C учетом вступления Украины в Энергетическое сообщество и непосредственного сближения страны с европейским энергетическим рынком, все более актуальным становится вопрос не только либерализации внутреннего рынка электроэнергии, но и развития внешнего экспортно-импортного рынка. Вследствие внесения изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» в 2009 году украинские частные поставщики электроэнергии начали не только поставлять ее пользователям на Украине, а и экспортировать за границу.
Деятельность, связанную с экспортом электроэнергии, осуществляют так называемые трейдеры. Национальным регулятором были разработаны правила аукционов по доступу к пропускной способности межгосударственных электрических сетей Украины для экспорта электрической энергии с учетом специфики национальной энергетической системы, в том числе технических характеристик производства, передачи и поставки электроэнергии, а также ограниченной пропускной возможности межгосударственных электрических сетей. Согласно квалификационным требованиям допуска к участию в аукционе, помимо наличия соответствующей лицензии на поставку электроэнергии по неурегулированному тарифу и членства в оптовом рынке, трейдерам также необходимо иметь заключенный внешнеэкономический контракт на поставку электроэнергии.
Несмотря на небольшое количество частных трейдеров на Украине, в процессе планируемой либерализации рынка, а именно перехода к рыночной модели прямых поставок, стандартизация взаимодействия трейдеров, особенно во внешнеэкономических взаимоотношениях, необходима.
Так, некоторые особенности внешнеэкономических контрактов экспорта электроэнергии обусловлены регуляторными требованиями украинского законодательства и спецификой электричества как товара. Внешнеэкономический контракт на поставку электроэнергии подлежит согласованию национальным оператором электросетей — НЭК «Укрэнерго». Именно национальный оператор должен обеспечить техническое исполнение контракта поставки электричества, в том числе производить его трансмиссию по согласованным графикам и вести учет поставленной электроэнергии. Передача электроэнергии непосредственно на территорию импортирующих стран осуществляется на основании технических договоров между НЭК «Укрэнерго» и операторами электросетей принимающего государства.
Большинство положений договора экспорта электричества должны соответствовать общим требованиям законодательства Украины к внешнеэкономическим контрактам. В этом русле существенным условием такого контракта являются базисные условия поставки. Согласно украинскому законодательству, стороны обязаны применять к поставке Международные правила интерпретации торговых терминов ИНКОТЕРМС. К экспорту электроэнергии с Украины в основном применяются условия DAF граница Украины, согласно правилам ИНКОТЕРМС 2000.
В соответствии с DAF граница Украины, поставщик считается украинским только тогда, когда он выполнил условия поставки, поставил электроэнергию на границу Украины и прошел таможенную очистку экспорта, но не импорта. Со вступлением в силу 1 января 2011 года новой редакции правил ИНКОТЕРМС 2010 стоит ожидать перехода на новые правила, после опубликования официального перевода на украинский язык. Поскольку условие DAF в новой редакции ликвидировано, следует ожидать использования схожего условия DAF граница Украины, так как в этом случае также будет предусматриваться поставка электроэнергии на границу (как указание места) без оплаты импортных таможенных пошлин.
Кроме того, контракт должен содержать ряд иных обязательных условий, определенных императивными требованиями Положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов) Министерства экономического развития и торговли Украины. Поскольку форма внешнеэкономического контракта должна отвечать обязательным требованиям украинского законодательства, его стороны могут выбрать материальное право государства, которое будет применяться к их договорным правоотношениям. Так, Закон Украины «О международном частном праве» предоставляет возможность сторонам внешнеэкономического контракта выбрать материальное право, которое они сочтут оптимальным для защиты своих прав и интересов во взаимоотношениях друг с другом. На практике частные экспортеры электроэнергии нередко заключают договоры с применением права Федеративной Республики Германии (ФРГ). Это связано с частым применением права ФРГ крупными энерготрейдерами в Европе. Именно это право является одним из рекомендуемых для использования в типовом договоре, разработанном в рамках Европейской федерации энерготрейдеров (ЕФЭТ).
Идея внедрения и применения типового договора ЕФЭТ на Украине, в частности во взаимоотношениях с иностранными трейдерами по внешнеэкономическим контрактам, была озвучена на одной из последних специализированных конференций в сфере электроэнергетики. Договор ЕФЭТ является рамочным, но достаточно детализированным и сложным с точки зрения применяемых в нем правовых концепций. В существующих условиях законодательной базы внедрение типового договора для внутрирыночных взаимоотношений невозможно в принципе, а для внешнеэкономических сделок является достаточно проблематичным, если не сказать — невыполнимым.
