Эффективный вход — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (956) » Эффективный вход

Эффективный вход

Рубрика Тема номера

Что такое антикоррупционные программы, для чего они нужны и от чего могут защитить, хорошо знает бизнес с глобальным присутствием. Соответственно, их дочерние компании на Украине не только имеют общее представление о таких локальных нормативных документах, но и привлекают в штат комплаенс-офицера, регулярно проводят соответствующие тренинги для работников. В этой статье рассмотрим, почему и украинским компаниям целесообразно обратить внимание на разработку и внедрение антикоррупционных программ.

 

Требования законодательства

Действительно, в таких законах экстерриториального действия, как FCPA (Закон о коррупции за рубежом, принятый в 1977 году в США) и UK Bribery Act (Закон Великобритании о взяточничестве, принятый в 2010 году), давно установлено требование к компаниям, зарегистрированным или не зарегистрированным, но осуществляющим деятельность в указанных юрисдикциях, об обеспечении надлежащих процедур и механизмов контроля, снижающих риски подкупа иностранных должностных лиц. Цена вопроса — штрафы (и в отношении должностных лиц компаний, и в отношении самих компаний), исчисляющиеся миллионами (например, дела Pfizer, Daimler, Vimpelcom Ltd), а в некоторых случаях — миллиардами долларов США (например, дело Siemens). При этом наличие антикоррупционных программ, функционирующих в компании, как правило, учитывается при определении размеров штрафов.

Для украинского законодательства антикоррупционная программа — понятие относительно новое. Оно было введено Законом Украины «О предотвращении коррупции», принятом в 2014 году (Закон) в связи с требованием к отдельным компаниям с долей государства более 50 % в уставном капитале принять антикоррупционную программу и назначить лицо, уполномоченное за ее реализацию.

Требование о внедрении антикоррупционной программы актуально и для частных компаний: ее наличие обязательно для участия в публичных закупках с ожидаемой стоимостью закупки выше 20 млн грн. В противном случае компании будет отказано в участии в процедуре. Для одного из самых рисковых в отношении коррупции направлений взаимодействия частного сектора с государством такое требование, на наш взгляд, является оправданным. Однако на данный момент его соблюдение в большинстве случаев свелось к формальному утверждению шаблонных антикоррупционных программ украинскими компаниями — участницами публичных закупок и к такому же номинальному назначению ответственных за ее реализацию лиц — исключительно для участия в процедурах закупок.

 

От декларации к стратегии

Закон не предусматривает исчерпывающего перечня вопросов, которые должны быть урегулированы в антикоррупционной программе, однако указывает, что программа может содержать ряд ключевых положений, таких как сфера применения и круг лиц, на которых распространяются ее положения; перечень и описание антикоррупционных мер, стандартов, процедур и порядок их выполнения; права и обязанности работников и участников компании относительно предотвращения и противодействия коррупции в деятельности предприятия; права и обязанности должностного лица, ответственного за предотвращение коррупции, и подчиненных ему работников; порядок осуществления надлежащего надзора, контроля и мониторинга за соблюдением программы; применение мер дисциплинарной ответственности к работникам, нарушающим положения антикоррупционной программы, а также другие вопросы.

В свою очередь, антикоррупционная программа должна представлять собой единый комплекс мер, а не быть набором «точечных ударов» или «шаблоном». Она должна служить фундаментом для эффективного применения инструментов противодействия коррупции. При этом сложность и специфика коррупционных механизмов обосновывают необходимость параллельного применения мер как профилактического характера, так и быстрого реагирования.

Однако на Украине компании часто отказываются от профилактических мер, таких как проведение обучающих мероприятий по вопросам предотвращения коррупции, считая их дорогостоящими и затратными по времени. В какой-то степени это объясняется пробелами в законодательстве: если, согласно Закону, программа может содержать порядок проведения индивидуального консультирования работников компании по вопросам применения антикоррупционных стандартов и процедур, то об утверждении порядка проведения учебных мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции в этом же Законе не упоминается.

В любом случае антикоррупционная программа конкретной компании должна зависеть от характера и целей ее деятельности, то есть быть индивидуальной. Чтобы понять, какие механизмы будут действовать и обеспечивать реальное движение от декларативного подхода к антикоррупционной программе, рекомендуем подготовить сводную карту «критических точек». Подготовку такой карты разумно проводить как выделение бизнес-процессов, при осуществлении которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений. Отталкиваясь от карты «критических точек», антикоррупционная программа компании может предусматривать мероприятия, которые условно можно распределить на такие сферы:

— контрактная, подразумевающая проведение антикоррупционной экспертизы организационно-распорядительных документов, договоров и их проектов. Для закрепления стандартов противодействия коррупции и нормативного обеспечения также необходимо ввести антикоррупционные положения в трудовые договоры и должностные инструкции работников, внедрить практику включения антикоррупционной оговорки в договоры с контрагентами;

— организационная, которая включает широкий спектр мероприятий, как, например, обеспечение открытой и конкурентной системы проведения закупочных процедур или установление тщательного планирования потребности в продукции;

— сфера трудовых отношений, в рамках которой рекомендуется сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском, проанализировать возможность внедрения специальных антикоррупционных требований для таких должностных лиц (например, регулярное заполнение декларации о конфликте интересов), а также их периодических ротаций;

— оценка коррупционных рисков и эффективности их предотвращения, что является важнейшим элементом любой антикоррупционной программы. Для этого необходимо постоянно отслеживать динамические изменения в коррупционной сфере на основе централизованной системы мониторинга, предусматривающей регулярный сбор и обработку информации о коррупционных проявлениях с учетом внешних и внутренних факторов. Оценка коррупционных рисков с целью их последующего устранения проводится силами компании, однако можно привлекать и независимых экспертов, в частности, для проведения диагностики антикоррупционных программ и процедур.

