Не будем скрывать, что медиаправо не пользуется большой популярностью на юридическом рынке. Однако мероприятия на данную тематику всегда собирают полные (хотя и небольшие) залы публики. Издалека кажется, что юрист, специализирующийся на медиаправе, — узкоспециализированный профессионал. Но стоит присмотреться, и мы увидим, что юрист по медиаправу отчасти похож на универсального солдата, а по своим функциям напоминает юрисконсульта, но в очень специфической сфере медиа.
Медиа-юрист должен овладеть нюансами права интеллектуальной собственности, налогового, корпоративного, финансового, страхового права и пр. Он должен уметь составить договор и с подрядчиком, и с творческой группой, договор как о вывозе мусора, так и об аренде дирижабля или ночных съемках в метрополитене.
В начале октября состоялась IV Ежегодная конференция «Медиаправо», организованная Индустриальным телевизионным комитетом и Ассоциацией юристов Украины. В ходе мероприятия о нюансах совместного производства контента, а именно — схемах привлечения инвестиций и юридическом сопровождении заключения соглашений — рассказала юридический советник FILM.UA Group Евгения Дербал.
Г-жа Дербал убеждена, что юрист, работающий в компании, специализирующейся на создании проекта или творческого продукта, должен быть экспертом в вопросах инвестирования, финансов, налогов, а чтобы работа была максимально слаженной — хорошо налаживать контакты с другими подразделениями предприятия.
Докладчик ознакомила с вариантами инвестирования кинопроизводства, акцентировав внимание, в частности, на оформлении отношений с иностранными партнерами. Как оказалось, для иностранных продакшн-компаний, например американских, абсолютно приемлемым является оформление отношений на основании так называемого продакшн-договора — сложного многостраничного документа, регулирующего вопросы совместного производства контента. Такое оформление отношений гарантирует получение колоссального опыта для национальных юристов, поскольку данные правоотношения регулируются либо правом отдельного штата, к примеру Калифорнии, либо английским правом — системой общего права, которые существенно отличаются от нашего законодательства. Скажем, неимущественные права автора также отчуждаются.
Чтобы юристы продакшн-компаний не были застигнуты врасплох, г-жа Дербал рекомендует выписывать иностранные издания, закупать сборники типовых договоров, применяемых в США, и из них черпать навыки подготовки проектов договоров.
Как правило, в совместных проектах украинский юрист работает по проектам договоров, предложенных партнером. Г-жа Дербал рассказала, что в одном из проектов ее команда не обошлась без того, чтобы привлечь калифорнийских юристов к проведению первоначального анализа предлагаемых договоров. Особенно ее удивило то, что они вносят изменения не в привычном нам режиме редактирования, а распечатывают документ, от руки пишут замечания, сканируют и отсылают обратно результат своего труда.
Заходя в крупный театральный проект с иностранными партнерами, последние ожидают, что украинские юристы делают это далеко не в первый раз, знакомы с разными видами страхования. Они предполагают, что все привлекаемые актеры и продюсеры являются членами гильдий. Гильдии предлагают свои обязательные для заключения контракты, и юрист обязан с ними ознакомиться. Самое главное в работе юриста — не только понять, но и имплементировать данные соглашения, а из таких сложных продакшн-, дистрибьюшн-договоров следует масса практических действий, которые необходимо реализовать. Евгения Дербал привела пример, когда их партнеры ожидали, что с каждым участником съемочного процесса, привлекаемым украинскими юристами, будут заключаться контракты по их форме. То есть все договоры, заключаемые с подрядчиками, должны переводиться на английский язык, и только после согласования можно начинать их реализацию.
С российскими партнерами также действуют договорные схемы. Евгения Дербал отметила, что чаще всего заключаются инвестиционные договоры. Самое интересное, что по законодательству наших восточных соседей такие договоры не приводят к созданию совместной деятельности, поэтому не образуется отдельный субъект налогообложения, не ведутся отдельный баланс и отчетность.
В таких ситуациях можно столкнуться с тем, что партнеры самостоятельно несут расходы на оплату услуг сценаристов, режиссеров, композиторов и в качестве своего вклада в инвестиционную деятельность передают результат творческого труда — средства индивидуализации. Не подписываются даже отдельные акты приема-передачи, понимается, что передача происходит в силу самого договора. Тут важно правильно оформить передачу прав, полученных одним из партнеров, в совместное владение.
