К вопросу защиты прав потребителей — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (306) » К вопросу защиты прав потребителей

К вопросу защиты прав потребителей

Рубрика Тема номера

Операторы связи предоставляют потребителям широкий спектр телекоммуникационных услуг, среди которых: услуги (мобильной) связи, фиксированной связи, Интернет и прочие.

В Законе Украины «О связи» от 16 мая 1995 года (далее — Закон «О связи»), определяющем деятельность операторов связи, порядок и условия предоставления услуг связи, не дано определение понятию «телекоммуникационная услуга».

Тем не менее определение понятия «телекоммуникационная услуга» содержится в проекте Закона Украины «О телекоммуникациях», а именно: «Телекоммуникационная услуга (услуга) — продукт деятельности оператора и/или провайдера телекоммуникаций, направленный на удовлетворение потребностей потребителей в сфере телекоммуникаций».

С особенностью телекоммуникационных услуг связаны определенные отличия в законодательном регулировании защиты прав потребителей в данной сфере.

ПОТРЕБИТЕЛЬ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

Вполне очевидно, что понятие «потребитель» происходит от слова «потреблять». Понятие «потребитель» приобрело юридическое значение в Законе Украины «О защите прав потребителей» от 12 мая 1991 года (в дальнейшем — Закон «О защите прав потребителей»). Так, «потребитель — это гражданин, который приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых потребностей».

Таким образом, можно выделить следующие признаки понятия «потребитель»: во-первых, потребитель — это гражданин, то есть физическое лицо; во-вторых, это физическое лицо заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать товары (работы, услуги); в-третьих, эти товары (работы, услуги) необходимы ему для собственных потребностей.

В Законе «О связи» понятие «потребитель» расширено. В частности, в Законе отмечается, что «единая национальная система связи — совокупность сетей связи общего пользования, ведомственных и двойного назначения, обеспечивающих удовлетворение потребностей потребителей (предприятий, учреждений, организаций, населения и других) услугами связи».

Кроме того, в проекте Закона Украины «О телекоммуникациях» дано определение понятия «потребитель телекоммуникационных услуг (потребитель) — юридическое или физическое лицо, которое нуждается, заказывает и/или получает телекоммуникационные услуги для собственных потребностей».

Таким образом, потребителем телекоммуникационных услуг, в отличие от потребителя других товаров (работ, услуг), может быть не только физическое лицо, но и юридическое, которое для собственных потребностей заказывает и/или получает телекоммуникационные услуги.

В современных условиях конкуренции субъектов предпринимательской деятельности потребитель товаров (работ, услуг) требует особой защиты. Так, Законом «О защите прав потребителей» заложена система особых методов и способов защиты прав потребителей.

Эти особенности прежде всего состоят в установлении определенных прав, предоставленных потребителям.

Кроме общих прав и гарантий, закрепленных Законом «О защите прав потребителей», потребители телекоммуникационных услуг имеют еще и дополнительные права и гарантии.

В частности, статьей 13 Закона «О связи» предусмотрено, что в случае устранения повреждений телефонной связи и средств радиотрансляции с нарушением контрольных сроков абонентская плата за все время повреждения не начисляется. Кроме этого, предприятие связи платит абоненту пеню в размере 25 %-ной суточной абонентской платы за каждые сутки превышения контрольных сроков, но не более трех месяцев. В последнем случае, если по вине предприятий связи не будут устранены повреждения, абонент, согласно Закону «О защите прав потребителей», может поручить устранение недостатков третьему лицу за счет предприятия связи.

Такие дополнительные права потребителей телекоммуникационных услуг сочетаются с их обязанностями соблюдать правила пользования сетями связи, своевременно оплачивать услуги.