 

Цена вопроса

Реальное выполнение антикоррупционной программы более чем целесообразно. Следование формальному подходу в отношении антикоррупционных требований может дорого стоить для компании на территории Украины в связи с ужесточением ответственности за коррупционные нарушения и преступления и расширением круга лиц, которые могут быть привлечены к такой ответственности. Так, за коррупционные преступления к ответственности могут привлекаться должностные лица не только государственных органов, но и юридических лиц, а также сами юридические лица. Штраф для компании, например, за предложение, обещание, предоставление неправомерной выгоды служебному лицу (органа государственной власти), совершенные уполномоченным лицом от имени и в интересах компании, может составить двойной размер неправомерно полученной выгоды. Если этот размер невозможно определить (например, неправомерная выгода не получена), сумма штрафа в зависимости от тяжести преступления может колебаться в пределах от 85 тыс. до 1,275 млн грн.

В этом контексте отметим, что Закон требует от юридических лиц обеспечения разработки и принятия мер, необходимых и обоснованных для предотвращения коррупции в их деятельности и поощрения их работников к действиям в соответствии с законом, то есть фактического наличия работающей антикоррупционной программы. Поскольку перечень обстоятельств, смягчающих наказание, на Украине открыт, в случае совершения рассматриваемых преступлений работниками компании антикоррупционная программа может считаться таким обстоятельством, не говоря уже о том, что риск появления коррупционных преступлений в компании, как правило, значительно снижается, если антикоррупционная программа эффективно составлена и реализуется.

 

Дополнительные бонусы

Назовем несколько дополнительных преимуществ наличия антикоррупционной программы в компании. Во-первых, это более внимательное отношение к выбору контрагентов, а значит, повышенный уровень защиты от недобросовестных компаний. Во-вторых, большая привлекательность для инвесторов и международных компаний. Как было отмечено в начале статьи, именно к ним в первую очередь применяются трансграничные законы о предотвращении коррупции, и они заинтересованы в партнерах, которые придерживаются этических норм ведения бизнеса. Поскольку, согласно статистике, более 90 % дел, возбужденных в связи с нарушением FCPA, включают нарушения третьими лицами, надлежащей проверке контрагентов стали уделять особое внимание.

 

Вывод

С учетом того, что одним из основных направлений реформ и развития Украины является противодействие коррупции, сегодня созданы и функционируют государственные органы, основная задача которых — противодействие и расследование коррупционных нарушений (органы прокуратуры, Национальной полиции, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции), и в ближайшее время так или иначе появятся кейсы в этой области. С появлением кейсов возникнет и интерес компаний к внедрению антикоррупционных программ. Чем раньше компании начнут этот процесс, тем больше у них будет времени для построения и отладки эффективных антикоррупционных механизмов, соответственно, надежнее будет и защита.

 

ХЕРУВИМОВА Татьяна — старший юрист «КПМГ-Украина», руководитель практики корпоративного комплаенса, г. Киев,

ДУБАНЕВИЧ Ольга — юрист практики корпоративного комплаенса «КПМГ – Украина», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Честный случай

Акцент

Привлекательное продолжение

Государство и юристы

Свидетельские предсказания

Государство и юристы

Новости законотворчества

Урегулирована выплата стимулирующих выплат госчиновникам

Предлагается принять антиофшорный закон

Принят за основу Закон о Нацкомиссии в сферах энергетики и комуслуг

Государство и юристы

Конфликт в интересе

Указать содействие

Документы и аналитика

Аренда с подвохом

Всегда готов!

Книжная полка

Коррупционные тиски

Неделя права

Новости из-за рубежа

Видеотрансляция в судах

Неделя права

Интеграция в реформе

Второй сезон

Апелляция в отставку

Нерадикальные перестановки

Новости из зала суда

Судебная практика

Судья из Киева добилась победы в споре с ГПУ

Суд не передал банку право требования у ГП «Энергорынок» 16,93 млн грн долга

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует СК «Доверие и Гарантия» по вопросам изменения состава акционеров

Interlegal отстоял возможность рассмотрения спора в украинском суде

ЮФ Sayenko Kharenko повысила трех юристов до уровня советников

ЮФ GOLAW представила интересы международной сети магазинов в трудовом споре

К АО Juscutum присоединилась компания Legal House

Отрасли практики

Признание – сила

Программный бой

Управление созданием

Прок действия

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Защита бизнеса

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Да будет tax!

Самое важное

НДС и доставка помощи

Немецкий алфавит

Повышение фиктивности

Штатная ситуация

Судебная практика

Банковское право

Под временным сооружением

Путь к совершенству

Форс-мажорная нота

Тема номера

В начале пусти

Опасное вовлечение

Эффективный вход

Частная практика

Узкий диапазон

M&Aтрица

Інші новини

PRAVO.UA