ЭКО невидаль — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

ЭКО невидаль

Экологическая реформа потребует от украинских производителей не только модернизации используемого оборудования, но и полной перезагрузки внутренних бизнес­процессов компаний
Законопроектом № 4167 промышленное производство Украины предлагается постепенно сделать максимально безотходным

По резуль­татам исследования, проведенного специалистами Программы развития ООН (ПРООН) совместно с экспертами из Оксфордского университета, более 60 % людей в мире убеждены, что изменение климата представляет серьезную угрозу для всего человечества и являются настоящей «чрезвычайной ситуацией».

Украинцы также серьезно относятся к проблеме экологии. Особенно это стало заметно в последние несколько лет. Но это результат не только повысившейся сознательности украинцев, но и самой политики государства, взявшего на себя ряд международных обязательств в сфере экологии.

Среди них следует указать обязательства по гармонизации украинского законодательства со стандартами права ЕС (обязательство в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС) и положениями Директив № 2003/87/ЕС и № 2004/101/ЕС, а также приведение украинского законодательства в соответствие с требованиями Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Парижского соглашения.

Старт реформы

У всех указанных обязательств уже наступил срок реализации, поэтому 2021 год ознаменуется для Украины очень существенной экологической реформой. И реформа эта, скорей всего, будет не точечной, а основательной, при которой должен быть обеспечен переход от постсоветского разрешительного регулирования с огромным количеством экологических норм и контролирующих органов к европейским принципам экологии (ответственности производителей, справедливости между поколениями, интеграции и устойчивого развития).

1 января 2021 года вступил в силу Закон Украины № 377­IX «Об основах мониторинга, отчетности и проверки выбросов парниковых газов» (Закон), которым введены следующие важные положения в украинское законодательство:

  1. Выбросы таких токсичных веществ, как диоксид углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (HFC), перфторуглероды (PFC), гексафторид серы (SF6) и другие газообразные составляющие атмосферы, которые поглощают и испускают инфракрасное излучение, подлежат обязательному мониторингу.
  2. Каждая установка, которая производит или может производить выбросы парниковых газов, подлежит обязательному мониторингу. Юридические лица или частные предприниматели, которые эксплуатируют такие установки, должны сами контролировать выбросы. При этом они могут выбирать методы мониторинга, но должны разработать свой персональный план мониторинга. Эти планы утверждает компетентный государственный орган исполнительной власти.
  3. В ближайшее время будет создан специальный Единый реестр для сбора информации обо всех установках, производящих выбросы.

Конечно же, такое существенное изменение законодательства повлечет за собой необходимость модернизации производства. Но она не должна быть запущена без четкого понимания рынком плана государства и проведения конструктивного диалога между бизнесом и государством.

Как в ЕС проходил процесс модернизации промышленного производства для улучшения экологической ситуации?

Были сформированы и согласованы со всеми отраслями промышленности реалистичные планы перехода на новые экологические требования (с несколькими этапами и необходимыми затратами).

Была определена потребность в финансировании для проведения экологической модернизации и его источники.

Был обеспечен прозрачный контроль за выполнением плана экологической модернизации.

Давайте будем реалистами: без масштабной государственной поддержки экологическая модернизация будет очень долгой, кроме того, ряд промышленных предприятий могут быть вынуждены закрыть свои мощности из­за (1) отсутствия средств для финансирования; (2) угрозы совершения (в силу отсутствия модернизации) значительных экологических нарушений и ответственности за них.

А что из указанного плана модернизации промышленного производства в ЕС было уже сделано в Украине? Фактически ничего, а это значит, что в случае введения новых законодательных норм бремя затрат ляжет на промышленных производителей, а в конечном счете — на потребителя, к тому же из­за отсутствия экономической поддержки модернизация продлится очень долго.

В промышленных масштабах

Что сейчас предлагает государство в качестве основы для диалога с бизнесом?

На повестке дня законопроект № 4167 «О предупреждении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения» (проект), который подан для рассмотрения Верховной Радой Украины.

Проект разработан с целью имплементации 75­й директивы ЕС (Директива 2010/75/ЕС Европейского парламента и Совета от 24 ноября 2010 года «О промышленном загрязнении (интегрированном предотвращении и контроле загрязнения)»).

