Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №10 (585) » Юстиционная реформация

Юстиционная реформация

О некоторых аспектах государственной правовой политики и влиянии на ее формирование профильного министерства рассказывает министр юстиции Украины Николай Онищук

О правосудии

— Николай Васильевич, вы являетесь последовательным сторонником реформирования судебной системы Украины. Именно Министерство юстиции инициирует наиболее резонансные усовершенствования организационных основ правосудия, процессуального законодательства и системы исполнения решений судов. На каком этапе находятся ныне эти инициативы?

— Считаю, что основой судебной реформы являются новые редакции законов о судоустройстве и статусе судей. Как известно, соответствующий законопроект должен быть рассмотрен парламентом уже во втором чтении. Я также не исключаю изменений на уровне Основного Закона, прежде всего, это касается основ формирования оптимальной системы судоустройства и введения института мировых судей.

Актуален вопрос пересмотра полномочий председателя суда, несвойственных для такой должности, в частности, в части распределения дел между судьями, премирования судей, которые являются рычагом влияния на судью и соответственно могут посеять сомнения относительно независимости правосудия.

Необходимо внедрить механизмы предотвращения злоупотреблений со стороны судей судов общей юрисдикции во время рассмотрения дел относительно обжалования нормативно-правовых актов высших органов государственной власти. Поэтому нуждаются в пересмотре виды правоотношений, на которые не будет распространяться компетенция судов общей юрисдикции.

В новом законе следует предусмотреть улучшение процедуры отбора судей, в том числе обеспечение обучения кандидатов на должность судьи (показателен пример Донецкой области, где только 2 кандидата на должность судьи смогли пройти анонимное тестирование), а также механизмы назначения судей на административные должности в судах.

Нуждается в усовершенствовании механизм дисциплинарной ответственнос­ти судей. В частности, необходимо установить четкий перечень оснований и регламентацию сроков этой процедуры. Целесообразным является создание отдельного органа в системе судоустройства для рассмотрения таких вопросов, а также службы инспекторов, которая будет осуществлять проверки фактов нарушений судьями закона.

Необходимо усовершенствовать правовое регулирование хозяйственного судопроизводства. Министерство юстиции подало на рассмотрение правительства проект Кодекса коммерческого судопроизводства, предусматривающего трансформацию хозяйственного судопроизводства в соответствии с европейскими стандартами относительно судебной защиты нарушенных прав и интересов лиц, а также требований максимально быстрой процедуры рассмотрения таких споров.

Национальная комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права, возглавляемая мною, разработала проект новой редакции Уголовного процессуального кодекса Украины с учетом основ реформирования уголовной юстиции, определенных в Концепции реформирования уголовной юстиции Украины. На заседании Национальной комиссии 10 декабря 2008 года принято решение одобрить проект нового УПК и подать его Президенту Украины для внесения на рассмотрение парламента.

— Проведение судебной реформы тесно связано с реформированием института адвокатуры. Какой вы видите роль Министерства юстиции в этом процессе?

— Усилия Министерства юстиции были направлены на объединение инициатив представителей юридического сообщества, народных депутатов Украины, органов государственной власти с целью подготовки единого согласованного законопроекта об адвокатуре. Внесенный на рассмотрение Верховного Совета законопроект следует из необходимости унификации профессии, создания единого института адвокатуры с реальным самоуправлением и имеет целью обеспечить право человека и гражданина на уровень правовой помощи, соответ­ствующий европейским стандартам. Кроме того, Минюст разработал и подал на рас­смотрение Кабинета Министров законопроект «О бесплатной правовой помощи», положения которого коснутся также и адвокатов. Актуальность подготовки этого Закона обусловлена тем, что уже ­более 12 лет с момента принятия Конституции в государстве отсутствует механизм ­реализации права на бесплатную правовую помощь.

О нотариате

— В прошлом году принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате». Можно ли уже говорить об улучшении доступа граждан к нотариальным услугам?

