Европейская Конвенция о создании системы регистрации завещаний (Конвенция) была открыта к подписанию государствами-членами Совета Европы в г. Базеле 16 мая 1972 года. Благодаря этой Конвенции завещатель уменьшает риск того, что завещание останется неизвестным или будет обнаружено слишком поздно. Завещатель может зарегистрировать свое завещание компетентными властями не только в государстве проживания, но и в любом другом государстве-участнике Конвенции.
Порядок вступления в силу Конвенции указан в статье 12 Конвенции: «Конвенция вступает в силу через 3 месяца от даты передачи на хранение третьей ратификационной грамоты или третьего документа о принятии». Таким образом, Конвенция вступила в силу 20 марта 1976 года. Для других государств, подписавших и ратифицировавших Конвенцию, она вступает в силу через 3 месяца от даты передачи на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии.
10 июля с.г. Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О ратификации Конвенции о создании системы регистрации завещаний». Национальным органом для исполнения на Украине функций, предусмотренных Конвенцией, определено Министерство юстиции Украины. Пока Закон о ратификации не подписан Президентом Украины, однако именно он передал законопроект в парламент как неотложный и первоочередной для рассмотрения парламентом.
Основные положения
Согласно Конвенции, государства обязываются установить систему регистрации завещаний для содействия после смерти завещателя выявлению существования завещания. С этой целью каждое договорное государство основывает или назначает один или более органов, ответственных за регистрацию завещаний и за предоставление ответов на запросы об информации о наличии завещания (при условии предоставления извлечения из свидетельства о смерти или другого допустимого документа, подтверждающего факт смерти завещателя).
Статья 3 Конвенции указывает, что «для содействия международному сотрудничеству каждое договорное государство назначает национальный орган, который без любого посредника:
a) организовывает регистрацию в других договорных государствах, предусмотренную в статье 6;
b) получает запросы о предоставлении информации, которые поступают от национальных органов других договорных государств, и отвечает на них с соблюдением условий, изложенных в статье 8.
Регистрации в договорных государствах подлежат:
а) удостоверенные завещания, предъявленные нотариусу, государственному органу или любому лицу, которые по закону этого государства имеют право регистрировать их, а также другие завещания, переданные на хранение органу или лицу, которые уполномочены законом принимать такие завещания на хранение, когда при этом составляется официальный документ о принятии завещания на хранение;
b) собственноручно составленные завещания, переданные на хранение нотариусу, государственному органу или любому лицу, которые по закону этого государства имеют право принимать их на хранение, при этом официальный документ о принятии завещания на хранение не составляется, если закон разрешает такую передачу. Завещатель имеет право отказаться от регистрации завещания, если указанный закон не запрещает такого отказа.
Естественно, и отзыв, и отмена, и другие изменения в завещания, зарегистрированные согласно Конвенции, также подлежат регистрации, если эти изменения составлены по форме, требующей обязательной регистрации.
При этом, указывается в Конвенции, любое договорное государство может исключить из сферы регистрации завещания, которые передаются на хранение в органы вооруженных сил.
Регистрация осуществляется по просьбе нотариуса, государственного органа или лица, которые по закону этого государства имеют право регистрировать, а также органа или лица, которые уполномочены законом принимать завещания на хранение.
Однако государство в определенных случаях и при условиях, установленных внутренним законодательством, может предусмотреть, что обращение о регистрации делает сам завещатель.
Следует отметить, что Конвенция не ставит вопрос регистрации в зависимость от гражданства или местожительства завещателя. По просьбе завещателя нотариус, государственный орган или лицо, уполномоченное законом, имеют право спрашивать регистрацию не только в государстве совершения или хранения завещания, но и в других договорных государствах при посредничестве соответствующих национальных органов.
Запрос о регистрации должен содержать как минимум такие сведения:
a) фамилию и основное имя (имена)
(а в соответствующих случаях и девичью фамилию) завещателя или лица, которое составляет завещание от лица завещателя;
b) дату и место (если оно неизвестно — название страны) рождения;
c) заявленный адрес или местожительство;
d) характер и дату составления завещания, регистрация которого запрашивается;
e) фамилию и адрес нотариуса, лица или название и адрес государственного органа, которые получили завещание или которым оно передано на хранение.
Эти сведения заносятся в реестр по форме, установленной государством.
