Не секрет, что иногда, с целью продвижения своих товаров на рынке, производители выпускают их под торговыми марками, воспроизводящими имена, фамилии, псевдонимы или портреты известных лиц. В качестве примера можно привести такие известные всем марки водки, как «Петр Столыпин» или «Петр Великий».
В связи с этим следует отметить, что украинское законодательство запрещает регистрацию торговых марок, воспроизводящих фамилии, имена, псевдонимы или производные от них, портреты и факсимиле известных на Украине лиц без их согласия.
Казалось бы, все предельно ясно. Однако на практике данное положение порождает множество проблемных вопросов. Во-первых, какие лица считаются известными в понимании действующего законодательства Украины? Данный вопрос, по сути, абсолютно не урегулирован действующим законодательством Украины. Иными словами, на законодательном уровне отсутствуют какие-либо критерии, на основании которых то или иное лицо может быть отнесено к категории «известных».
Например, Толковый словарь Ожегова содержит следующее определение слова «известный»: известный — такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся популярностью. Но даже это определение не позволяет четко установить круг лиц, которые все-таки могут относиться к категории «известных», поскольку оперирует лишь субъективными оценочными критериями.
В то же время на основании зарубежной практики можно обозначить некоторые критерии «известности» в отношении, например, исторических личностей. Факт известности того или иного исторического лица подтверждается, в частности, размещением информации о нем в энциклопедиях, учебниках, сети Интернет. Очевидно, что решение данного вопроса в каждом конкретном случае требует проведения экспертизы с применением специальных знаний не только в области интеллектуальной собственности, но и, например, в социологии, истории и т.д.
Следует также отметить, что в некоторых случаях торговые марки воспроизводят не полные имена известных на Украине лиц, а сокращенные. В таких ситуациях возникает необходимость выявить связь между такой торговой маркой и известным на Украине лицом, а также доказать факт ее ассоциирования потребителями именно с таким известным лицом.
Так, в известном судебном споре о признании недействительным свидетельства на торговую марку, словесной частью которой является слово «Тая», на основании того, что данная торговая марка воспроизводит имя известного на Украине лица — Таисии Повалий («Тая» является сокращенным именем певицы, которое используется ею с 1997 года в сфере эстрадного исполнения), суд постановил, что для принятия обоснованного решения о наличии или отсутствии оснований для признания свидетельства на торговую марку недействительным, необходимо выяснить, ассоциируется ли у потребителей словесное обозначение «Тая» со сценическим именем Таисии Повалий.
Как указывалось выше, для регистрации торговых марок, воспроизводящих фамилии, имена, псевдонимы или производные от них, портреты и факсимиле известных на Украине лиц, необходимо получить согласие таких лиц. Таким образом, анализируя указанное требование, можно прийти к выводу, что действующим законодательством Украины установлен запрет на регистрацию торговых марок, воспроизводящих фамилии (имена, псевдонимы, портреты) только живых известных лиц, поскольку иначе невозможно получить согласие такого лица на регистрацию определенной торговой марки.
Однако отсутствие в нормах действующего законодательства прямого указания на то, что для регистрации торговой марки требуется согласие только живого известного лица, может привести к довольно курьезным ситуациям. Так, украинской судебной практике известна попытка признания недействительным свидетельства на торговую марку на том основании, что такая торговая марка содержала имя, фамилию и портрет лица (умершего в конце XVII века), которого истец считал известным на Украине, без согласия такого лица.
В данном случае следует отметить, что требование о необходимости получения разрешения на регистрацию торговых марок только от живых известных лиц в полной степени соответствует законодательству ряда иностранных государств в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Например, согласно законодательству Канады, не подлежат регистрации торговые марки, воспроизводящие фамилию живого лица или фамилию лица, умершего в течение 30 лет с момента подачи заявки. Законодательство некоторых других стран с англо-саксонской системой права также запрещает регистрацию торговой марки, воспроизводящей имя, фамилию или портрет лица, живого на момент подачи заявки, без согласия такого лица.
В то же время в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследников. При этом не уточняется круг наследников (дети, внуки, правнуки и т.д.) известного лица, от которых необходимо получать согласие на регистрацию торговой марки.
Как показывает практика Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, круг таких наследников не ограничен. Например, заявителю было отказано в регистрации торговой марки, словесный элемент которой содержал фамилию династии известных в Российской империи купцов и промышленников без предоставления согласия наследников династии, хотя из публичных источников было известно, что данные о последнем представителе династии датируются XIX веком. Однако заявителю было отказано в регистрации торговой марки на основании отсутствия согласия наследников данной династии на регистрацию торговой марки, так как заявителем не были предоставлены доказательства отсутствия наследников данной династии.
На наш взгляд, для устранения пробелов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности необходимо на законодательном уровне четко определить критерии, на основании которых те или иные лица могут считаться известными на Украине. Кроме того, считаем, что во избежание абсурдных судебных споров о признании свидетельств на торговые марки недействительными только ввиду того, что заявитель не получил согласие на регистрацию такой торговой марки от известного лица, которое давно является умершим, необходимо обязать заявителей предоставлять согласие на регистрацию торговых марок только от живых известных людей.
АЛЕКСЕЕНКО Александр — партнер, МЮФ Integrites, г. Киев,
БЛОК Евгений — юрист, МЮФ Integrites, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…