Эфирное дело — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Эфирное дело

Несмотря на то что провайдеры цифровой эфирной телесети не создают контент, а всего лишь доносят его до потребителя, ввиду необходимости обеспечения национальной безопасности их собственниками не смогут быть иностранцы

Общепризнанным является тот факт, что одной из самых актуальных угроз национальным интересам и безопасности Украины в информационной сфере является информационная экспансия государства-агрессора и контролируемых им структур, в частности, путем расширения собственной информационной инфраструктуры на территории Украины. Предотвратить потенциальное противоправное влияние государства-агрессора на телерадиоинформационное пространство Украины законодатели намерены путем установления дополнительных требований к собственникам провайдеров программной услуги многоканальной цифровой эфирной телесети с общенациональным покрытием (провайдер). Дело в том, что сегодня нет объективной информации о том, резидентом какой страны являются конечные бенефициарные собственники единственного в стране общенационального провайдера и кто они на самом деле.

Новые требования содержит законопроект № 2035 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прозрачности собственности провайдеров программной услуги многоканальных цифровых эфирных телесетей с общенациональным покрытием». Cогласно информации, размещенной на официальном сайте Верховной Рады Украины, 3 октября с.г. законопроект № 2035 был принят.

Зона безопасности

В Украине почти завершен процесс перехода от аналогового к цифровому телевизионному вещанию. Так, 31 августа 2018 года состоялось отключение аналогового телевизионного вещания по всей территории Украины, кроме территорий с особым режимом вещания. Таким образом, украинские общенациональные телевизионные каналы уже перешли на цифровое наземное эфирное вещание, единственным провайдером которого в Украине является ООО «ЗЕОНБУД». Этот субъект хозяйствования осуществляет деятельность как оператор телекоммуникаций (предоставляет услуги по распространению в цифровом формате телевизионных программ), а также выступает провайдером программной услуги (предоставление услуг ретрансляции программ потребителям) на основании выданных Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания (Национальный совет) лицензий провайдера программной услуги.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО «ЗЕОНБУД», 100 % долей уставного капитала находится в собственности кипрской компании, которая, в свою очередь, принадлежит пяти другим компаниям, из них четыре зарегистрированы на Британских Виргинских Островах и одна — в Белизе. Своими конечными бенефициарными собственниками ООО «ЗЕОНБУД» указывает пять граждан Латвии и одного гражданина Великобритании. Другими словами, все общенациональное цифровое наземное эфирное вещание сейчас зависит от частной компании, реальные конечные бенефициарные собственники которой, как свидетельствуют многочисленные журналистские расследования, неизвестны, обращают внимание авторы законопроекта № 2035 в пояснительной записке к нему. Так, журналистские расследования по этому поводу в разное время проводили, в частности, издательства Forbes и «Украинская правда».

Эра информационных технологий дала человечеству новые возможности, вместе с тем возникли и новые вызовы — защитить информационную безопасность на международном и национальном уровне от разного рода угроз, комментирует Анна Резникова, адвокат практики безопасности бизнеса АО Juscutum: «По сути, указанная компания является монополистом в Украине, а ее собственник — это кипрская компания, находящаяся в собственности пяти других компаний, четыре из которых зарегистрированы в офшорных зонах. Соответственно, национальное вещание сосредоточено в руках частной компании с непрозрачной структурой собственности».

Вместе с тем авторы законопроекта № 2035 предостерегают, что даже если сегодня государство-агрессор не имеет никакого влияния на ООО «ЗЕОНБУД», в любое время доли в уставном капитале этого общества могут быть беспрепятственно приобретены субъектами, которые связаны с государством-агрессором, в том числе посредством получения контроля над иностранными компаниями — собственниками этого общества.

В свою очередь, Андрей Каленский, директор Департамента регуляторного обеспечения ПАО «Укртелеком», сомневается, что принятие законопроекта № 2035 сильно повлияет на информационную безопасность страны: «Потребитель сейчас может самостоятельно выбирать контент любого содержания, в том числе и распространяемый зарубежными веб-ресурсами в сети интернет, часто игнорирующими как авторское право, так и национальное законодательство Украины».

Структура собственности

 

Законопроект № 2035 предусматривает внесение изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании», которыми на провайдеров программной услуги будут распространяться уже существующие для телерадиоорганизации требования относительно структуры собственности.

