По результатам исследования, проведенного специалистами Программы развития ООН (ПРООН) совместно с экспертами из Оксфордского университета, более 60 % людей в мире убеждены, что изменение климата представляет серьезную угрозу для всего человечества и являются настоящей «чрезвычайной ситуацией».
Украинцы также серьезно относятся к проблеме экологии. Особенно это стало заметно в последние несколько лет. Но это результат не только повысившейся сознательности украинцев, но и самой политики государства, взявшего на себя ряд международных обязательств в сфере экологии.
Среди них следует указать обязательства по гармонизации украинского законодательства со стандартами права ЕС (обязательство в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС) и положениями Директив № 2003/87/ЕС и № 2004/101/ЕС, а также приведение украинского законодательства в соответствие с требованиями Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Парижского соглашения.
Старт реформы
У всех указанных обязательств уже наступил срок реализации, поэтому 2021 год ознаменуется для Украины очень существенной экологической реформой. И реформа эта, скорей всего, будет не точечной, а основательной, при которой должен быть обеспечен переход от постсоветского разрешительного регулирования с огромным количеством экологических норм и контролирующих органов к европейским принципам экологии (ответственности производителей, справедливости между поколениями, интеграции и устойчивого развития).
1 января 2021 года вступил в силу Закон Украины № 377IX «Об основах мониторинга, отчетности и проверки выбросов парниковых газов» (Закон), которым введены следующие важные положения в украинское законодательство:
Конечно же, такое существенное изменение законодательства повлечет за собой необходимость модернизации производства. Но она не должна быть запущена без четкого понимания рынком плана государства и проведения конструктивного диалога между бизнесом и государством.
Как в ЕС проходил процесс модернизации промышленного производства для улучшения экологической ситуации?
Были сформированы и согласованы со всеми отраслями промышленности реалистичные планы перехода на новые экологические требования (с несколькими этапами и необходимыми затратами).
Была определена потребность в финансировании для проведения экологической модернизации и его источники.
Был обеспечен прозрачный контроль за выполнением плана экологической модернизации.
Давайте будем реалистами: без масштабной государственной поддержки экологическая модернизация будет очень долгой, кроме того, ряд промышленных предприятий могут быть вынуждены закрыть свои мощности изза (1) отсутствия средств для финансирования; (2) угрозы совершения (в силу отсутствия модернизации) значительных экологических нарушений и ответственности за них.
А что из указанного плана модернизации промышленного производства в ЕС было уже сделано в Украине? Фактически ничего, а это значит, что в случае введения новых законодательных норм бремя затрат ляжет на промышленных производителей, а в конечном счете — на потребителя, к тому же изза отсутствия экономической поддержки модернизация продлится очень долго.
В промышленных масштабах
Что сейчас предлагает государство в качестве основы для диалога с бизнесом?
На повестке дня законопроект № 4167 «О предупреждении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения» (проект), который подан для рассмотрения Верховной Радой Украины.
Проект разработан с целью имплементации 75й директивы ЕС (Директива 2010/75/ЕС Европейского парламента и Совета от 24 ноября 2010 года «О промышленном загрязнении (интегрированном предотвращении и контроле загрязнения)»).
Сфера действия проекта определена как регулирование правоотношений касательно предупреждения, уменьшения и контроля промышленного загрязнения в таких отраслях, как:
— энергетика;
— производство и обработка металла;
— промышленность по переработке минеральной сырьевой базы;
— химическая промышленность;
— управление отходами;
— другие виды деятельности в сфере переработки.
В проекте № 4167 осуществлена попытка предусмотреть внедрение лучших доступных технологий. Предприятие на этапе строительства либо реконструкции должно показать, какую технологию будет использовать для определенного производства в контексте характеристик воздействия на окружающую среду, а разрешительный орган примет решение о совокупном воздействии на территорию и будет уполномочен выдавать интегрированное разрешение.
Согласно положениям проекта № 4167 интегрированное разрешение — это документ разрешительного характера, который получают операторы установок/промышленные производители до начала эксплуатации оборудования. Основой для выдачи интегрированного разрешения будет ряд документов, поданных заявителем, среди которых ключевым будет отчет об оценке влияния на окружающую среду, проводимой в соответствии с требованиями Закона Украины «Об оценке влияния на окружающую среду».
Проект предусматривает, что условия интегрированного разрешения должны включать в себя:
— нормативы предельно допустимых выбросов;
— лимиты забора и использования воды, сбросов, другие вопросы водопользования;
— требования и мероприятия, предусмотренные водным и иным экологическим законодательством в сфере охраны атмосферного воздуха, управления отходами, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, энергосбережения и охраны земель;
— требования по защите почв и подземных вод;
— требования по проведению мониторинга и подаче отчетности касательно соблюдения условий интегрированного разрешения;
— требования по мониторингу грунта и подземных вод относительно наличия и концентрации опасных веществ;
— мероприятия, предусмотренные в случаях нештатных ситуаций (экстренная остановка и запуск установки);
— положения о минимизации загрязнения больших территорий или трансграничного загрязнения;
— требования по остановке деятельности предприятия в специально предусмотренных случаях.
То есть положениями проекта № 4167 буквально предложено с помощью интегрированного разрешения обеспечить комплексный подход к защите окружающей среды, в том числе водных ресурсов, атмосферного воздуха, почв, а также уменьшить объемы образования отходов и предотвратить промышленные аварии. С точки зрения бизнеса такой подход и сам документ выглядят крайне удобными, поскольку вместо получения ряда экологических разрешений у предприятия будет одно интегрированное (т.е. комплексное) разрешение.
Среди крайне важных и нужных положений проекта № 4167 необходимо назвать нормы, которые предусматривают активную деятельность и вовлеченность общественности/населения и полную публичную доступность информации, которая касается получения интегрированного разрешения.
Стоит также отметить, что проект № 4167 был разработан не в отрыве от комплексной экологической реформы, а как ее составляющая, и по своим нормам очень перекликается с положениями другого важного законопроекта в сфере экологии — № 22071 «Об управлении отходами», принятого в первом чтении.
И проект № 4167, и указанный законопроект содержат положения о том, что полученные в процессе деятельности отходы должны быть максимально подготовлены к повторному использованию, переработке или восстановлению, а если это технически или экономически невозможно, то к утилизации при минимальном негативном влиянии на окружающую среду. Таким образом предлагается постепенно приблизить промышленное производство Украины к безотходному (соответствующие модели уже давно и успешно функционируют в Скандинавских странах).
Экология: перезагрузка
Итак, в 2021 году Украину ждет экологическая реформа, которая очень существенно повлияет на промышленных производителей и потребует модернизации или замены не только используемого оборудования, но и полной перезагрузки внутренних бизнеспроцессов компаний. К этому, возможно, готовы не все. Но обратной дороги уже нет. Украинская промышленность и общество обязаны перейти на экологические стандарты ЕС. Пока что без финансовой поддержки государства. На мой взгляд, пока проект № 4167 и законопроект № 22071 не приняты, промышленным производителям стоит начать грамотный диалог с государством о четких механизмах и сроках реализации планов модернизации производства согласно новым экологическим требованиям, иначе и государство, и промышленные производители существенно проиграют. Государство — в части неполной реализации экологической реформы и возможных санкций со стороны ЕС, промышленные производители — в части потенциальной потери своего бизнеса.
ЛИВИЦКАЯ Анжелика — советник Asters, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…