В соответствии со Стратегией устойчивого развития «Украина-2020» первоочередным заданием для нашего государства является реализация программы энергонезависимости.
Энергоэффективные технологии
Одна из основных целей государственной политики в этой сфере — это снижение энергоемкости ВВП путем обеспечения перехода к использованию энергоэффективных технологий и оборудования, в частности, с помощью механизма энергосервиса.
В частной сфере энергосервис начал применяться с 1998 года в рамках реализации пилотных проектов по энергомодернизации малых и средних предприятий на основании Кредитного соглашения «Финансирование украинской ЭСКО», заключенного между Украиной и ЕБРР.
Применение этого механизма в бюджетной сфере стало возможным лишь после принятия Закона Украины «О введении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации» от 9 апреля 2015 года № 327-VIII (Закон № 327-VIII).
В данной статье мы проанализируем правовую суть энергосервиса и энергосервисного договора в бюджетной сфере, а также проанализируем наиболее важные основные гарантии прав энергосервисных компаний на стадии выполнения и досрочного расторжения энергосервисного договора.
Понятие энергосервиса
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона № 327-VIII энергосервис — это комплекс технических и иных энергоэффективных мероприятий, проведенных на конкретном объекте заказчика за счет энергосервисной компании и направленных на достижение натуральной и/или финансовой экономии в потреблении энергоресурсов и/или затрат на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).
Перечень потенциальных объектов энергосервиса в бюджетной сфере изложен в пункте 31 части 1 статьи 1 Закона № 327-VIII — это дом, здание, сооружение, их комплекс, объект и/или элемент (часть) объекта благоустройства, группа зданий (сооружений), комплекс (строение).
Энергосервисной компанией (ЭСКО) может быть любой субъект хозяйствования, в том числе физическое лицо — предприниматель. В действующем законодательстве отсутствуют какие-либо специальные требования к ЭСКО.
Заказчиком же энергосервиса в бюджетной сфере могут быть как органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые осуществляют управление объектами государственной и коммунальной собственности, так и учреждения и организации, находящиеся в их подчинении, а также государственные и коммунальные предприятия.
Интересно, что среди экспертов отсутствует единая точка зрения по поводу правовой природы энергосервисного договора. Что это? Подряд, поставка или оказание услуг?
По нашему мнению, это договор на оказание услуг. Во-первых, закупка энергосервиса в бюджетной сфере осуществляется по правилам закупки услуг.
Во-вторых, главной целью и результатом энергосервиса является обеспечение экономии, а не замена на объекте заказчика системы отопления или, к примеру, поставка окон и дверей. Закон № 327-VIII не ограничивает ЭСКО в выборе технического решения, которое компания может использовать для достижения экономии. Таким образом, заказчик оплачивает не результат выполненных работ, не полученный товар, а полученную услугу в виде сокращения уровня потребления энергоресурсов и/или затрат на ЖКУ.
В-третьих, гарантированная экономия. То есть заказчик несет меньшие затраты на оплату энергоресурсов и ЖКУ на протяжении конкретного периода, что полностью соответствует определению договора об оказании услуг, которое предусмотрено статьей 901 Гражданского кодекса Украины.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 327-VIII энергосервисный договор заключается после проведения публичной закупки или по переговорной процедуре. Критерием оценки тендерного предложения является не самая низкая цена договора, а показатель эффективности такого договора. Этот показатель определяется как суммарное за двадцатилетний период значение дисконтированных в каждом интервале разниц между ежегодными сокращениями расходов заказчика и ежегодными платежами исполнителю энергосервиса.
Заказчик обязан передать три из общих 13 существенных условий энергосервисного договора на утверждение Минфину (если объект находится в государственной собственности) или местному совету (если объект находится в коммунальной собственности), касающихся цены, гарантированного уровня экономии и срока действия. Только после этого стороны могут заключить энергосервисный договор.
Статья 5 Закона № 327-VIII предусматривает наличие примерного энергосервисного договора (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины № 845 от 21 октября 2015 года), который имеет рекомендательный характер (часть 2 статьи 179 Хозяйственного кодекса Украины) и составлен в целом с акцентом на общие положения Закона № 327-VIII.
Однако как у ЭСКО, так и у заказчика может возникнуть ряд процедурных вопросов. Например, за счет каких средств заказчик будет оплачивать услуги ЭСКО? Как будет использоваться энергоэффективное оборудование? Как будет осуществляться процедура верификации услуг? Каковы процедура и последствия досрочного расторжения договора по инициативе заказчика?