Сфера действия проекта определена как регулирование правоотношений касательно предупреждения, уменьшения и контроля промышленного загрязнения в таких отраслях, как:

— энергетика;

— производство и обработка металла;

— промышленность по переработке минеральной сырьевой базы;

— химическая промышленность;

— управление отходами;

— другие виды деятельности в сфере переработки.

В проекте № 4167 осуществлена попытка предусмотреть внедрение лучших доступных технологий. Предприятие на этапе строительства либо реконструкции должно показать, какую технологию будет использовать для определенного производства в контексте характеристик воздействия на окружающую среду, а разрешительный орган примет решение о совокупном воздействии на территорию и будет уполномочен выдавать интегрированное разрешение.

Согласно положениям проекта № 4167 интегрированное разрешение — это документ разрешительного характера, который получают операторы установок/промышленные производители до начала эксплуатации оборудования. Основой для выдачи интегрированного разрешения будет ряд документов, поданных заявителем, среди которых ключевым будет отчет об оценке влияния на окружающую среду, проводимой в соответствии с требованиями Закона Украины «Об оценке влияния на окружающую среду».

Проект предусматривает, что условия интегрированного разрешения должны включать в себя:

— нормативы предельно допустимых выбросов;

— лимиты забора и использования воды, сбросов, другие вопросы водопользования;

— требования и мероприятия, предусмотренные водным и иным экологическим законодательством в сфере охраны атмосферного воздуха, управления отходами, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, энергосбережения и охраны земель;

— требования по защите почв и подземных вод;

— требования по проведению мониторинга и подаче отчетности касательно соблюдения условий интегрированного разрешения;

— требования по мониторингу грунта и подземных вод относительно наличия и концентрации опасных веществ;

— мероприятия, предусмотренные в случаях нештатных ситуаций (экстренная остановка и запуск установки);

— положения о минимизации загрязнения больших территорий или трансграничного загрязнения;

— требования по остановке деятельности предприятия в специально предусмотренных случаях.

То есть положениями проекта № 4167 буквально предложено с помощью интегрированного разрешения обеспечить комплексный подход к защите окружающей среды, в том числе водных ресурсов, атмосферного воздуха, почв, а также уменьшить объемы образования отходов и предотвратить промышленные аварии. С точки зрения бизнеса такой подход и сам документ выглядят крайне удобными, поскольку вместо получения ряда экологических разрешений у предприятия будет одно интегрированное (т.е. комплексное) разрешение.

Среди крайне важных и нужных положений проекта № 4167 необходимо назвать нормы, которые предусматривают активную деятельность и вовлеченность общественности/населения и полную публичную доступность информации, которая касается получения интегрированного разрешения.

Стоит также отметить, что проект № 4167 был разработан не в отрыве от комплексной экологической реформы, а как ее составляющая, и по своим нормам очень перекликается с положениями другого важного законопроекта в сфере экологии — № 2207­1 «Об управлении отходами», принятого в первом чтении.

И проект № 4167, и указанный законопроект содержат положения о том, что полученные в процессе деятельности отходы должны быть максимально подготовлены к повторному использованию, переработке или восстановлению, а если это технически или экономически невозможно, то к утилизации при минимальном негативном влиянии на окружающую среду. Таким образом предлагается постепенно приблизить промышленное производство Украины к безотходному (соответствующие модели уже давно и успешно функционируют в Скандинавских странах).

Экология: перезагрузка

Итак, в 2021 году Украину ждет экологическая реформа, которая очень существенно повлияет на промышленных производителей и потребует модернизации или замены не только используемого оборудования, но и полной перезагрузки внутренних бизнес­процессов компаний. К этому, возможно, готовы не все. Но обратной дороги уже нет. Украинская промышленность и общество обязаны перейти на экологические стандарты ЕС. Пока что без финансовой поддержки государства. На мой взгляд, пока проект № 4167 и законопроект № 2207­1 не приняты, промышленным производителям стоит начать грамотный диалог с государством о четких механизмах и сроках реализации планов модернизации производства согласно новым экологическим требованиям, иначе и государство, и промышленные производители существенно проиграют. Государство — в части неполной реализации экологической реформы и возможных санкций со стороны ЕС, промышленные производители — в части потенциальной потери своего бизнеса.

 ЛИВИЦКАЯ Анжелика — советник Asters, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA