К вопросу о теоретических основах — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (302) » К вопросу о теоретических основах

К вопросу о теоретических основах

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об обращении векселей на Украине» от 5 апреля 2001 года определены составляющие законодательства Украины об обращении векселей. Несмотря на внешнюю упорядоченность вексельного законодательства, оно будет нам казаться хаотическим до тех пор, пока мы не отыщем тех общих принципов, которые положены в его основу.

Из чего исходит современное украинское вексельное законодательство? Какие теоретические принципы заложены в его основу? — вопросы, на которые мы хотим ответить в настоящей статье.

В возникновении всякого обязательства (в том числе и вексельного) участвует воля законодателя (государства) и воля его участников (частных лиц). В любом правоотношении, зримо или незримо, присутствует воля законодателя, даже если нам кажется, что правоотношение возникло исключительно по воле частных лиц. Обязательство, возникшее между двумя участниками, не нашедшее поддержки закона, не может считаться обязательством в юридическом смысле этого слова. Без санкции закона не может установиться никакое право и никакая обязанность.

К числу обязательств, возникающих по воле частных лиц и санкционируемых законодателем, традиционно относят договорные обязательства. Законодатель исходит из того, что именно договорные обязательства составляют основную часть гражданско-правовых обязательств. Об этом красноречиво свидетельствуют диспозиция части 2 статьи 151 действующего Гражданского кодекса УССР (ГК УССР) «Обязательства возникают из договора или иных оснований, указанных в статье 4 настоящего Кодекса», а также подпункта 1 пункта 2 статьи 11 «2. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются: 1) договоры и другие сделки…» и пункта 2 статьи 509 «2. Обязательства возникают из оснований, установленных статьей 11 настоящего Кодекса» Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года (ГК Украины), который вступит в силу с 1 января 2004 года.

Вряд ли в связи с этим стоит опровергать тот факт, что вексель в своем «рождении», как правило, обязан некоему соглашению сторон: составителя документа и того, в чью пользу этот документ составлен. Сумма векселя или срок платежа, например, становятся «достоянием» векселя не только потому, что так захотелось составителю, а и потому, что именно с такими реквизитами бумага будет представлять определенную ценность, интерес для ее первоприобретателя. Поэтому очевидно, что возникновение вексельного обязательства обусловливает какое-то соглашение сторон, какой-то договор. То, что предпосылкой возникновения векселя и вексельного обязательства является соглашение сторон, допускает и законодатель. Косвенно об этом говорит Унифицированный закон о переводных векселях и простых векселях (УВЗ), например, в статье 10, устанавливающей невозможность заявления возражений из несоблюдения заключенных соглашений держателю векселя, который оформил его вопреки достигнутым договоренностям, или в статье 73, которая определяет, что «сроки, установленные законом или определенные соглашением, не включают день, с которого начинается их исчисление». Прямое же указание на договорное происхождение вексельного обязательства содержится в статье 4 Закона Украины «Об обращении векселей на Украине».

Однако мы не можем утверждать, что договор (соглашение) является единственной предпосылкой возникновения вексельного обязательства. Не может этого утверждать и законодатель; анализ показывает, что соглашение сторон — это нормальное, обычное, но не исключительное условие возникновения вексельного обязательства. Практика, однако, знает случаи, которые трудно подвести под обычное представление о договоре (например, когда вексель был передан в запечатанном пакете, о содержимом которого получатель не знал, с надписью на пакете о вскрытии его после смерти вручившего, или когда вексель случайно попал в руки кредитора, или был передан держателю с целью демонстрации в виде образца (примера) правильного составления векселей). Таким образом, и теория должна принимать во внимание разнообразие обстоятельств, порождающих возникновение вексельных обязательств.

Так или иначе, мы должны признать, что одним из необходимых условий возникновения векселя и вексельного обязательства является воля должника, направленная прежде всего на создание (оформление) и/или подписание векселя. Наличие воли принять на себя обязанность по векселю (то ли в качестве векселедателя, то ли в качестве акцептанта или индоссанта, или же авалиста) — это допускаемая законодателем презумпция, опровержение которой целиком и полностью ложится на заинтересованное лицо (должника). Как утверждал в свое время В.Д. Катков, «…без воли должника не может возникнуть вексельное обязательство; кажущееся же исключение происходит из общечеловеческой погрешимости, принимающей наличность воли там, где ее на самом деле не было. Здесь, как и в других случаях, трудно иногда знать правду, и вексель, возникший незаконным путем, принимается за правильный, возникший нормальным путем, а правдивые, но не доказанные возражения ответчика принимаются за лживые измышления с целью избежать платежа. Эти «исключения» подтверждают, таким образом, общее правило о необходимости воли должника для возникновения вексельного обязательства»(Катков В.Д. Общее учение о векселе. Юридическое исследование. — Харьков: Товарищество «Печатия С.И. Яковлева», 1904. — С.167).