Однако российские партнеры могут быть и участниками вертикальной интегрированной группы — иметь компании в других юрисдикциях. При работе с такими партнерами-нерезидентами следует заключать договор, регулируемый правом этих юрисдикций. На основании таких договоров создается объект, а у сторон возникают совместные права на этот объект.
Что касается вопросов дистрибуции, то сложности с договорами возникают еще и потому, что на созданном продукте — телевизионных передачах, сериалах — зарабатывают на протяжении первых лет его дистрибуции. Поэтому в договоры необходимо включать процент на маркетинговые, рекламные расходы, участие в кинофестивалях, продвижение продукта.
При работе с украинскими партнерами такие договорные схемы, как совместное производство и дистрибуция, еще не распространены. Учитывая то, что FILM.UA Group — коммерческая студия, заданием которой является производство качественного продукта, приносящего прибыль, Евгения Дербал подчеркнула, что они идут навстречу своим партнерам. В одних случаях совместное производство оформляется договором заказа. К примеру, партнер — заказчик, FILM.UA Group — исполнитель, производящий продукт. Все права на продукт исполнители передают заказчику, чтобы не возникали вопросы совместного владения, распределения прав. В чем интерес исполнителя? Доход от дистрибуции прописывается непосредственно в договоре заказа либо заключается отдельное дистрибьюторское соглашение. Два договора обязательно заключаются одновременно. По дистрибьюторскому соглашению исполнитель является эксклюзивным дистрибьютором на определенный срок, в свою очередь заказчик не имеет права расторгнуть это соглашение без выплаты штрафа.
Иногда совместное производство оформляется лицензионными соглашениями. Юристы называют такой вариант самым оптимальным для украинских реалий.
Представляет интерес и другой вариант оформления отношений — создание совместной компании. Но Евгения Дербал говорит, что «юристы идут на это со скрипом». Дело в том, что создание совместной компании, как правило, происходит с непрофильными партнерами — не имеющими отношения ни к кино, ни к телепроизводству. Зарабатывая деньги на недвижимости, металлургии, сельском хозяйстве, они тоже хотят приобщиться к прекрасному — стать продюсерами. Такие партнеры не понимают указанных выше конструкций в принципе, поэтому приходится создавать совместную компанию, финансирование которой осуществляется либо путем перечисления взносов в уставный капитал, либо путем выдачи займа.
Как правило, эти компании создаются за пределами Украины и являются компаниями-нерезидентами, на которых аккумулируются права на созданный продукт. Такая компания выступает заказчиком производства, все права по договору заказа переходят в пользование совместной компании. Являясь владельцем права на продукт, данная компания занимается и его дистрибуцией.
Данный формат отношений, кроме вопросов права интеллектуальной собственности, договорных вопросов, провоцирует массу корпоративных проблем, о которых партнеры не думают в начале сотрудничества. Возникают вопросы компетенции органов правления: в правоотношения вступают два партнера — это два директора или мы назначим одного директора и будем ему доверять? Каким должен быть лимит на заключение сделок директорами? Какие вопросы отнести к исключительной компетенции собрания акционеров и как вообще его проводить за пределами страны? Как распоряжаться акциями? Будем ли мы предоставлять другому партнеру и себе право свободной продажи акций? Зачастую устанавливается lock-up period — определенный срок, в течение которого ни одна из сторон не вправе передать свои акции (исключение — передать друг другу). Каковы последствия непринятия решения партнерами на собрании директоров или акционеров?
Формат совместных компаний стал активно использоваться при разработке анимационного кино. Это абсолютно другой вид контента. Здесь важно не только визуальное наполнение созданного произведения, но и бренд, который создается, а последний, как известно, состоит из многих элементов и объектов. Это и права на торговые марки, и права на художественный образ, и права на литературное произведение. Права на бренд очень сложно урегулировать договорными рамками. Если заявителей на регистрацию, например, торговой марки может быть два, то в других вопросах возможность подобного дуэта найти сложно. Вот здесь хорошо передавать все права совместной компании, которая занимается регистрацией объектов права интеллектуальной собственности.
Но самым большим минусом договорных отношений (и не только в сфере медиа) является вопрос внутренней неуверенности, вернее — недоверия.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…