В течение жизни завещателя факт регистрации завещания разглашению не подлежит. Но после смерти завещателя любое лицо может получить сведения, которые вносятся при регистрации завещания, при условии предъявления извлечения из свидетельства о смерти или любого другого приемлемого документа, который подтверждает факт смерти завещателя. Если завещание составлено совместно двумя или более лицами, то сведения о регистрации завещания разглашаются независимо от установленного выше правила: «…в течение жизни завещателя факт регистрации завещания разглашению не подлежит».
Во исполнение этой Конвенции договорные государства предоставляют друг другу услуги безвозмездно.
Европейское пространство
Конвенцию уже подписали 11 государств-членов Совета Европы (см. таблицу), и, несмотря на то что оговорки к положениям этой Конвенции не принимаются, оговорка (касательно греческо-киприотского управления) была указана
в письме Постоянного представителя Турции, кроме этого, некоторые страны-участницы сопровождают свои заявления разъяснением, каким образом будут действовать уполномоченные органы.
Например, на Кипре национальный орган — Главный отдел записи завещательных актов создан согласно Закону об управлении имуществом (глава 189) и находится в реестре Верховного суда. Его возглавляет главный регистратор Верховного суда, который непосредственно отвечает перед Верховным судом. Согласно этому Закону, его основные функции заключаются в следующем:
1. Сохранять алфавитный перечень всех заявлений о полномочиях на управление имуществом или утверждение завещаний умерших лиц, которые осуществляются региональными отделами записей завещательных актов Кипра.
2. Сохранять реестр и алфавитный указатель лиц, которые передали на хранение свои завещания в региональные отделения записей завещательных актов.
3. Готовить ежегодный календарь документов, сделанных в региональных отделах записи завещательных актов, в котором содержится запись о каждом утверждении завещаний или управлении имуществом, к которым прилагается завещание, и все другие полномочия, предоставленные в течение периода, указанного в календаре, в котором указывается дата документа, реестр, в который он внесен, имя в алфавитном порядке, место и время смерти завещателя или умершего, который не оставил завещания, имя и описание исполнителей или лица, которые управляют имуществом, а также ценность имущества, если есть.
4. Отвечать на запросы об информации относительно передачи на хранение завещаний и других дел, которые касаются управления имуществом.
5. Наблюдать за управлением имуществом в региональных отделениях записей завещательных актов.
Интересно, что в письме Постоянного представителя Кипра указывается комиссионный сбор, который платится за предоставление информации назначенным органом.
Также в европейской практике есть пример сохранения действия Конвенции, несмотря на изменения во внутренних конституционных отношениях. Так было с островом Аруба, который на момент подачи заявления (24 декабря 1985 года) был частью Нидерландских Антильских островов, однако с 1 января 1986 года Королевство Нидерланды стало состоять из трех стран (вместо двух): Нидерландов (Королевство в Европе), Нидерландских Антильских островов (в Карибском регионе) и страны Аруба.
Украинские реалии
Отметим, что идея регистрации завещаний для Украины не нова — Информационный центр Минюста ведет Наследственный реестр. Поэтому говорить о существенном перевороте вряд ли стоит. Действие Конвенции сделает доступнее для украинцев реестры завещаний в 11 странах Европы, а также облегчит жизнь искателям наследства.
По общему правилу Конвенции, она вступает в силу через 3 месяца от даты передачи на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии. Когда это произойдет для Украины, неизвестно, ведь срочный и неотложный закон еще не подписан Президентом Украины.
Несмотря на распространенные в нотариальных кругах мнения о том, что ратифицировать Конвенцию стоит с оговорками, такого не произошло. Прежде всего, сомнения возникали касательно круга лиц регистраторов и видов завещаний. Однако Конвенция во исполнение требований ее 15 статьи ратифицирована без оговорок.
Статья 3 Конвенции предусматривает, что для сотрудничества государство должно определить национальный орган (Украина таким органом определила Министерство юстиции Украины), который без любых посредников организовывает регистрацию завещаний, получает и отвечает на запросы национальных органов других государств.
В свете этих требований вряд ли стоит ожидать прямого переподчинения Наследственного реестра Минюсту. Скорее всего, администратор реестра — государственное предприятие Минюста — не будет рассматриваться как посредник.
