Внимание юридической общественности, несмотря на разнообразные политические события, не перестают занимать вопросы предоставления бесплатной юридической помощи и размеров предельной компенсации расходов на правовую помощь. Во-первых, длительному обсуждению на заседании общественного совета при Государственной судебной администрации Украины (ГСА) подвергся законопроект № 3286 «О предельном размере компенсационных расходов на правовую помощь», во-вторых, сейчас идет активное обсуждение проекта «О бесплатной правовой помощи», разработанного Министерством юстиции Украины. Видимо, вопрос бесплатной правовой помощи обязан таким вниманием Плану мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, которые следуют из ее членства в Совете Европы, Целевому плану Украина — НАТО на 2007 год в рамках Плана действий Украина — НАТО, в которых ему уделяется достаточное внимание, а также — Концепции формирования системы бесплатной правовой помощи на Украине (Концепция), утвержденной Президентом Украины еще летом 2006 года.
Если обратиться к законопроекту № 3286, то общественный совет при ГСА, отметив повторение положений постановления правительства «О предельных размерах компенсации расходов, связанных с рассмотрением гражданских и административных дел, и порядок их компенсации за счет государства» от 27 апреля 2006 года, указал при этом на сужение сферы их применения по законопроекту — предельный размер возмещения расходов на правовую помощь, которая предоставляется только в судебном заседании или при осуществлении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания. В итоге, общественный совет решил снять этот вопрос с рассмотрения, поскольку он не касается деятельности ГСА, но предостерег относительно недопустимости предложенной редакции законопроекта. Законопроект, о котором пойдет речь ниже, пока еще обсуждается, следовательно, говорить о неисправимых ошибках и недостатках пока рано.
Вчера и сегодня
На современном этапе состояние предоставления бесплатной правовой помощи неудовлетворительное и мало отвечает основным европейским требованиям по обеспечению доступа лиц к правосудию. Наше законодательство содержит разрозненные положения, которые регулируют вопросы предоставления бесплатной правовой помощи, но системного подхода, обеспечивающего реальный доступ лиц к правовой помощи, нет. Примером этому может служить то, что на законодательном уровне предоставляется право на бесплатную правовую помощь многим категориям лиц, но государственное финансирование предусмотрено лишь для оплаты правовой помощи по уголовным делам в случаях, определенных Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) Украины. При этом и положения УПК морально устарели, если рассматривать порядок назначения адвоката через адвокатские объединения. Предусмотренный действующим законодательством размер оплаты труда адвокатов по предоставлению правовой помощи по уголовным делам по назначению составляет 15 гривен за полный рабочий день. Такой размер оплаты труда, а также процедура подтверждения адвокатом его участия в этой категории дел мало способствуют обеспечению систематического и инициативного участия адвокатов в оказании такого вида помощи.
Концепция Президента Украины предусматривает процесс создания эффективной системы предоставления правовой помощи, состоящей из 4 основных этапов: создание взаимосвязанных составляющих системы — первичной и вторичной бесплатной правовой помощи; обеспечение надлежащего уровня и оптимального порядка оплаты правовой помощи за счет государственного бюджета; установление четких критериев доступа лиц к бесплатной правовой помощи; создание эффективной модели управления системой бесплатной правовой помощи и ее финансирование.
Итак, проект, учитывая положения Концепции, предусматривает два вида бесплатной правовой помощи — первичную и вторичную. Первичная правовая помощь — вид государственной гарантии, которая заключается в информировании лица о содержании его прав и свобод, порядке их реализации, возобновления в случае их нарушения и порядке обжалования решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц; вторичная правовая помощь представляет собой вид государственной гарантии, которая состоит в обеспечении равных возможностей доступа лиц к правосудию. Право на бесплатную правовую помощь проект определяет как гарантированную Конституцией Украины возможность гражданина Украины, иностранца, лица без гражданства, в том числе беженца получить в полном объеме бесплатную первичную правовую помощь, а также возможность незащищенных категорий лиц получить бесплатную вторичную правовую помощь в случаях, которые предусмотрены этим же проектом.