Предлагается установить, что в Украине запрещается принимать участие в компаниях — провайдерах программной услуги и учреждать их:

— органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим лицам, которые они основали, на всех уровнях цепочки владения корпоративными правами провайдера программной услуги, если решение об их создании или положение о них не предусматривает полномочий учреждать провайдеров программной услуги;

— физическим и юридическим лицам, которые являются резидентами страны, признанной Верховной Радой Украины государством-агрессором или государством-оккупантом, а также юридическим лицам, участниками (акционерами) которых являются такие юридические или физические лица, на всех уровнях цепочки владения корпоративными правами провайдера программной услуги, и конечным выгодоприобретателям.

Кроме того, для провайдера программной услуги многоканальной цифровой эфирной телесети с общенациональным покрытием законопроектом устанавливаются дополнительные требования. Таким образом, в законопроекте № 2035 указывается, что конечным бенефициарным собственником провайдера программной услуги многоканальной цифровой эфирной телесети с общенациональным покрытием может быть исключительно гражданин Украины. Вместе с тем юридическим лицам и физическим лицам — предпринимателям, зарегистрированным в офшорных зонах, перечень которых утвержден Кабинетом Министров Украины, а также лицам без гражданства будет запрещено принимать участие в компании — провайдере программной услуги многоканальной цифровой эфирной телесети с общенациональным покрытием на всех уровнях цепочки владения корпоративными правами.

Несоблюдение таких требований послужит основанием для отказа в выдаче и продлении лицензии провайдера программной услуги, а в случае если несоблюдение данных требований будет выявлено Национальным советом во время действия лицензии, такая лицензия может быть аннулирована в судебном порядке по представлению Национального совета.

На вопрос, отразится ли принятие таких норм на абонентах и как повлияет на рынок телекоммуникаций в целом, ответил Андрей Каленский: «Думаю, принятие законопроекта № 2035 не должно отразиться на потребителе, рынок программной услуги является достаточно развитым и конкурентным, для участников рынка это будет всего лишь ряд дополнительных ограничений, выполнить которые вполне реально. Предполагаю, однако, что многие провайдеры не будут рады таким новшествам. Возможно, это усилит прозрачность на рынке, хотя следует признать, что провайдеры программной услуги не создают контент, а всего лишь доносят его до потребителя посредством своей сети, поэтому остаются открытыми вопросы, стоит ли вообще вводить такие новшества и насколько оправданы методы достижения результата, заявленного авторами проекта закона».

Аналогичные требования будут установлены и к структуре собственности операторов телекоммуникаций, которые осуществляют деятельность по предоставлению услуг по техничному обслуживанию и эксплуатации многоканальных цифровых сетей эфирного теле- и радиовещания с общенациональным покрытием. Данные изменения планируется внести в Закон Украины «О телекоммуникациях». Андрей Каленский объясняет, в чем логика таких нововведений: «Как правило, большинство крупных и средних, а также многие мелкие операторы телекоммуникаций, предоставляющие доступ к сети интернет, одновременно имеют и статус провайдеров программной услуги, поскольку потребитель обычно желает получать интернет и телевидение «из одних рук», оплачивая единый счет. Кроме того, это и один из способов диверсификации доходов и увеличения выручки для субъектов хозяйствования. Естественно, законопроект № 2035 коснется и большинства таких операторов телекоммуникаций». Андрей Каленский обратил внимание и на несогласованность законопроекта № 2035 с недавно принятым законодательством: «Странными выглядят предложенные в законопроекте изменения к Закону Украины «О телекоммуникациях» в части дополнения его нормами о лицензиях на предоставление услуг по техобслуживанию и эксплуатации сетей в свете недавнего принятия Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию» от 18 сентября 2019 года № 102-IX (законопроект № 1050), упраздняющего с 25 декабря с.г. лицензирование видов деятельности в сфере телекоммуникаций. Думаю, это следствие того, что законопроекты № 2035 и № 1050 были зарегистрированы почти одновременно и не были согласованы между собой их авторами».

И все же авторы инициативы № 2035 заверяют, что принятие законопроекта приведет к усилению информационной безопасности государства во время перехода от аналогового к цифровому телевизионному вещанию.

 

Алина НАЗАРЧУК • «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA