Юристы ХХI века должны быть открыты новым технологиям, оперативно реагируя на изменения в современном технологичном мире. Что и говорить, если даже в судах постепенно переходят на электронный документооборот, о судебных заседаниях информируют посредством СМС, а сами заседания проводят в режиме видеоконференций.
Юридические фирмы, несмотря на приписываемую им консервативность, также стараются более-менее оперативно реагировать на технологические нововведения, хотя далеко не все модные веяния находят применение в юридическом бизнесе. Так, документооборот и архивы в основном ведутся в электронном формате, практически повсеместно практикуется использование skype-конференций, но идея полностью виртуального, цифрового офиса юрфирмы пока не находит поддержки на постсоветском пространстве.
Вопросы применения IT-технологий в работе юридической фирмы и цифровом менеджменте ее офиса обсуждались, в частности, на VIII Форуме юридических фирм стран СНГ, который прошел в конце июня в Киеве и Одессе. Как рассказал Йохан Ламберс, партнер бельгийской юрфирмы IUSTICA.BE, работа в безбумажном формате позволила на 30 % сократить административные расходы и расходы на аренду помещения. Фактически расходы фирмы ограничиваются затратами на оплату труда юристов и персонала, а время, которое юрист проводит в офисе, практически полностью оплачивается клиентами. При этом у юристов (в том числе и партнеров) нет собственных рабочих мест. Они могут занять любое свободное место в общем зале и работать там со своим ноутбуком. Отдельные помещения предназначены для конфиденциальных встреч и переговоров с клиентами, а также для совещаний.
Василий Рудомино, старший партнер ЮФ «АЛРУД» (г. Москва, РФ) отметил, что подобная модель (в несколько модифицированном виде) давно применяется в юридических консультациях еще советского образца — отдельный кабинет есть у председателя коллегии, отдельные рабочие места — у нескольких заместителей, а все остальные адвокаты «работают в поле». Но при этом в коллегии отсутствует единая система распределения прибыли, нет информационной системы, в лучшем случае есть библиотека. Для крупной структурированной юридической фирмы подобная организация офиса, по словам г-на Рудомино, пока что неактуальна.
В СНГ, по словам президента RULG-Ukrainian Legal Group Ирины Палиашвили, немного другое представление о профессиональной иерархии и престиже. Трудно представить, что у юрфирм, у юристов СНГ нет своего стола, что управляющий партнер со своим компьютером ходит из одной комнаты в другую, подсаживается к группам юристов и вся работа происходит не «в своем уголке».
Ольга Ченцова, управляющий партнер ЮФ Aequitas (г. Алматы, Казахстан), рассказала о некоторых психологических аспектах выбора предпочтительной формы организации рабочего места: «Это замечательно, когда есть высокие технологии, которые решают немало проблем. Недавно я читала очень правильную статью по поводу психологии офиса. Когда слишком много открытого пространства, людям неуютно, некомфортно работать. Мне кажется, что наличие собственного стола, каких-то бумаг и, условно говоря, кружки с чаем — это удобно. Я не призываю иметь много бумаг. Но психологически удобней работать с текстами на бумажном носителе. Работая в открытом пространстве, человек быстрее устает, а когда у него есть личное пространство, есть возможность отвлечься от компьютера — это делает работу более комфортной».
Денис Пучков, председатель совета партнеров АФ «Пучков и Партнеры» (г. Екатеринбург, РФ) обратил внимание на еще один психологический фактор — привычку партнеров юрфирм работать именно в традиционных офисах: «Так нам комфортно контролировать работу юристов».
Таким образом, несмотря на определенный экономический эффект (хотя в наших условиях аренда помещения — далеко не самая главная статья расходов юрфирмы), «виртуальный офис» не рассматривается как оптимальная модель организации юридической фирмы. Безусловно, количество фирм, решившихся на подобный эксперимент, будет увеличиваться, особенно с развитием электронного правительства и повсеместным внедрением электронного документооборота, но не экономические причины будут предопределять этот выбор. Так, передача части работы на аутсорсинг более дешевым юрфирмам, например региональным (ведь законодательство одно и разницы нет, где будут делать работу), рассматривается как более эффективный способ экономии. А внедрять передовые технологии, «оцифровывать» фирму (от этого все равно никуда не денешься) можно и в условиях традиционной организации ее офиса.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…