Изменяй и властвуй — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (779) » Изменяй и властвуй

Изменяй и властвуй

Рубрика Тема номера

Статья 121 Конс­титуции Украины возлагает на органы прокуратуры обязанности по поддержанию в суде государственного обвинения, представлению в судах интересов гражданина или государства, надзору за соблюдением законов только теми органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие, а также надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам.

В то же время функции, права и полномочия прокуратуры, доставшиеся нашей уголовной юстиции в наследство от Советского Союза, позволяют прийти к логическому выводу, что суть их существования сводится не к представлению в суде публичного интереса, а в осуществлении государственного надзора за законностью, который превращает прокуратуру из правоохранительного органа в надзирателя.

Таким образом, практически неограниченные полномочия и не вполне оправданная многофункциональность, которую обеспечивал надзор за соблюдением законности во всех сферах, проще говоря, общий надзор, остаются на территории Украины уже 16 лет после принятия Конституции Украины.

Конечно, «Переходными полож­ения­ми» Кон­ституции предусмотрено, что прокуратура продолжает выполнять функцию надзора за соблюдением и применением законов до введения в действие соответствующих законов, но таковые, принятые впоследствии, только углубляли противоречия.

Свет в конце Концепции

Указом № 311/2008 Президент Ук­ра­ины 8 апреля 2008 года утвердил Кон­цеп­цию преобразовании уголовной юстиции Украины.

Этим актом задекларирована потребность в преобразовании как системы уголовной юстиции в общем, так и системы органов прокуратуры в частности путем приведения конституционных полномочий и принципов организации прокуратуры в соответствие со стандартами демократического общества, принципами верховенства права согласно рекомендациям Парламентской Ассамблеи и Комитета министров Совета Европы.

Так, Концепцией было обозначено, что прокуратура на Украине должна стать единственным органом, на который возлагается выполнение следующих функций:

1) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследование;

2) уголовное преследование лица, в том числе предъявление обвинения, процессуальное руководство досудебным расследованием и составление обвинительного акта;

3) надзор за соблюдением законов органами и учреждениями, которые исполняют судебные решения по уголовным делам, а также применяют другие меры принудительного характера, связанные с ограничением личной свободы граждан.

Дальше «декларации о намерениях» дело не пошло, но в нынешнем году «забрезжил свет в конце туннеля» — Президент подписал Уголовный процессуальный кодекс (УПК) Украины от 13 апреля 2012 года № 4651-VI.

Этот Кодекс предусматривает лишение органов прокуратуры права расследовать уголовные дела, в то же время досудебное расследование проводится уполномоченными органами под надзором и процессуальным руководством государственного обвинителя. Прокурор принимает или согласовывает ключевые процессуальные решения и сопровождает дело непрерывно до государственного обвинения в суде.

Доступ — ограничен!

Следует обратить внимание, что принятием УПК Украины реформирование полномочий органов прокуратуры не ограничилось, и 18 сентября с.г. был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам усовершенствования деятельности прокуратуры» № ­5288-IV (Закон № 5288-IV).

Этим нормативным актом были урегулированы неограниченные полномочия органов прокуратуры по доступу и истребованию документов, содержащих коммерческую тайну или информацию с ограниченным доступом, справок, в том числе по операциям и счетам юридических лиц и других организаций, а также права получать от должностных и служебных лиц и граждан устные или письменные пояснения.

В частности, со вступлением в силу 1 декабря с.г. части 2 статьи 20 Закона Украины «О прокуратуре» прокурор наделен полномочиями требовать доступ и к документам, и к пояснениям должностных лиц и граждан исключительно при проведении проверки в порядке, предусмотренном статьей 21 упомянутого Закона.

Урегулирование порядка ­проведения прокурорских проверок в статье 21 Зако­на о прокуратуре в редакции Закона № ­5288-IV является шагом вперед в развитии системы органов прокуратуры.

Во-первых, такая проверка осуществляется на основании мотивированного постановления прокурора, в котором указываются основания, свидетельствующие о возможных нарушениях законности, и обосновывается необходимость совершения таких действий.

Во-вторых, без предоставления копии мотивированного постановления лицу, на права которого оно влияет, прокурор не имеет права на доступ к документам и/или права требовать от должностных лиц и граждан пояснения.

В-третьих, прокурорские проверки по заявлениям физических или юридических лиц и депутатов смогут проводиться только после их предварительного рассмотрения компетентными органами или непринятия ими в установленные сроки решений по этим вопросам.