В проекте Закона Украины «О телекоммуникациях» перечень прав потребителя телекоммуникационных услуг несколько расширен. В указанном проекте Закона предусмотрены следующие дополнительные права: право на свободный доступ к телекоммуникационным сетям; безопасность телекоммуникационных услуг; выбор оператора, выбор вида и количества телекоммуникационных услуг, бесплатное получение от оператора исчерпывающей информации относительно содержания, качества, стоимости и порядка предоставления телекоммуникационных услуг; своевременное и качественное получение телекоммуникационных услуг; получение от оператора, провайдера телекоммуникаций имеющихся сведений относительно предоставленных телекоммуникационных услуг; возвращение оператором неиспользованной части средств в случае отказа от предоплаченных телекоммуникационных услуг в случаях и в порядке, определенных правилами предоставления и получения этих услуг; отказ от телекоммуникационных услуг в порядке, установленном договором о предоставлении телекоммуникационных услуг; отказ от оплаты телекоммуникационной услуги, которую они не заказывали; получение по письменному заявлению счетов за предоставленные телекоммуникационные услуги непосредственно у оператора и/или провайдера.

Также в указанном проекте Закона четко определены обязанности потребителя телекоммуникационных услуг.

ТАЙНА ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ

Особенность телекоммуникационных услуг состоит еще и в том, что они тесно связаны с личной жизнью граждан-потребителей и коммерческой деятельностью предприятий-потребителей.

Тайна личной жизни, как и коммерческая тайна, охраняются законодательством.

Статьей 31 Конституции Украины закреплено, что каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Исключения могут быть установлены лишь судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступление или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если другими способами получить информацию невозможно.

Уголовно-процессуальным кодексом Украины (статья 187) установлено, что снятие информации с каналов связи может быть применено лишь при наличии достаточных оснований считать, что в информации, которой лица обмениваются с помощью средств связи, находятся данные о содеянном преступлении или документы и предметы, которые имеют доказательное значение, и если другими способами получить эти данные невозможно.

При наличии таких оснований следователь по согласованию с прокурором обращается с представлением к председателю апелляционного суда по месту проведения следствия о снятии информации с каналов связи. Председатель суда или его заместитель рассматривает представление, изучает материалы дела, при необходимости выслушивает следователя, выслушивает мнение прокурора, после чего, в зависимости от оснований для принятия такого решения, выносит постановление о наложении ареста на корреспонденцию или снятие информации с каналов связи, или об отказе в этом. Постановление обжалованию не подлежит, на него не может быть внесено представление прокурора.

Итак, Конституцией гарантирована тайна телефонных разговоров, Уголовно-процессуальным кодексом Украины регламентирован порядок снятия информации с каналов связи, однако ни одним законодательным актом не определено содержание понятия «тайна телефонных разговоров». А потому возникает вопрос: охватывается ли этим понятием информация о номерах абонентов, с которыми происходило соединение, время и продолжительность такого соединения, поскольку указанная информация также связана с личной жизнью граждан.

В проекте Закона Украины «О телекоммуникациях», в статье 9, предусмотрено, что охрана тайны телефонных соединений и разговоров, информационная безопасность телекоммуникационных сетей гарантируются Конституцией и законами Украины.

Кроме того, в указанном проекте также предусмотрена обязанность операторов телекоммуникационных услуг обеспечивать сохранность сведений о потребителе, полученных при заключении договора, предоставленных телекоммуникационных услугах, в том числе полученных услугах, их продолжительности, содержании.

Информация о телефонных соединениях и разговорах может быть определена руководителем предприятия как коммерческая тайна, в этом случае она не подлежит разглашению.

ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

Условиями предоставления телекоммуникационных услуг являются, во-первых, заключение договора между оператором и потребителем телекоммуникационных услуг (при заказе предоплаченных услуг, например UNI-карточки, таким договором является кассовый чек или другой расчетный документ), во-вторых, оплата заказанной потребителем телекоммуникационной услуги (внесение авансового платежа).

Договор в сфере предоставления телекоммуникационных услуг имеет следующее правовое значение:

1) подтверждает наличие обязательственного правоотношения между оператором связи и потребителем;

2) служит надлежащей правовой гарантией защиты нарушенных прав потребителей.

