Электронный наоборот — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №9 (1053) » Электронный наоборот

Электронный наоборот

Рубрика Тема номера
Одно из ключевых изменений — введение электронного оборота исполнительных документов

Вступивший в силу в декабре прошлого года закон № 2147-VIII не только изложил в новой редакции правила рассмотрения дел украинскими судами, но и внес ряд важных изменений в законодательство, регулирующее порядок исполнения судебных решений. В частности, речь идет о Законе Украины «Об исполнительном производстве», а также о соответствующих разделах новых процессуальных кодексов.

Одним из ключевых изменений, безусловно, является внедрение электронного оборота исполнительных документов. Указанные нововведения — важный этап судебной реформы, задача которой не только перезагрузить украинскую судебную систему и восстановить к ней доверие общества, но и наладить процесс оперативного исполнения судебных решений.

Так, согласно новым правилам, в течение пяти дней после вступления судебного решения в законную силу суд выдает исполнительный документ для принудительного исполнения этого решения (кроме случаев, когда судебное решение является исполнительным документом, например определение об обеспечении иска) и самостоятельно вносит этот исполнительный документ в Единый государственный реестр исполнительных документов. Именно эта электронная форма и является оригиналом исполнительного документа. Текст исполнительного документа со ссылкой на веб-адрес в указанном реестре считается его копией, которая должна быть направлена судом на электронную почту взыскателя, а в случае ее отсутствия — заказным или ценным письмом.

В связи с указанным Закон Украины «Об исполнительном производстве» был дополнен новой статьей 31, которая дает определение Единому государственному реестру исполнительных документов. В частности, это автоматизированная система сбора, хранения, защиты, учета, поиска электронных исполнительных документов, предоставления информации.

Закон устанавливает, что в указанный реестр должны быть внесены все без исключения исполнительные документы, на основании которых осуществляется принудительное исполнение судебных решений и решений других органов и должностных лиц. Обязанность по обеспечению функционирования этого реестра законодатель возложил на Министерство юстиции Украины и Государственную судебную администрацию Украины.

Процедура открытия исполнительного производства теперь существенно упрощается, поскольку взыскатель должен подать в исполнительную службу заявление об открытии исполнительного производства, на основании которого государственный/частный исполнитель самостоятельно получает в Едином государственном реестре исполнительных документов копию исполнительного документа и открывает исполнительное производство. К заявлению необходимо приложить только квитанцию об оплате авансового взноса.

 

Об исполнительном документе

Несколько изменились также требования к исполнительному документу. Поскольку оригинал исполнительного документа оформляется в электронной форме, он должен быть скреплен цифровой подписью судьи, который его выдал, или подписью другого уполномоченного лица, если документ выдан не судом.

Среди прочих данных, которые могут содержаться в исполнительном документе, теперь также указывается адрес электронной почты. Именно по электронной почте (в случае ее наличия) должен происходить обмен документами исполнительного производства между государственным/частным исполнителем и сторонами исполнительного производства.

 

О ходе исполнительного производства

 

Новые правила предусматривают, что сведения обо всех процессуальных действиях суда в исполнительном производстве также подлежат внесению в Единый государственный реестр исполнительных документов. В частности, речь идет об исправлении описки в исполнительном документе; признании исполнительного документа не подлежащим исполнению; обеспечении исполнения судебного решения; возвращении должнику безосновательно полученных взыскателем сумм по исполнительному документу; восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению; отсрочке или рассрочке исполнения, изменении или установлении способа и порядка исполнения; обращении взыскания на денежные средства, которые принадлежат третьим лицам; приостановлении исполнения (действия) судебного решения; а также о замене стороны исполнительного производства.

 

О переходном периоде

Несмотря на то что вышеуказанные изменения призваны существенно упростить ход исполнительного производства и сократить срок исполнения решений судов, электронный формат документооборота в исполнительном производстве пока что остается только на бумаге. Согласно закону № 2147-VIII, Единый государственный реестр исполнительных документов заработает только после утверждения Государственной судебной администрацией Украины совместно с Министерством юстиции Украины соответствующего положения, а требования законодательства об электронном документообороте вступят в силу спустя 30 дней после официального опубликования указанного положения в газете «Голос Украины».

Пока данное положение не утверждено, следует руководствоваться переходными положениями новых процессуальных кодексов, которые устанавливают, что до момента начала работы Единого государственного реестра исполнительных документов исполнительные документы оформляются и выдаются судами в бумажной форме согласно требованиям действующего законодательства.