Также существующая нормативная база позволит выполнить требование Конвенции о бесплатном предоставлении информации касательно завещаний. В пункте 5.3 главы 5 Положения о Наследственном реестре указывается, что сведения из этого реестра предоставляются бесплатно по письменному требованию Минюста в связи с осуществлением им своих полномочий.
* Перефразированная первая строка стихотворения «Заповіт» Т.Г. Шевченко — «Як умру, то поховайте…».
Даниил КУРДЕЛЬЧУК,
президент Укринюрколлегии
— Конвенция, статья 8 которой исключает возможность оговорок при присоединении, ясная и четкая, тем не менее, будут определенные трудности, связанные с разным толкованием норм в национальных законодательствах (что такое завещание, кто его может оформлять), и могут возникнуть вопросы на практике. Например, в процедуре передачи завещаний для регистрации, предусмотренной Конвенцией, есть право делать это самим завещателям. Думаю, что Минюст должен будет провести семинар по данной теме, чтобы у нотариусов было единое понимание норм Конвенции. «Отзыв, отмена и изменение завещаний, зарегистрированных в соответствии со статьей 4 Конвенции, также подлежат регистрации, если они составлены по форме, которая требует обязательной регистрации в соответствии с предыдущим пунктом» — такие усложненные конструкции нуждаются в комплексном синтетическом понимании. Так что Конвенция не настолько проста, как кажется.
Часть 1 статьи 7 Конвенции говорит: «Запрос о регистрации должен содержать хотя бы такие сведения» — и перечисляет их, а часть 2 — «Эти сведения должны заноситься в реестр по форме, установленной каждым договорным государством». Здесь тоже возникает вопрос о форме внесения — возможно, стоило бы ее унифицировать.
В практическом плане очевидна необходимость внесения изменений в Гражданский кодекс и Закон о нотариате, детали будут известны после подписания Закона о ратификации Конвенции Президентом, когда будет опубликован текст Закона.
В широком смысле стоит поприветствовать присоединение Украины к Конвенции как конкретный шаг вхождения в европейское пространство.
До этого, в пределах Минской конвенции, можно было делать запрос о завещании и получать ответ, но по дальнему зарубежью никто не отвечал. Чтобы узнать информацию, приходилось находить национального оператора, чтобы действовать через него.
Страна | Вступление в силу | Уполномоченный орган, адрес |
Бельгия | 9 мая 1977 года | FEDERATION ROYALE DES NOTAIRES DE BELGIQUE – CRT rue de la Montagne, 34 – Boоte postale 11, 1000 Bruxelles (на франц. яз.), KONINGLIKJKE FEDERATIE VAN BELGISCHE NOTARISSEN – CRT Bergstraat 34 – Bus 11, 1000 Brussel (на голланд. яз.) |
Испания | 29 сентября 1985 года | с 29 сентября 1985 года национальный орган — Registro General de Actos de Ultima Voluntad, Direcciуn General de los Registros y del Notariado Ministerio de Justicia, San Bernardo, 45, 28015 Madrid, с 10 марта 1999 года — центральный орган власти — Ministerio de Justicia, Secretaria General Tecnica, San Bernardo, 45, 2807 Madrid, Espana |
Италия | 26 декабря 1981 года | Amministrazione Archivi Notarili nella persona del Direttore avente qualificadi Conservatore del registro generale dei Testamenti, via Padre Semeria, 99 ROMA |
Кипр | 20 марта 1976 года | Главное отделение записи завещательных актов |
Литва | 20 августа 2004 года | Central Mortgage Office |
Люксембург | 4 сентября 1982 года | Administration de l’Enregistrement et des Domaines, Plateau du St. Esprit, Luxembourg |
Нидерланды | 13 марта 1978 года | Министерство юстиции в Гааге |
Португалия | 21 июля 1982 года | Conservatуria dos Registos Centrais, Rua Rodrigo da Fonseca, 198/202, 1000 LISBOA, Portugal |
Турция | 20 марта 1976 года | с 5 июня 1984 года национальный орган — Ассоциация нотариусов Турции Turkiye Noterler Birligi |
Франция | 20 марта 1976 года | Conseil Superieur du Notariat 31, rue du General Foy, 75008 PARIS |
Эстония | 22 декабря 2001 года | Отделение регистрации наследства городского суда г. Таллинна: Endla 10, 10142 Tallinn, Estonia |
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…