Экспортно-импортные разрешения по-новому — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (513) » Экспортно-импортные разрешения по-новому

Экспортно-импортные разрешения по-новому

14 сентября с.г. Министерство экономики Украины своим приказом «Об утверждении нормативно-правовых актов относительно лицензирования импорта товаров и внесения изменений в Порядок рассмотрения заявок на выдачу лицензий в сфере нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Министерстве экономики Украины» утвердил упомянутый в названии Порядок, а также формы заявки на получение лицензии, непосредственно самой лицензии и инструкций по их заполнению. Но нас прежде всего интересуют новеллы Порядка получения лицензий.

Так, Положение о порядке лицензирования импорта товаров регулирует процедуру оформления и выдачи лицензий на импорт товаров Министерством экономики Украины (Минэкономики) и уполномоченными органами, а его действие распространяется на всех субъектов внешнеэкономической деятельности независимо от формы собственности. Стоит изначально отметить, что приказ устанавливает следующие компетентные органы по выдаче лицензий субъектам ВЭД: областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации и уполномоченный орган Автономной республики Крым. Именно этим органам Минэкономики делегировало свое полномочие по выдаче лицензий на импорт товаров субъектам ВЭД, зарегистрированным в соответствующем регионе, если учетная стоимость товаров по договорам (контрактам) таких субъектов не превышает 300 тыс. долларов США и если лицензия выдается на импорт товара, на импорт которого не установлено количественное ограничение (квота). Таким образом, лицензирование импорта за пределами обозначенных ограничений будет осуществлять само Министерство экономики, а именно отдел нетарифного регулирования департамента внешнеэкономической политики.

Возвращаясь к Порядку, отметим, что для того чтобы компетентный орган рассмотрел вопрос о выдаче лицензии, заявитель — субъект внешнеэкономической деятельности должен подать ряд документов. В него, помимо непосредственно заявки на получение лицензии на импорт, входят:

— письмо-обращение относительно оформления лицензии с гарантией уплаты государственного сбора за ее выдачу;

— копия свидетельства о государственной регистрации, удостоверенная в установленном законодательством порядке;

— копия внешнеэкономического договора (контракта) со всеми приложениями и спецификациями к нему, удостоверенные в установленном законодательством порядке;

— оригинал согласования соответствующего уполномоченного органа государственной власти (в случаях, установленных Кабинетом Министров Украины).

Все сведения, содержащиеся в поданных заявителем документах, должны быть достоверны, и ответственность за это несет сам заявитель. После этого на протяжении 21 дня со дня подачи заявки компетентный орган рассматривает заявки, причем днем получения заявки компетентным органом считается день ее регистрации в Министерстве экономики Украины или уполномоченном органе, о чем имеется запись в журнале регистрации.

Если компетентный орган примет решение заявку удовлетворить, он выдает лицензию на импорт после того, как заявитель — субъект внешнеэкономической деятельности подает компетентному органу оригинал документа, подтверждающего уплату государственного сбора за выдачу лицензии. Такая лицензия выдается в одном экземпляре уполномоченному представителю субъекта внешнеэкономической деятельности. При этом срок действия лицензии должен быть таким, который не препятствует субъекту внешнеэкономической деятельности осуществлять импорт товара, в том числе из отдаленных мест, а также соответствовать условиям внешнеэкономического договора (контракта). При этом отметим, что лицензия не обязует субъект ввезти товар одномоментно. Так, операция может осуществляться отдельными партиями, на протяжении всего срока действия лицензии. В случае если лицензия выдана на импорт квотированного товара, срок ее действия не может превышать срок действия количественного ограничения импорта в целом.

