлением установлен более широкий перечень оснований для отнесения информации КМУ к конфиденциальной. Но в случае принятия закона о правительстве в такой редакции применить положения постановления № 911 будет невозможно — статьей 3 проекта четко прописано, что ограничение доступа должно основываться на Законе.

Публичные и «политичные»

Раздел II проекта посвящен вопросам состава и порядка формирования КМУ. В частности, отмечается, что в состав КМУ входят премьер-министр, первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры и министры, общая численность которых определяется Верховным Советом Украины. Этот раздел проекта мало чем отличается от положений Конституции Украины.

Правда, проект предлагает на законодательном уровне разрешить спор относительно применения норм трудового права и законодательства о государственной службе по отношению к членам КМУ и установить, что должности членов КМУ относятся к должностям публично-политической службы. На нее не распространяется законодательство о госслужбе, а особенности ее прохождения устанавливаются Законом.

Также проект предлагает конкретизировать порядок обретения полномочий КМУ. В этом плане есть два ново­введения. Во-первых, привязка к тому, что КМУ является полномочным с момента вступления в полномочия не менее 2/3 его членов. А вот моментом вступления в полномочия члена КМУ является принятие присяги на пленарном заседании парламента.

С одной стороны, этим обеспечивается повышение моральной ответственнос­ти члена правительства и то, что КМУ не будет работать в «урезанном составе» или с одним премьер-министром, ведь это — коллегиальный орган. Но с другой — зная об умении наших политиков блокировать трибуну в сессионном зале и другими методами противостоять принятию присяги теми или иными лицами, такая норма может препятствовать работе правительства. Поэтому вся ее прогрессивность меркнет перед низким уровнем политической культуры.

Как известно, ныне многие из членов КМУ являются народными депутатами, что неприемлемо с точки зрения принципа разделения властей. Однако проект предлагает не пути решения подобных ситуаций, а «легализацию» совместительства. Так, в части 4 статьи 18 проекта предлагается установить, что в случае избрания члена КМУ в парламент он приобретает полномочия народного депутата в порядке, определенном Законом, и без подачи документа об увольнении с должности продолжает исполнять полномочия до начала работы вновь сформированного правительства.

По нашему мнению, это прямо противоречит Конституции Украины, нормам Закона Украины «Об особенностях увольнения с должностей лиц, совмещающих депутатский мандат с другими видами деятельности», и закладывает основы постоянного совместительства, тогда как действующим законодательством заложен действенный механизм избежания совместительства. Для этого необходимо всего лишь применить часть 2 статьи 99 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» и ходатайствовать о продлении Центральной избирательной комиссией срока регистрации для тех депутатов, которые не могут вступить в полномочия без решения парламента о формировании нового правительства. Ведь КМУ состоит из примерно 30—35 человек, и даже если все они будут избраны в парламент, он временно может работать и без них, поскольку для начала работы достаточно 300 зарегистрированных народных депутатов.

Также проектом предлагается определить основания для досрочного прекращения полномочий КМУ. В частности, ими могут быть: отставка КМУ на основании резолюции о недоверии парламента, отставка, смерть или прекращение полномочий премьер-министра Украины в связи с невозможностью исполнять полномочия по состоянию здоровья.

Вопросы взаимодействия

Больше всего внимания в проекте уделено вопросам взаимоотношений КМУ с другими органами власти (исполнительной и законодательной), Президентом Украины, органами местного самоуправления и общественными организациями. Отметим только самое интересное из предложенного:

— закрепить за КМУ право отменять акты органов, контроль деятельности которых осуществляет Совет Министров АРК, и председателей местных государственных администраций;

— установить, что новосозданный КМУ имеет право отозвать до принятия в первом чтении законопроекты, поданные в Верховный Совет Украины предыдущим правительством;

— обязать Верховный Совет выделять еженедельно время для того, чтобы народные депутаты могли задать членам КМУ вопросы, касающиеся их деятельности. В эти часы КМУ в полном составе должен присутствовать на заседании парламента.

Также отметим, что проектом предлагается создать институт государственного секретаря КМУ и госсекретарей министерств. Когда-то этот институт был упразднен, поэтому его эффективность и целесообразность вызывают сомнения.

В целом, если решить спорные вопросы и устранить неоднозначности, необходимость такого акта налицо — дабы на законодательном уровне, а не основываясь на подзаконных актах, традициях или временных регламентах, организовать работу высшего органа в системе исполнительной власти.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ГСА ищет новых партнеров?

Кабинет Министров Украины узаконят

Деловая практика

Отчетность ЗАО: по закону или «по понятиям»?

Законодательная практика

«Монастырь Limited»

Комментарии и аналитика

О дарении и двойной сертификации

Неделя права

Слегка «засекреченный» общественный совет

Толковать Конституцию казуально может каждый!

Требую опровержения!

Будет ли экспорт зерна?

Цензуры для фильмов не будет

Реестр событий

Надуманные препятствия КСУ не помеха

В отставку — со спецзнаком!

Судью не привлекут

Репортаж

В «третейском» споре рождается истина

Судебная практика

Документацию проверяй, но не теряй

Право на цивилизованную защиту

Об изменении подсудности дела

Судебные решения

О достаточности оснований для иска в хозяйственном процессе

О возмещении таможенными органами убытков

О форме и содержании кассационной жалобы

О способах защиты имущественного права и интереса

Тема номера

Устанавливаем подведомственность

Новеллы хозяйственного процесса

Трибуна

Законное беззаконие оговорок?!

Частная практика

Равнение на Съезд адвокатов

Юридический форум

Летом учимся решать проблемы

Необходимость или диверсия?

Інші новини

PRAVO.UA