Такие ограничения позволят существенно снизить уровень необоснованного вмешательства прокуратуры в предпринимательскую деятельность и, будем надеяться, значительно уменьшить незаконное использование полномочий прокурорскими сотрудниками.

Протестам перекрыли путь

Отдельно хотелось бы обратить внимание на изменение порядка реагирования на нарушения сотрудниками прокуратуры при осуществлении государственного надзора за законностью.

Ранее такими актами были: протест — приостанавливал действие опротестованного акта и подлежал обязательному рассмотрению соответствующим органом; предписание — подлежало немедленному выполнению, о чем сообщалось прокурору; и представление — требование устранения нарушений закона, которое подлежит неотложному рассмотрению.

Законом № 5288-IV прокурор в пределах компетенции наделен правом вносить лишь представление с требованием устранения нарушений закона, привлечения лиц к ответственности, возмещения вреда, отмены нормативно-правового акта или прекращения незаконных действий или бездеятельности должностных и служебных лиц.

Внесение представления не влечет приостановления действия нормативно-правовых актов, прекращения определенной деятельности, необходимости совершения действий или безусловного устранения нарушений, которые, по мнению прокурора, имели место. В случае отклонения представления или если представление не вносилось, прокурор может обратиться в суд.

Лишение же прокурора полномочия по внесению таких актов реагирования, как предписание и протест, уменьшает возможность злоупотреблять своими правами в сфере общего надзора.

Исходя из анализа изменений, которые внесены как в Уголовный процессуальный кодекс Украины, так и Закон о прокуратуре, можно прийти к выводу, что полностью отбирать у прокуратуры полномочия государственного надзора за законностью на этом этапе никто не собирается, и они лишь существенно сокращены, как и функции самих прокуроров. Однако такие изменения являются огромным шагом вперед на пути приведения функций и полномочий прокуратуры к требованиям Конституции Украины.

ДИДЕНКО Юрий — юрист «Юриди­ческой группы LCF», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

В ответе за тех, кого разместили

В фокусе: PR

Вложение, от которого нельзя отказаться

В фокусе: арбитраж

Арбитражный день календаря

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство изменило Регламент

Государство и юристы

Неадвокатный подход

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесены изменения в закон о персональных данных с учетом предложений Президента

Кворум для общего собрания акционеров предлагается снизить

Государство и юристы

Установка по требованию

Документы и аналитика

Шконка вооружений

Уплаченного не воротишь?

Кадровые новости

Юрисконсульт

В ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри Украина» новые лица

Неделя права

Показатели независимости

Капитальная защита

Неделя права

Новости из-за рубежа

Франция обвинила Google в неуплате налогов

Штрафы делим на два

Неделя права

Их поменяли местами

Юбилейные девяносто

Новости из зала суда

Судебная практика

Подтверждена недействительность решения АМКУ

Суд не удовлетворил апелляцию Ю. Луценко

Производство по делу «ЕЭСУ» приостановлено

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Селепей, Волковецкий и Партнеры» открыла офис во Львове

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует Credit Agricole в связи со слиянием двух дочерних подразделений на Украине

ЮФ Sayenko Kharenko сопровождает получение разрешения АМКУ на слияние «Квест» и Группы «Делл»

МЮФ Integrites отстояла интересы «Фармак»

ЮФ «Волков и Партнеры» представила интересы клиента в арбитраже GAFTA

МЮФ Gide Loyrette Nouel консультирует Zagope Construction и Engineering S.A. касательно строительства кольцевой дороги Киева

Отрасли практики

Мнимый штрафной

Бок торговли

Юристы и банкиры обсудили новеллы законодательства о банкротстве

Резервный фон

Рабочий график

Управление из Москвы

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Нет оснований для пересмотра

Налог доначислен верно

Соблюли процедуру

Самое важное

Во все четыре стороны

Молчание хранят

Проверить по-новому

Восточный прогресс

Судебная практика

Судебные решения

Признание юрлица банкротом является основанием прекращения поручительства

Судебная практика

Проверительные отношения

Тема номера

Изменяй и властвуй

Расширение первой степени

Прокурорская поверка

Частная практика

Посъездные шаги

Юридический форум

В дебатах рождается истина

Искусство инвестировать

Юрисконсульт

Затаив списание

Первым делом – накладная…

Полоса ограничения

Інші новини

PRAVO.UA