ПРАКТИКА

Наиболее распространенными являются жалобы граждан — потребителей телекоммуникационных услуг.

Приведем пример. Когда оператором связи был уменьшен нетарифицированный интервал во время междугородных и международных разговоров, потребитель обратился в отдел обслуживания оператора с заявлением, в котором изложил претензии относительно сокращения нетарифицированного интервала.

Тарифы на услуги доводятся до сведения клиентов в виде информационных проспектов, через сеть Интернет по бесплатным справочным телефонам. Изменения условий предоставления услуг доводятся до сведения потребителей в регулярных счетах, направляемых им через отделение связи (по почте).

Продолжительность нетарифицированного интервала разговоров регулируется приказом Государственного комитета связи Украины от 3 сентября 1998 года № 126 «Об определении продолжительности и нетарифицированного времени разговора». Указанный приказ устанавливает продолжительность нетарифицированного интервала для автоматизированных международных, междугородных телефонных разговоров для операторов, которые предоставляют услуги междугородной и международной телефонной связи. Оператор на основании предоставленных ему лицензий Государственного комитета связи Украины предоставляет услуги сотовой радиотелефонной связи, поэтому приказ не регулирует продолжительность нетарифицированного интервала разговоров.

Таким образом, установление нетарифицированного интервала разговоров другого размера полностью соответствует требованиям нормативных документов и не влияет на качество услуг, которые оператор предоставляет своим клиентам.

Местный районный суд г. Киева, Киевский городской суд и Верховный Суд Украины относительно изменения и установления оператором нетарифицированного интервала разговоров признали, что оператор действовал в соответствии с нормами украинского законодательства.

ФЕДОРОВА Татьяна — адвокат, юридический советник ООО «Голден Телеком»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Экспертиза: правовые проблемы

Деловая практика

Если едем в командировку

Зарубежная практика

Ноу-хау: объект охраны

Комментарии и аналитика

Кому больше нужен закон об адвокатской деятельности: авторам или адвокатам?

Неделя права

Комитет дал разрешение

Конец триумфального шествия Генпрокурора Пискуна

ВХСУ поддержал позицию «Ва-банка»

Президент взялся за работу таможни

Нет территориальной дискриминации!

Польские судьи делятся опытом

Новости делового мира

Устав кредитного союза

Применение финансовых санкций в сфере ВЭД

Право оценщика на подпись

Заверение договора печатью

Новости законотворчества

Авалирование векселей

Уменьшим массу писем?

Азартные игры — под контроль государства

Освобождение из-под стражи

Новости из-за рубежа

Организаторов Олимпиады судят за мошенничество

Volvo привлекли к суду

ЕС будет судиться со Швецией

Новости профессии

Как улучшить работу правоохранителей?

Стоимость конфиската определят совместно

Академия прокуратуры празднует годовщину

Юристы-аграрники объединились

Новости юридических фирм

«Правовое содействие» открыла филиал в Киеве

«Жариков и Синиченко» формирует сеть офисов по всей Украине

«Эврика» провела семинар

Первая полоса

Возмещение ущерба при ДТП

Репортаж

Все течет, все меняется

Что такое кредитные истории?

Судебная практика

ВХСУ нарушает правила подсудности!

Договор должен содержать полную информацию о качестве телефонных услуг

Ненадлежащее уведомление — основание для отказа в исполнении

Компетентность суда — гарантия исполнения принятого им решения

Тема номера

О мониторинге телекоммуникаций

Управление корпоративными правами

К вопросу защиты прав потребителей

Трибуна

Проблемы наследственного договора

Частная практика

Учиться, учиться, учиться…

Фальсификация или недоразумение?

Юридический форум

Без единства у отечественной адвокатуры нет будущего

Собаковода привлекают за политику

Хочу работать — не берут

Товарные знаки в праве Евросоюза

Хотим быть и теми и другими

Інші новини

PRAVO.UA