Но обязанность платить по векселю не может возникнуть у его составителя, если лицо, в пользу которого эта обязанность выговорена, не пожелает сделаться кредитором. Мы приобретаем вещи, потому что они представляют для нас определенную ценность. Ценность векселя — в удостоверении права имущественного требования. Если уполномоченное векселем лицо не пожелает воспользоваться им, то не может возникнуть и требование по векселю, а без требования не может возникнуть и вексельная обязанность. Таким образом, для возникновения вексельного обязательства (правоотношения) необходимо еще одно условие — воля кредитора. Об этой воле обычно не говорят и не думают по той простой причине, что стремление увеличить или, по крайней мере, сохранить свое имущественное благосостояние, воля приобрести требование по векселю сама собой подразумевается.

При исследовании вопроса о возникновении вексельного обязательства, помимо воли должника и кредитора, мы не должны также упускать из виду и влияние закона. Так, возникновение прав и обязанностей из векселя связывается с наличием определенных юридических фактов (фактического состава). К таковым относится совокупность следующих односторонних правообразователей (правочинов):

— создание (оформление) и/или подписание (в качестве векселедателя/трассанта, авалиста, акцептанта или индоссанта) векселя;

— добросовестное приобретение векселя лицом, которое легитимируется в качестве кредитора содержанием векселя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных правочинов не порождает вексельное обязательство на Украине.

Оформление и подписание векселя создает трудно опровергаемую презумпцию наличности воли должника принять в будущем (при наличии воли формально легитимированного содержанием векселя его обладателя сделаться вексельным кредитором) на себя обязанность по векселю. Что побудило лицо написать вексель или поставить на нем свою подпись, особого юридического значения не имеет; закон исходит из того, что побудительной причиной создания (подписания) векселя, как правило, является соглашение сторон.

Интересно также отметить и то, что УВЗ, впрочем как и все законодательство Украины о вексельном обращении, возникновение вексельной обязанности не ставит в зависимость от того, каким образом документ выбыл из обладания его составителя. Так, пункт 8 статьи 1 и пункт 8 статьи 75 УВЗ указывают на лицо, которое «выпускает» вексель. Статья 1 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991 года при определении понятия «ценные бумаги» (к числу которых, как известно, относится и вексель) указывает, что они определяют, в частности, взаимоотношения между лицом, которое их «выпустило» и их собственником. Практически аналогичной позиции придерживается и ГК Украины (статья 194), указывая, правда, на лицо, которое «выпустило (выдало)» ценную бумагу. Статьей же 4 Закона Украины «Об обращении векселей на Украине» установлено, что векселя «выдаются» за фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. О возможности «выпуска» субъектами хозяйствования в обращение векселей говорится и в статье 164 Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года (ХК Украины), который вступит в силу с 1 января 2004 года. Законодатель не дает ответа на главный вопрос: что же понимать под «выпуском» или «выдачей» векселя? Является ли выбытие векселя из рук следствием сознательного одностороннего действия его составителя (отправной момент, на котором строится так называемая эмиссионная теория (теория выпуска) об основании и моменте возникновения вексельного обязательства), либо же выбытие векселя из рук векселедателя есть результат соглашения между ним и первым держателем, доказательством чему служит состоявшаяся выдача векселя (договорная теория)? Требуется ли, чтобы векселедатель непосредственно передавал вексель кредитору, либо для выдачи (выпуска) может быть привлечено третье лицо? Можно ли считать выдачей (выпуском) векселя отправление его по почте либо случайную передачу векселя среди стопки документов? По-видимому, для законодателя эти вопросы не имеют значения.

Подобное безразличие законодателя порождает почву для теоретических рассуждений. Исходя из презумпции добросовестности приобретения векселя (статья 16 УВЗ), законодатель, очевидно, допустил, что выбытие векселя из рук его составителя произошло сознательно, по воле последнего; в противном случае лицо, приобретшее вексель, зная о пороках воли составителя, лишается своих прав. Другими словами, не имеет значения, каким образом вексель выбыл из рук векселедателя, более важно то, при каких обстоятельствах вексель был приобретен его держателем. В связи с этим мы допускаем возможность возникновения обязанности платить по векселю всякому добросовестному приобретателю даже в той ситуации, когда окажется, что вексель первому приобретателю не был выдан (выпущен) либо выбыл из владения составителя помимо его воли.

Добросовестное приобретение векселя (либо такое приобретение, при котором лицо невозможно обвинить в грубой неосторожности) есть юридический факт, без которого вексельное обязательство, вексельное правоотношение не могут возникнуть. Именно с этого момента, считаем, лицо, составившее (подписавшее) вексель, становится обязанным, а лицо, его приобретшее, — управомоченным. Следует заметить, что для законодателя не принципиально, является ли приобретатель собственником векселя или его владельцем. Этот вывод подтверждается, исходя из анализа законодательства. Так, УВЗ именует всех вексельных кредиторов «держателями»; статья 16 УВЗ, определяя законного векселедержателя, указывает на «лицо, у которого находится вексель» или на «владельца» векселя. Статья 21 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» при определении векселя устанавливает, что вексель — это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления срока определенную сумму собственнику векселя (векселедержателю), давая основания сделать вывод о том, что эта обязанность возникает не только перед собственником векселя, но и перед всяким векселедержателем. В то же время в ряде норм (статья 164 ХК Украины, статья 11 Закона Украины «Об обращении векселей на Украине», статья 1 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», статья 194 ГК Украины) законодатель склоняется к кредитору — собственнику бумаги. В связи с вышеизложенным позволим себе выдвинуть следующий вывод: законодатель закрепляет статус кредитора по ценной бумаге (векселю), как правило, за ее собственником. Однако, обладание правом собственности на вексель не является единственным основанием для осуществления права требования из векселя.

Хотелось бы напомнить уважаемым читателям положения одной из теорий возникновения вексельного обязательства — теории добросовестности (честности) Грюнгута. В соответствии с указанной теорией вексельное обязательство возникает с момента приобретения векселя добросовестным приобретателем. Теория не придает значения акту отчуждения векселя его составителем, важно, чтобы вексель каким-либо образом перешел в честное владение векселедержателя.

Теория исходит из того, что нахождение векселя в руках первого приобретателя создает законное предположение, что вексель перешел во владение последнего вследствие добровольной и сознательной выдачи его векселедателем первому приобретателю. Вместе с тем векселедатель не лишен права доказывать порок (насилие, принуждение, обман, заблуждение и т.п.) выдачи векселя и осведомленность приобретателя о таком пороке. Если же выдача векселя и была обусловлена подобными обстоятельствами, но осуществилась без какого-либо (непосредственного или опосредованного) в них участия первого приобретателя и без его ведома, то эти обстоятельства не дают права возражать против правильного приобретения векселя первым приобретателем.

Таким образом, анализ действующего вексельного законодательства Украины позволяет сделать вывод о том, что его нормы отражают положения как договорных, так и внедоговорных теорий об основании и моменте возникновения вексельного обязательства, тяготея преимущественно к внедоговорным (теории добросовестного приобретения векселя Грюнгута).

ТАРАСЕНКО Игорь — ведущий юрист, «Донгорбанк», г. Донецк

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Присвоены новые ранги юристам Кабмина

Кого теперь берут в судьи?

Деловая практика

Неопределенность срока оплаты за поставку товара

Законодательная практика

Органам судебной власти — достойное финансирование

Зарубежная практика

Американское дело Павла Лазаренко

Комментарии и аналитика

К вопросу о теоретических основах

Неделя права

Гармонизация законодательства

Длится противостояние Microsoft и Еврокомиссии

Учебник по гражданскому праву

Надо дать больше денег судам!

Союз адвокатов против УПК

Изменим статью 6 ЗУ «О рекламе»!

«Нормативным актам» — 10 лет

Новости делового мира

АМК на защите «Лактонии»

Проверки органами статистики

Подписан регуляторный закон

Утверждена форма закладной

АМКУ нагрянет внезапно

Новости законодательства

Социальные гарантии инвалидам

Мораль под охраной

Никаких отсрочек!

Принят Закон об аренде земли

Новости из-за рубежа

2 миллиона от Philip Morris

Определен порядок деятельности иностранных адвокатов

Журналиста ждет суд

Новости профессии

Состоялось обсуждение перспектив реорганизации правосудия

ГПК довольны не все

Численность нотариусов растет

Евросуд разрешил спор «Совтрансавто»

Новости юридических фирм

У адвокатской фирмы «Паритет» новый юрист

«ПМТ и партнеры» сменила адрес

Первая полоса

В «заложниках» у банка

Репортаж

Как правильно возвращать долги

Судебная практика

Взыскание денежной компенсации

Особенности правосудия с участием военных

О признании договора залога недействительным

О признании договора залога недействительным (апелляция)

Тема номера

Как сложно стать нотариусом!

Каждый имеет право на помощь?..

Сколько платят юристам на Украине?

Трибуна

Палата адвокатов: быть или не быть?

Частная практика

«Саланс» открывает 5 новых офисов

Адвокатура сегодня и завтра

Юридический форум

Юридические издания — итоги двух лет

«Глас народа»: взятки берут 82 % судей

«Неправильная» амнистия: применение на практике

Інші новини

PRAVO.UA