Словарь по экономике и финансам — Глоссарий.ру — дает следующее определение ньюсмейкеру — это человек, деятельность которого предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес СМИ. Обычно журналистов интересует текущая деятельность ньюсмейкера, изменения его статуса, изменения в его окружении и его личная жизнь. Различают: должностных ньюсмейкеров, ставших таковыми в силу своего положения, должности или статуса (чиновники, руководители, политики, бизнесмены), и харизматических ньюсмейкеров, ставших таковыми благодаря своим личным качествам (артисты, шоу-звезды, телеведущие, вожди).
В контексте данной статьи нас больше интересуют юристы, ставшие ньюсмейкерами в силу своей должности, исключим сразу случаи, когда юристы привлекают журналистов какими-то событиями в личной жизни и пр.
Итак, по какому поводу юрист может заинтересовать СМИ с точки зрения профессиональной деятельности? Тут можно выделить ньюсмейкерство судебное — информация из зала суда, по сделкам — интересное бизнес-сфере, кризисное ньюсмейкерство — когда имя юриста или его компании нелицеприятно упоминаются.
С ньюсмейкерством в части сопровождения сделок, например, по слиянию и поглощению, все более или менее понятно: они либо публичны, либо нет, в первом случае — у юристов есть шанс похвалиться перед коллегами и «засветиться» на страницах деловых изданий для потенциальных клиентов.
С судебным ньюсмейкерством (особенно адвокатам) бывает непросто — Правила адвокатской этики достаточно жестко регулируют возможность адвоката выступить ньюсмейкером. Старший партнер адвокатской конторы «Коннов и Созановский» Сергей Коннов говорит, что удержать в тайне имя клиента и вопрос, по которому он обратился, порой реально невозможно. В кабинете адвоката — это еще тайна, но когда адвокат появляется в открытом судебном заседании рядом со своим клиентом — как говорить о соблюдении адвокатской тайны, удивляется г-н Коннов.
Учитывая особенности украинской судебной системы, г-н Коннов обращает внимание на следующие нюансы: по некоторым делам ньюсмейкерство вообще может быть противопоказано, но с другой стороны — утечка информации для стороны может стать единственным способом добиться справедливости.
Олег Мальский, партнер юридической фирмы AstapovLawyers, приводит пример ньюсмейкерства на основе арбитражей: «По общим правилам, дела, которые рассматриваются в Международных коммерческих арбитражах, являются конфиденциальными, и не всегда даже решения таких арбитражей, их стороны становятся известными после завершения самого процесса». Следовательно, отмечает г-н Мальский, получив разрешение от клиента, можно разглашать его имя, суть процесса и перспективы дела.
Говоря о соглашении о раскрытии информации о клиенте, юристы отмечают, что не многие компании включают этот раздел в договор с клиентом, поскольку мало думают о публичности вообще. Однако партнер международной юридической компании Integrites Александр Алексеенко отмечает: «Юрист, будучи ньюсмейкером, не должен раскрывать конфиденциальную информацию о делах клиента. Что касается раскрытия остальной информации, то правилом хорошего тона считается получение от клиента согласия на разглашение информации, связанной с выполнением юристами заданий клиента. Для избежания недоразумений в общении с клиентом мы в нашей практике стараемся, насколько это возможно, получить прямое письменное согласие клиента на раскрытие четко определенной информации, связанной с ведением его дел. Распространение только такой информации помогает юристам быть уверенными в том, что правам и интересам клиента не будет нанесен ущерб и, следовательно, это негативно не повлияет на дальнейшие взаимоотношения с клиентом».
«Каждый раз, давая комментарий, юрист или адвокат частично преследует цель рекламы, — говорит г-н Мальский. — Согласно статье 14 Правил адвокатской этики, адвокат имеет право рекламировать свою профессиональную деятельность. Однако касательно такой рекламы установлены определенные требования. Например, адвокат имеет право рекламировать свои достижения, но не имеет права в рекламные материалы вставлять отзывы о своей деятельности, о работе адвоката». Такое положение Правил давно вызывает порицание, ведь одним из ключевых аспектов оценки работы адвоката является мнение его клиентов.
Отдельной строкой стоит кризисное ньюсмейкерство — большинство журналистов придерживаются мнения, что в случае обнародования нежелательной информации лучше всего не отмалчиваться, а принимать меры по распространению выгодной для себя информации. Приведем пример на одном из последних случаев. Редакции газеты стало известно об иске, поданном бывшим клиентом к адвокату, занимающему сейчас должность председателя Высшей квалификационной комиссии адвокатуры, Владимиру Высоцкому. Также стали известны немалые суммы гонораров г‑на Высоцкого. Комментарий ответчика оказался краток: «Будет решение суда, поговорим». Однако если есть утечка информации со стороны истца (и сам истец заинтересован в обнародовании информации по делу), стоит ли молчать ответчику?
«Как правило, в нашей стране юристы становятся ньюсмейкерами по клиентским делам от случая к случаю. И только некоторые из них, ввиду категорий дел или повышенной жаждой общения с прессой, являются «штатными» ньюсмейкерами», — отмечает г-н Коннов. «Понятно, что хороший адвокат не может быть специалистом во всех сферах и не должен гнаться за публичностью ради публичности, — говорит г‑н Мальский. — Но, с другой стороны, он всегда заинтересован в рекламировании себя как профессионала или своей компании и должен адекватно предоставлять видение той или иной проблемы с юридической точки зрения».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…