— Принятие этого Закона я расцениваю как значительный успех. Напомню, что данным Законом уравниваются в полномочиях по совершению нотариальных действий государственные и частные нотариусы, что предоставляет возможность гражданам более широкого доступа к нотариальным услугам. Закон оставляет за Министерством и главными управления­ми юстиции контроль за организацией нотариальной деятельнос­ти, а определение правомерности совершения нотариальных действий переходит в судебную юрисдикцию. Такие масштабные изменения повлекли за собой необходимость обновления подзаконной нормативной базы в сфере нотариата. Так, Минюстом разработан ряд законодательных актов, постановлений Кабинета Министров Украины, выдано 13 приказов, направленных на реализацию этого Закона.

В частности, нами внедрена анонимная тестовая форма сдачи экзаменов претендентами на занятие нотариальной дея­тельностью, что позволило практически исключить субъективный фактор во время проведения экзаменов. Отмечу, что в прошлом году по новой формуле лишь треть кандидатов получили допуск к занятию нотариальной деятельностью.

В 2008 году на основании решений квалификационных комиссий нотариата, образованных при главных управлениях юстиции, и решений Высшей квалификационной комиссии нотариата Министерством юстиции выдано 577 свидетельств о праве на занятие нотариальной деятельностью.

— Позволило ли это восполнить «кадровый дефицит» нотариусов?

— К сожалению, в некоторых нотариальных округах доступ к нотариальным услугам все ещё затруднен. Так, не работают 32 государственные нотариальные конторы, из которых 10 — в Луганской облас­ти, 6 — в Одесской. Несмотря на то что нотариальное обслуживание населения также обеспечивают более 4500 частных нотариу­сов, в 36 нотариальных округах частные нотариусы все ещё отсутствуют, в частнос­ти, в 6 округах Одесской области,

в 4 — Херсонской; в округах Житомирской, Запорожской, Харьковской, Черниговской областей. В этом же ряду — проблема кадрового обеспечения государственных нотариальных архивов: из 69 должностей государственных нотариусов вакантной остается 41 должность. Полностью вакантные должности в Волынской, Закарпатской, Кировоградской, Одесской, Черкасской и Черновицкой областях.

Министерством предпринят ряд мер для улучшения сложившейся ситуации. По нашей инициативе правительство с 1 января прошлого года в 2,5 раза повысило заработную плату работников государственных нотариальных контор и архивов. В марте этого же года должностные оклады этих работников будут увеличены ещё на 20%, что должно способствовать сокращению оттока кадров из государственного нотариата.

О коррупции

— Одной из злободневных тем является борьба с коррупцией. Министерство юстиции определено одним из органов, который должен обеспечивать реализацию государственной политики в этой сфере. Как возглавляемое вами ведомство борется с коррупцией?

— Заданием Минюста считаю создание элементов системы, которая охватывает мониторинг, статистику, анализ процессов и выявление причин, механизмы изучения общественного мнения, координацию антикоррупционной политики.

Министерство юстиции является автором практически всех наиболее весомых антикоррупционных инициатив в нашем государстве. По инициативе Минюста КМУ в июне прошлого года принял решение о введении должности правительственного уполномоченного по борьбе с коррупцией. Таким образом, создана институция, которая, не имея правоохранительных функций, будет осуществлять надзор за реа­лизацией национальной антикоррупционной стратегии, предлагать новые подходы в борьбе с коррупцией. К сожалению, данная должность ныне скорее формальная и не наполнена реальными полномочиями. Этим же постановлением положено начало проведению антикоррупционной экспертизы как проектов, так и действующих нормативно-правовых актов.

— Можно ли достичь положительного «антикоррупционного» результата исключительно «ведомственными» методами, или же необходим комплексный подход, в частности — надлежащее законодательное обес­печение? Какие первоочередные шаги планируете предпринять?

— Безусловно, актуально дальнейшее реформирование антикоррупционного законодательства с учетом мировых стандартов, которое бы установило новые принципы предотвращения и противодействия коррупции. Специалисты Минюста приняли активное участие в подготовке антикоррупционного пакета законов ко второму чтению. Но нормативное обеспечение антикоррупционной политики государства на этом не ограничивается. Необходимо ускорить принятие проектов Законов «О добропорядочном поведении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления» и «О государственном финансовом контроле за декларированием доходов и расходов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, членами их семей и близкими родственниками», которые также являются важными элементами в системе добропорядочности, и необходимость принятия которых предусмотрена рекомендациями GRECO.