Отдельным важным аспектом для установления эффективного сотрудничества в сфере экспорта энергетики является унифицированная, а следовательно, определенная и предсказуемая практика рассмотрения споров. Сегодня в Европе не сформировался отдельный специализированный третейский суд для рассмотрения споров в сфере энергетики. Так, при ЕФЭТ пока не организован специальный арбитражный орган, как, к примеру, арбитражные суды, организованные в Международной ассоциации торговли зерном и кормами (GAFTA) или в Международной федерации ассоциаций по торговле маслами, семенами и жирами (FOSFA). Следовательно, стороны могут заключить арбитражное соглашение и закрепить свои споры за любым арбитражным судом. На практике для разрешения таких споров стандартными будут считаться Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, рекомендуемый ЕФЭТ Германский арбитражный институт и др.
В дальнейшем очень важно, чтобы при экспортно-импортных взаимоотношениях украинских и иностранных трейдеров была наработана практика простых и понятных правил, а также получен необходимый опыт и имплементированы новые подходы внешнеэкономической деятельности в сфере энергетики.
ЯКУБОВСКИЙ Владимир — старший юрист МЮГ AstapovLawyers, г. Киев
Руслан ДУБАС,
старший юрист ЮФ «Кушнир, Якимяк и Партнеры»
Особенности исполнения внешнеэкономических контрактов в сфере экспорта электроэнергии состоят и в том, что электроэнергия для экспорта закупается на Оптовом рынке электроэнергии Украины по фактически регулируемому тарифу. Стоимость транспортировки зависит от цены аукциона на доступ к сети, которую необходимо частично оплатить заранее в виде гарантийного взноса. Кроме того, направления экспорта, а также их объемы поставки ограничены наличием межгосударственных соединений электрических сетей и их пропускной способностью, а срок поставки — периодом возможного доступа к сетям (год или месяц, в зависимости от условий аукциона). Также особенностью таких контрактов является невозможность гарантирования бесперебойной поставки в связи с правом операторов сети ограничивать транспортировку. Договор на доступ к сети может быть расторгнут оператором, если поставщик использует сеть менее чем на 70 %, что не всегда зависит только от поставщика.
Виталий РАДЧЕНКО,
старший юрист МЮФ CMS Cameron McKenna
Сегодня как технические особенности энергосистемы Украины, так и украинское законодательство таят в себе много проблемных особенностей, которые не позволяют в полной мере использовать стандартный договор Европейской федерации энергетических трейдеров (EFET).
Одним из важных вопросов в контексте возможности применения договоров EFET на Украине является «close-out netting» — так называемый «ликвидационный неттинг», который подразумевает одновременный зачет обязательств между сторонами, срок исполнения которых еще не настал (в том числе по нескольким разным или многосторонним договорам), в случаях прекращения договора и/или неисполнения обязательств одной из сторон. Несмотря на то что ликвидационный неттинг не урегулирован украинским законодательством, он может быть использован сторонами в некоторых случаях. Под вопросом остается возможность применения данного механизма в процессе банкротства украинского контрагента.
Вольфрам РЕБОК,
старший партнер АО Arzinger
18 ноября 2011 года НКРЭ опубликовала на своем сайте проект постановления, согласно которому участники аукциона должны согласовать внешнеэкономический контракт на поставку электроэнергии (в технической части) с «Укрэнерго», которая и выступила инициатором изменения. Это требование объясняется тем, что «Укрэнерго» несет определенную технологическую ответственность за выполнение таких договоров с точки зрения обеспечения обусловленных в них мощностей и графиков.
На данный момент эти изменения еще не приняты, но НКРЭ в ответ на запрос Белоцерковской ТЭЦ в ноябре 2011 года указывала, что внешнеэкономические контракты на экспорт электроэнергии уже необходимо согласовывать с НЭК «Укрэнерго». Интересно, что последняя дала противоположный ответ и сообщила, что в связи с тем, что на законодательном уровне такое требование еще не закреплено, контракты согласования не требуют.
На данный момент это и другие изменения в постановление НКРЭ от 22 октября 2009 года № 1207 находятся на рассмотрении рабочей группы, после чего будут переданы НКРЭ.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…