При этом Порядком строго регламентированы причины, по которым компетентный орган имеет право отказать заявителю — субъекту внешнеэкономической деятельности в выдаче ­лицензии. Это, в частности, нарушение требований относительно комплектности пакета документов, предоставление которых необходимо для получения лицензии; несоответствие поданных документов требованиям законодательства Украины; исчерпание установленной квоты на соответствующие товары (если применяется процедура рассмот­рения заявок на импорт определенного товара по мере поступления заявок). При этом Порядок строго запрещает компетентным органам отказывать заявителю — субъекту внешнеэкономической деятельности в выдаче лицензии на импорт, если документы, поданные им, соответствуют требованиям законодательства и нет других оснований для невыдачи лицензии. А помимо причин, связанных с формальными требованиями, существует ряд причин, по которым компетентный орган может отказать субъекту в предоставлении лицензии, связанных с качеством самого субъекта. Например, если к субъекту внешнеэкономической деятельности или его иностранному контрагенту применяются санкции, ­связанные со временным приостановлением внешнеэкономической деятельности в порядке, предусмотренном статьей 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельнос­ти» (за осуществление действий, которые могут причинить вред интересам национальной экономической безопасности), в выдаче ему лицензии будет отказано. Равно как и в случаях установления, что действия такого субъекта влекут за собой нарушение обязательств Украины в сфере международных отношений или нарушения субъектом внешнеэкономической деятельности или его иностранным контрагентом законодательства Украины в сфере внешнеэкономической деятельности. В любом случае, отказ в выдаче лицензии должен быть оформлен письменно и надлежащим образом мотивирован.

В любом случае, согласно Порядку, впрочем, как это и гарантировано процессуальным законодательством и Конституцией Украины, решение Министерства экономики Украины или уполномоченного органа Автономной республики Крым, соответствующих подразделений областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в установленном порядке.

Стоит отметить, что это не все изменения в сфере лицензирования внешнеэкономической деятельности, которые Минэкономики утвердило в середине сентября. Речь идет об изменениях в Положение о порядке выдачи разовых ­(индивидуальных) лицензий, утвержденных приказом Минэкономики от 11 сентября 2007 года. Так, отныне установлено, что Минэкономики имеет исключительное право на выдачу и оформление лицензий также в случае осуществления всех видов внешнеэкономической деятельности субъектом ВЭД, который переведен на индивидуальный режим лицензирования после временного приостановления ВЭД в соответствии с частью 6 статьи 37 Закона Украины «О внешнеэкономической ­деятельности». До последних изменений такое исключительное право у Минэкономики было только в отношении лицензий субъектов ВЭД, осуществляющих операции с иностранным субъектом хозяйствования, к которому применены специальные санкции, и при осуществлении субъектом ВЭД всех видов деятельности. За исключением случаев, когда сумма экспортно-импортной операции не превышает сумму равную 40 тыс. долларов США или сумма операции не превышает эквивалента в 250 тыс. долларов США, но сама операция осуществляется в счет предварительной оплаты или поставки товара.

Кроме того, претерпел изменения пункт, которым регламентирован порядок переоформления разовой лицензии в случае неисполнения внешнеэкономической операции в срок, установленный такой лицензией. Новой редакцией пункта установлено, что такая лицензия подлежит переоформлению в порядке, предусмотренном для ее выдачи.

Так, в случае невыполнения внешнеэкономической операции в срок, указанный в оформленной лицензии, и если по этой лицензии проводились поставки товаров и/или их оплаты, переоформление лицензии осуществляется лишь на остаток объемов поставок товаров по этой лицензии на основании соответствующих отметок таможенного органа или на остаток проведенных оплат товаров на основании соответствующих отметок уполномоченного банка.

В случае невыполнения внешнеэкономической операции в срок, указанный в оформленной лицензии, но если при этом поставки товаров и/или их оплаты не осуществлялись, переоформление лицензии проводится лишь при условии предоставления двух экземпляров прежде выданной лицензии.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Президентская сказка про 12 месяцев

Деловая практика

Экспортно-импортные разрешения по-новому

Законодательная практика

Юрпомощь за «спасибо»?!

Зарубежная практика

К ним едет депутат-ревизор

Комментарии и аналитика

Я — начальник, ты — дурак

Жертва «неосновательного обогащения»

Непреодолимая сила

Целевые или дисконтные?

Неделя права

Лиссабонские компромиссы

Не все АМКУ масленица!

«У солдата выходной…»

Чем машут после выборов?

Нацкомиссия: равнение на Президента Украины

Реестр событий

Новые хозяйственники

Коалиционное судреформирование

Окончательно и безапелляционно

Судебная практика

Особое мнение замминистра

Судебные решения

О дополнительных основаниях для прекращения исполнительного производства

О нюансах взыскания имущества должника, находящегося у других лиц

Тема номера

Идеальная схема для взыскателя

Проблемы исполнительного производства

Частная практика

Качеством и количеством

Юридический форум

Подарки самым внимательным

UABA отпраздновала 30-ю годовщину

Место встречи — Сингапур

Бильярд в среде юристов

Інші новини

PRAVO.UA