 

ЛЕВИЦКИЙ Евгений — адвокат ЮФ Aequo, г. Киев


Мнение

Сроки внедрения

Алексей СОЛОМКО, советник ADER HABER

Идея создания такого реестра давно актуальна, а ее воплощение — ожидаемо. Ведь взыскателю отныне нет нужды писать заявление о выдаче исполнительного документа и ждать, пока уважаемый суд его выдаст, а после этого еще переживать, чтобы документ не потерялся при пересылке или не пропал в недрах исполнительной службы.

Теперь о неприятной процедуре получения дубликата исполнительного документа можно забыть. И внедрение этой системы особых сложностей не вызовет, так как более 80 % исполнительных документов выдаются у нас на основании решения суда, которое уже зафиксировано в электронном виде в реестре судебных решений. Определенное недовольство по поводу необходимости формирования исполнительного документа в отдельном реестре, возможно, будет со стороны субъектов, имеющих право выдачи постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, которые до сих пор выписывают такие постановления от руки под копирку.

Единственное, что настораживает, так это длительность сроков внедрения реестра: по закону Положение о нем Минюст и ГСА должны были утвердить до 31 декабря 2017 года, создание самого реестра должно завершиться до конца 2018 года. Однако сроки запуска работы реестра Законом не определены. А поскольку Положение о реестре до сих пор остается неутвержденным, можем допустить возможность затягивания и сроков начала его функционирования.

А тем временем, возможно, законодатель возьмет инициативу и использует европейский опыт отказа от исполнительного документа — наши европейские коллеги до сих пор не могут понять, зачем для исполнения готового судебного решения необходимо выписывать еще дополнительный документ. Кстати, подобная аналогия существует у нас в уголовном процессе — для исполнения приговора никакие дополнительные исполнительные документы не требуются.

 

Будущее за автоматизацией

Анна АВЕРИНА, младший юрист Международной юридической службы Interlegal

Прежде всего надо определить современное положение в сфере исполнительного производства. По разным оценкам исполняется только до 20 % решений суда, и порядка 70 % жалоб в Украину в Европейском суде по правам человека касаются исполнительного производства. По итогам 2017 года Украина занимает четвертое место по искам против нее после Румынии, России и Турции, что значительно лучше первого места на конец 2016 года. Свою роль здесь сыграло введение института частных исполнителей.

Работа по улучшению правового регулирования исполнительного производства продолжается. Разумеется, исполнительная служба очень загружена (если не перезагружена) делами. Большой проблемой является коррупция. Можно детально анализировать новеллы исполнительного производства, но автоматизированная система исполнительного производства должна выполнять контроль деятельности исполнителей. Естественно, автоматизация не панацея, тем не менее уже имеется позитивный опыт в Финляндии, Казахстане и других странах. Автоматизированное исполнительное производство способствует как минимум его прозрачности и освобождению исполнителей от рутины. Более того, сейчас очень сложно представить управление в какой-либо сфере без автоматизации.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Свежевыжатый срок

Государство и юристы

Бег знает что

Ни совет ни заря

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ изменил порядок проверки при осуществлении финоперации

КМУ вводит новый инструмент бюджетного анализа

Предлагается изменить УПК в части досудебного расследования

Государство и юристы

РазвОдданные

Арбитражное разбирательство

Конспект

Работа спорится!

Новости из Евросуда

Судебная практика

Перенос судов на подконтрольные властям Украины территории не нарушает права на доступ к суду

Лишение обвиняемого возможности задать вопросы свидетелю обвинения нарушает право на справедливый суд

Суд назвал преждевременным обращение Zentiva с иском о досрочном прекращении использования ТМ

ВС высказался по вопросу восстановления пропущенного срока апелляционного обжалования

Новости юридических фирм

Частная практика

Подведены итоги первого тура XIII стипендиального конкурса ЮФ «АНК»

Sayenko Kharenko — юридический советник в связи с привлечением «Энергоатомом» финансирования для строительства хранилища отработанного ядерного топлива

Отрасли практики

Витать в облаках

Тендерное равенство?

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Кандидатская защита

Акт независимости

Подготовительная участь

Во главе Конституции

Судебная практика

Арестократия

Процедура и сроки

Факт на лицо

Судебная практика

Судебные решения

Отсутствие решения государственного органа о нормативах потерь газа не является форс-мажором

Судебная практика

Тормозной путь

Право на экспорт

Тема номера

Обеспечить встречу

Корпоративный спорт

Спорная мира

Взвешенное лишение

Дисциплина должна бить

Долг платежом классен

Электронный наоборот

Часть и совесть

Частная практика

Восемнадцатое мгновение

Стратегия WIN WIN

Інші новини

PRAVO.UA