Языковая проблема рекламы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (443) » Языковая проблема рекламы

Языковая проблема рекламы

«Не спекулируйте вопросом языка», — не раз просил наш Президент. Сейчас особенно интенсивно идут дебаты о русском языке на Украине. Принимаются решения местных органов власти о предоставлении русскому языку статуса регионального. Но в данной статье мы затронем вопрос, который обсуждался и возник задолго до проведения предвыборных кампаний. А именно: законно ли публиковать в СМИ рекламные материалы на русском языке? Существует ли ответственность СМИ за использование русского языка в рекламных публикациях?

Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики в своем письме «Относительно языка рекламы» № 9251-3-11/17 от 13 октября 2004 года сообщил следующее. Согласно статье 33 Закона «О языках в Украинской ССР», в УССР языком официальных средств массовой информации является украинский язык.

Языком официальных средств массовой информации могут также быть языки других национальностей.

В то же время статья 4 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) на Украине» от 16 ноября 1992 года (Закон «О СМИ») устанавливает, что печатные средства массовой информации на Украине издаются на государственном языке, а также на других языках. Следует отметить, что статья 12 этого Закона предусматривает, что при регистрации печатного средства массовой информации указываются название издания, язык издания, сфера распространения и категории читателей.

Но статья 35 Закона УССР «О языках в Украинской ССР» устанавливает, что тексты официальных объявлений, сообщений, плакатов, афиш, рекламы и тому подобное выполняются на украинском языке. Рядом с текстом на украинском языке может быть расположен его перевод на другой язык. Из этого следует, что языком рекламы является украинский язык.

В этом случае начинает действовать часть 2 статьи 3 Закона Украины «О рекламе», являющаяся коллизионной нормой права и созданная для урегулирования конфликтных ситуаций при разногласии норм права. А именно: «Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховным Советом Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о рекламе, применяются правила международного договора».

В соответствии с положениями Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (Украина присоединилась к указанной Хартии в соответствии с Законом Украины от 15 мая 2003 года № 802-IV), в частности, согласно подпункту «с» пункта 1 статьи 13, установлено, что стороны обязуются в пределах своей страны предотвращать практику, мешающую использованию региональных языков или языков меньшинств в экономической или социальной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, если при регистрации печатного СМИ или телерадиоорганизации указан другой язык (например, русский), то это печатное СМИ или телерадиоорганизация может использовать в рекламе язык регистрации. Следует иметь в виду, что это касается только региональных СМИ, но не касается тех, которые распространяются на всей территории Украины.

Однако не будем забывать, что, согласно статье 150 Конституции Украины, право давать официальное толкование законов Украины принадлежит Конституционному Суду. Разъяснения других органов исполнительной власти имеют рекомендательный характер.

Тем не менее, следует подчеркнуть, что Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 693 от 26 мая 2004 года, регулирует вопрос наложения уполномоченными лицами Госпотребстандарта и его территориальных органов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе штрафов на рекламодателей, производителей и распространителей рекламы за нарушение законодательства о рекламе (кроме штрафов, наложение которых относится исключительно к компетенции Антимонопольного комитета Украины и регулируется законодательством по вопросам авторского права и смежных прав). Данным Порядком не предусмотрено наложение штрафов за использование русского языка в рекламных материалах. Никакой санкции не предусмотрено и Законом Украины «О рекламе». Отмечу, что орган, который уполномочен проверять соблюдение законодательства о рекламе распространителями рекламы (Госпотребстандарт), и издал письмо, процитированное выше («Относительно языка рекламы» № 9251-3-11/17 от 13 октября 2004 года). К тому же письмо аналогичного содержания Госпотребстандарт издал 24 декабря 2004 года под № 11733-3-11/17.

Однако Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в своем письме № 2275 от 8 апреля 2004 года и Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины в письме № 2041/34/5-1 от 22 апреля 2004 года относительно возможности опубликования рекламы в печатных средствах массовой информации на русском языке выразили несогласие с вышеуказанной точкой зрения Госпотребстандарта, ссылаясь на следующее.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно охраны интеллектуальной собственности» от 3 февраля 2004 года внесены соответствующие изменения в статью 6 Закона Украины «О рекламе». В частности, применение языка в рекламе осуществляется в соответствии с действующим законодательством о языках.

В соответствии со статьей 35 Закона Украины «О языках в Украинской ССР» в газете, которая издается на русском языке, тексты объявлений, сообщений, рекламы должны печататься на украинском языке. Рядом с текстами рекламы могут быть размещены их переводы на другой язык, в том числе русский.

Однако, учитывая норму Конституции Украины, имеющую прямое действие, а именно статью 9, действующие международные договора, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Пунктом 2 статьи 19 Закона Украины «О международных договорах Украины» от 29 июня 2004 года предусмотрено, что если международным договором Украины, который вступил в силу в установленном порядке, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора.

Статья 11 «Средства массовой информации» Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств устанавливает следующее: стороны обязуются обеспечить соблюдение того, что не будут внедряться никакие ограничения на свободу выявления взглядов и свободное распространение информации в печатных средствах информации на региональном языке или языке меньшинства.

Таким образом, учитывая положения Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, вышеизложенных нормативных актов Украины, письма Госпотребстандарта, считаю возможной публикацию рекламных материалов в СМИ на русском языке.

КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — начальник юридического отдела ACM Ltd, г. Харьков

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Должность обязывает повышать класс

Альтернатива Концепции есть!

Тест на соответствие соответствию

Деловая практика

Языковая проблема рекламы

Законодательная практика

Юристам добавят работы

Комментарии и аналитика

Как использовать квартиру под офис?

Как предотвратить второй «Чернобыль»?

Структура? По порядку рассчитайсь!

Неделя права

Борьба с курением усилилась

Победителей тендера наказали

И все же пристав — не следователь?

Взгляд из Страсбурга на...

Конституционный Суд РФ уезжает в город на Неве?!

Реестр событий

ВАСУ поставил автолюбителей в неудобную «позицию»

Минюст: суды коррумпированы!

Реестр доступен, а что дальше?

Судебная практика

Отличить экспедитора от перевозчика

Судебные решения

О необязательности заключения договоров

О моменте, когда договор поставки считается выполненным

Об особенности оплаты услуг морского порта

Об аспектах возврата имущества, находящегося на ответственном хранении

О правилах высчитывания стоимости услуг морского порта

Тема номера

Совершенствование морского админправа

Место портового сбора изменить нельзя

Правовой институт общей аварии

Частная практика

Обновленный состав КДКА

Аты-баты! Все — в адвокаты!

Юридический форум

Верховенство права и терроризм

Инвестирование по-украински

Інші новини

PRAVO.UA