Основные гарантии прав ЭСКО
Гарантией того, что ЭСКО будет получать оплату на протяжении всего срока действия энергосервисного договора, является наличие у заказчика так называемых долгосрочных обязательств по энергосервису (пункт 211 части 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Украины).
До принятия Закона Украины № 328-VIII от 9 апреля 2015 года о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины «долгосрочные обязательства по энергосервису» не существовали. Это создавало для ЭСКО риски, связанные с тем, что в следующих расчетных периодах у заказчика будут отсутствовать средства для оплаты услуг энергосервиса.
«Долгосрочные обязательства по энергосервису» предусматривают включение заказчиком расходов на энергосервис в бюджетную статью в течение всего срока действия энергосервисного договора. Таким образом, ЭСКО будет гарантированно получать оплату по факту достигнутой экономии как на протяжении текущего, так и в течение будущих расчетных периодов.
В таком договоре стороны должны определить режимы и условия использования энергоресурсов и ЖКУ (например, воздушно-тепловой режим, искусственное освещение, содержание объектов и т.д.), а также установить, кто из сторон и персонал какой квалификации будет осуществлять обслуживание энергоэффективного оборудования.
Кроме того, стороны должны четко прописать процедуру допуска персонала ЭСКО на объект заказчика для проведения верификации. Измерение и сопоставление показателей фактической экономии с режимами и условиями использования энергоресурсов обеспечит сторонам возможность оперативно корректировать уровень основных показателей энергосервисного договора. В противном случае у сторон могут возникнуть разного рода нежелательные споры по поводу осуществления оплаты по договору.
Также сторонам стоит обратить внимание на гарантии компенсации цены энергосервисного договора при его досрочном расторжении по инициативе заказчика. Гарантией ЭСКО в такой ситуации является то, что заказчик обязан полностью выплатить ЭСКО неоплаченную цену такого договора. В договоре стороны должны четко определить процедуру его досрочного расторжения, указав, например, форму и порядок расторжения договора, порядок выплаты денежных средств ЭСКО, порядок передачи оборудования в собственность заказчика.
БАННОВ Михаил — юрист ЮФ ILF, г. Киев
Особое внимание
Роман ПОЖОДЖУК, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», к.ю.н.
При заключении энергосервисного договора особое внимание нужно обращать на порядок оплаты по этому договору за счет сокращения потребления и/или расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов и/или жилищно-коммунальных услуг. В связи с нестабильностью цен на эти ресурсы и услуги сторонам целесообразно предусмотреть порядок оплаты за счет сокращения потребления. Это обусловлено тем, что при значительном повышении стоимости топливно-энергетических ресурсов или жилищно-коммунальных услуг заказчик не получит прогнозируемую экономию затрат в обусловленные сроки, а полная оплата по договору может произойти значительно позже.
Еще один важный момент — обязанность сторон договора обеспечивать при его выполнении согласованные сторонами и/или определенные законодательством режимы и условия использования топливно-энергетических ресурсов или коммунальных услуг. Это один из основных критериев, так как при нарушении режимов и условий использования данных ресурсов или услуг заказчиком (его работниками) обусловленная договором экономия потребления не будет достигнута.
Договор в комплексе
Александр ТРЕТЬЯКОВ, старший юрист ЮФ «Антика»
Вопрос о правовой природе энергосервисного договора достаточно сложный и неоднозначный. Прежде всего это связано с комплексной сутью такого договора, наличием в нем элементов договора подряда, поставки и оказания услуг.
Предложенный в Законе Украины «О введении новых инвестиционных возможностей, обеспечении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации» подход считать энергосервис исключительно услугой, к сожалению, далек от оптимального, хотя и вносит в законодательство некоторую определенность.
Основной недостаток такого подхода проявляется в юридических последствиях, которые проистекают из формулировки предмета энергосервиса как услуги. Вопрос права собственности на улучшения и внедренные мероприятия в этом случае остается вне сферы регулирования энергосервисного договора, ведь предмет договора — услуга по экономии, а не выполнение каких-либо работ или поставка оборудования.
Более правильным было бы считать энергосервисный договор комплексным, сочетающим в себе условия нескольких видов договоров: договоров поставки, подряда и услуг.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…