Парламент намерен рассмотреть во втором чтении закон, направленный на упрощение регистрации бизнеса, — о государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (№ 2983), внесенный депутатами из разных фракций коалиции. Среди наиболее революционных новаций, на которых обращают внимание авторы, следующие: предоставление возможности подачи электронных документов для проведения всех регистрационных действий; сокращение перечня документов, предоставляемых для государственной регистрации (в том числе за счет их получения в электронной форме от государственных органов); сокращение перечня административных услуг за счет отмены ежегодного подтверждения и ежегодной подачи финотчетности (ее можно будет получать из ведомственного реестра органа статистики). Со вступлением в силу этого закона Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» признается утратившим силу.
Электронная выписка
Предусматривается создание Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (Реестр) вместо шести существующих ныне реестров. В частности, в Реестр войдут также сведения Единого лицензионного реестра, Реестра документов разрешительного характера, Единого реестра общественных формирований, Реестра общественных объединений и т.д. Одной из новаций законопроекта является объединение в нем норм, регулирующих как регистрацию коммерческих субъектов, так и институтов гражданского общества. Последние объединяются под названием «общественные формирования» — это партии, общественные объединения, профессиональные союзы, творческие союзы, постоянно действующие третейские суды, организации работодателей, обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, представительства, филиалы иностранных благотворительных организаций.
Выписка из Реестра понимается как «документ в электронной форме», который формируется и обновляется по результатам проведения регистрационных действий, содержит сведения о юридическом лице. Кроме выписки отдельно предусмотрено «извлечение» из Реестра — документ в бумажной или электронной форме, содержащий сведения из Реестра, актуальные на дату и время формирования данного документа, или информацию об отсутствии таких сведений в этом Реестре. Выписки для проставления апостиля, выписки в бумажной форме и документы, содержащиеся в регистрационном деле, предоставляются в течение 24 часов, кроме выходных и праздничных дней, после поступления запроса. Извлечения в электронной форме предоставляются в режиме реального времени.
На уровне закона будет предусмотрено существование персонального кабинета юридического лица в сети Интернет — с помощью этой страницы на портале электронных сервисов можно будет узнать, в частности, о стадии рассмотрения документов.
Открытость и доступность
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением регистрационных номеров учетных карточек налогоплательщиков и паспортных данных. Отметим, что сегодня к числу закрытых данных относятся сведения об открытии и закрытии счетов, наложении и снятии арестов на счета и имущество.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, предоставляются в виде: безвозмездного доступа через портал электронных сервисов; обнародования публичной информации из Реестра в форме открытых данных в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации»; безвозмездного доступа через персональный кабинет к документам, предоставленным юридическим лицом, для проведения регистрационных действий, сведений о результатах их рассмотрения; документов в бумажной и электронной форме, содержащихся в регистрационном деле; выписок в бумажной форме для проставления апостиля и электронной форме; извлечений в бумажной и электронной форме, содержащих сведения, актуальные на момент запроса или на определенную дату.
Радикальным образом изменяется перечень данных, вносимых в Реестр. Среди прочего указывается место хранения регистрационного дела в бумажной форме.
Действующие субъекты
С целью минимизации коррупционных факторов предписывается, что государственный регистратор не имеет права проводить регистрационные действия в отношении себя, своего супруга (супруги), его (ее) и своих родственников.
Главными субъектами регистрации, согласно проекту, выступают Министерство юстиции Украины и его органы. При этом совершать государственную регистрацию юрлиц в некоторых случаях уполномочены исполкомы городских советов, государственные администрации и, что важно — государственные нотариальные конторы, частные нотариусы и банки. Аккредитацию банков как субъектов государственной регистрации осуществляет Минюст. К слову, такую идею не поддержало Главное научно-экспертное управление парламента, поскольку банки сами являются субъектами гражданского оборота. «Например, в случае обращения юридического лица за получением кредита они могут потребовать от него внесения определенных изменений в учредительные документы», — считают эксперты.
Суточная готовность
Документы для государственной регистрации можно подавать в бумажной или электронной форме — через портал электронных сервисов. Для регистрации юридического лица предоставляются следующие документы: заявление о государственной регистрации создания юридического лица; экземпляр оригинала решения о создании юридического лица; учредительный документ юридического лица — в случае создания юридического лица на основании собственного учредительного документа; документ об уплате административного сбора (в случаях, предусмотренных статьей 38 проекта). Рассмотрение документов осуществляется в течение 24 часов, кроме выходных и праздничных дней, после поступления документов (статья 28 проекта).
Для государственной регистрации решения о прекращении юридического лица, которое принято его участниками или органом юридического лица, подаются следующие документы: экземпляр оригинала (ксерокопия, нотариально удостоверенная копия) решения о прекращении юридического лица; экземпляр оригинала (ксерокопия, нотариально удостоверенная копия) документа, которым утвержден персональный состав комиссии по прекращению (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) или ликвидатор; регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков, информация о сроке заявления кредиторами своих требований — в случае отсутствия указанных сведений в решении о прекращении юридического лица.
Для регистрации прекращения юрлица в результате его ликвидации на основании решения о прекращении юридического лица после окончания процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления требований кредиторами предоставляются только такие документы: заявление о госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации; справка архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению (часть 12 статьи 17 проекта).
Все перечисленное — лишь малая часть нововведений закона. В случае его принятия должна произойти масштабная реформа, которая потребует огромных средств и изменений подходов к работе госслужащих. Более того, снижает шансы на принятие закона то, что он претендует объять необъятное — затрагивает общественные формирования, профсоюзы и партии, усложняя порядок их регистрации. По этим политическим причинам с принятием такого полезного для бизнеса закона могут возникнуть трудности.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…