Помогают все!
Субъектами предоставления первичной правовой помощи проект определяет: органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; юридические лица публичного права, образованные органами государственной власти, органами власти Автономной республики Крым, органами местного самоуправления; физические лица и юридические лица частного права. При этом органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в случае обращения лиц с ходатайством о предоставлении любого из видов бесплатной первичной правовой помощи по вопросам, которые отнесены к их компетенции, обязаны предоставить такую помощь на протяжении 14 дней от дня поступления ходатайства. Если в ходатайстве лица содержится лишь просьба о предоставлении соответствующей правовой информации, такая правовая помощь предоставляется безотлагательно, но не позднее 7 календарных дней. Проектом предлагается установить запрет органам исполнительной власти и органам местного самоуправления устанавливать плату за предоставление любого из видов бесплатной первичной правовой помощи, указанных в проекте, а также за выдачу лицам бланков заявлений, ходатайств, запросов, справок, других документов, представление которых предполагается законодательством Украины для реализации прав и свобод человека и гражданина. Также, видимо учитывая реалии, проект обязывает органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставлять правовую помощь по вопросам, которые отнесены к их компетенции, в объеме, который требуется лицом, и качественно.
Если в ходатайстве о предоставлении безвозмездной правовой помощи содержится вопрос, который требует дополнительного изучения или специальных профессиональных знаний в соответствующей сфере законодательства, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления могут передать заявление на рассмотрение юридическому лицу публичного права, образованного органами местного самоуправления, или физическому лицу или юридическому лицу частного права. О предоставлении правовых услуг заключается письменный договор между органом исполнительной власти или органом местного самоуправления с одной стороны, и юридическим лицом публичного права, образованным органом местного самоуправления, или физическим лицом или юридическим лицом частного права с другой стороны. В договоре определяется объем помощи, сроки предоставления и определяется порядок осуществления оплаты за предоставление правовой помощи лицу.
Вторичная, но не менее важная
Предполагается, что вторичная правовая помощь включает такие виды: составление процессуальных документов; защита от обвинения; осуществление представительства интересов лиц, которые имеют право на бесплатную вторичную правовую помощь в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами. Достоинством проекта можно назвать перечисление всех субъектов права на бесплатную правовую помощь — более 20 групп, включая и потерпевших от преступлений. Но указание четкого списка в законе может вызвать ряд проблем при применении его на практике, которые придется решать путем внесения изменений в закон.
Главным отличием Концепции от проекта, подготовленного Минюстом, является вопрос субъектов, которые будут предоставлять правовую помощь. Согласно проекту, это адвокаты и специалисты в области права, Концепция же настаивает исключительно на адвокатах. Отметим, что по проекту (в Концепции также идет об этом речь) предоставлять услуги по бесплатной правовой помощи смогут не все, а прошедшие в установленном порядке конкурсный отбор и включенные органом юстиции в реестр субъектов предоставления бесплатной вторичной правовой помощи.
Что важно, ходатайства о предоставлении определенного вида вторичной правовой помощи подаются в органы юстиции по месту пребывания заявителя. Вместе с ходатайством необходимо подать документы, которые подтверждают принадлежность лица к субъектам права на бесплатную правовую помощь.
Отметим, что орган юстиции обязан в 3‑дневный срок от дня поступления ходатайства принять решение относительно предоставления правовой помощи, но, учитывая категории граждан, которым она полагается, например, лица, к которым применено административное задержание, представляется целесообразным этот срок уточнить.
Также стоит заметить, что предоставление правовой помощи осуществляется после заключения договора между органом юстиции и адвокатом или специалистом в области права.
Полномочия Минюста в этой сфере заключаются в организации и проведении конкурсов и тендеров по закупке правовых услуг адвокатов и специалистов в области права для предоставления вторичной правовой помощи с учетом специализации адвокатов и специалистов в области права в соответствующей сфере законодательства. Также Минюст ведет реестры субъектов предоставления бесплатной вторичной правовой помощи.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…