В целом усилия Министерства в «антикоррупционной сфере» будут направлены на выполнение комплекса мероприя­тий нормотворческого и организационного характера относительно обеспечения единых подходов к формированию и реализации государственной антикоррупционной политики.

О лоббизме

— Одна из последних инициатив Мин­юста — разработка проекта Закона Украины «О лоббировании». В чем практическая необходимость принятия этого Закона?

— Де-факто на Украине существует лоббистская деятельность. Но, к сожалению, происходит она вне правового поля и воспринимается как нечто противозаконное. Такой подход не соответствует природе этого института. Во многих демократических государствах мира лоббирование рассматривается как одна из устоявшихся и распространенных форм целеустремленного влияния граждан, институтов гражданского общества, субъектов хозяйствования на осуществление государственной власти.

К сожалению, на Украине, из-за отсутствия надлежащих юридических регуляторов этого явления, лоббирование приобрело внеправовые и латентные формы, однозначно негативно интерпретируемые в общественном сознании. Так, по данным социологических исследований, большинство граждан отождествляет лоббирование с коррупцией и взяточничеством.

Поэтому вполне очевидно, что на Украине назрела неотложная потребность разработать и внедрить понятные нормы и процедуры для формализации лоббистских отношений в обществе.

Именно с этой целью на суд общественности был представлен проект Концепции Закона «О лоббировании», который активно обговаривался 26 февраля текущего года на заседании круглого стола «Конституци­он­но-правовое регулирование лоббирования: международный опыт и перспективы для Украины» с участием ­отечественных и международных специалистов, представителей всех ветвей украинской власти.

Разработка законопроекта является значительным, но не исчерпывающим инструментом для институционализации этого явления. Нужен комплексный и системный подход относительно формирования нового мышления на разных уровнях общественных отношений.

(Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»)

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Вернитесь к истокам!

Извинения — дело сугубо добровольное

Законодательная практика

Дорожное «балловство»

Неделя права

За диалог в любое время

Полномочия установлены

Судья на час или на срок?

Законно(?)творчество

Арбитров ЕАП — на Украину

Новости законотворчества

В парламенте предлагают создать спецкомиссию для судебной реформы

Бюро кредитных историй будет регистрировать Госфинуслуг

Особенности конституционного производства

Новости из зала суда

Суд восстановил В. Коновалюка в воинском звании

АМКУ обжалует решение суда о неправомерности наложения штрафа на ЗАО «ЛИНИК»

Компания «Астелит» подала иск к «Укртелекому»

Дача «Межигорье» осталась в частной собственности

Новости из-за рубежа

Глава следственного комитета подчиняется генпрокурору!

В Италии отменена смертная казнь

Вынесен приговор президенту ФК «Лацио»

Новости профессии

Полк заслуженных юристов пополнился

Уволен заместитель министра юстиции Украины

Утвержден новый состав Государственной аккредитационной комиссии Украины

Назначен председатель Службы безопасности Украины

Присвоены ранги государственного служащего

Новости юридических фирм

Партнер Salans принял участие в форуме Института Адама Смита

АФ «Паритет» выступила юридическим партнером автоаукциона

АО «Волков Козьяков и Партнеры» успешно завершило представительство интересов Cargill International SA

«Саенко Харенко» — советник в отношении покупки 100 % акций канала «КИНО»

ЮФ «Лавринович и Партнеры» приняла делегацию Фонда европейского права и Британского бизнес-клуба на Украине

От первого лица

Юстиционная реформация

Реестр событий

Ими заИНТЕРесовались

14 лет все лучшее — читателю

Культ неприкосновенности

Служебная лестница

Избрания

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Жадность — не порок?

Судебные дела недели

ВСУ удовлетворил кассационное представление Генерального прокурора Украины

Дело по иску Корпорации КМ Secure Corp. направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

Об отдельных аспектах налогообложения доходов нотариусов

О взыскании суммы процентов, начисленных за просрочку бюджетного возмещения НДС

Тема номера

Госпретензии на наследство

«Автопродажные» аппетиты налоговой

Частная практика

А замещать-то как будем?

О международных юрфирмах

Юридический форум

Не ходи из правового поля

Грамотное отстаивание интересов

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: