Киевские выборы, кажется, сняты с политической повестки дня. Вместо этого народные депутаты нашли вопросы куда интереснее. Так, прежде всего в парламенте решились на проведение выборов в пяти округах, где не удалось установить результаты выборов 28 октября 2012 года, 15 декабря с.г. Любопытно, что «проблемными» можно назвать все больше округов — на прошлой неделе был лишен статуса народного депутата Игорь Марков. Но пока парламент решает вопросы прошлогодней давности. Кроме того, Министерство юстиции Украины продолжает проводить круглые столы, посвященные избирательному законодательству, постоянно «подкидывая» новые идеи. Благодаря Минюсту народные депутаты всех фракций вернулись к идее разработки Избирательного кодекса. Параллельно с этим продолжается обсуждение поправок к Закону Украины «О выборах народных депутатов Украины», разработанных опять же Минюстом. В то же время некоторые парламентарии считают, что настоящий интерес должны представлять выборы Президента Украины… В каком же порядке следует решать проблемы избирательного законодательства?
Ориентиром может послужить список из 19 «заданий», стоящих перед Украиной в преддверии Вильнюсского саммита, запланированного на ноябрь текущего года. Пять из них касаются выборов:
Парламент сумел назначить выборы в «проблемных» одномандатных округах. Но возможно ли выполнить рекомендацию европейских экспертов о преодолении зафиксированных недостатков в проведении парламентских выборов 28 октября 2012 года? Для этого нужно частично изменить законодательство. «Данный закон не создает предпосылок для возможного избежания (неповторения) ситуации осени 2012 года, поскольку проект не предусматривает изменения правил проведения выборов, следовательно, создает нежелательный правовой прецедент», — заявил по этому поводу президент Института правовой политики Николай Онищук.
Такая перспектива связывалась с разработанным Минюстом проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства по вопросам проведения выборов». Однако он не будет принят до ближайших выборов народных депутатов. Руководитель юрдепартамента киевской парторганизации партии «Батькивщина» Дмитрий Ильченко называет целый ряд причин: «Законодательный процесс в парламенте является продолжительным. Не думаю, что его завершат до начала избирательной кампании — до 15 октября с.г. Это во-первых. А во-вторых, изменять избирательный закон во время кампании неправильно — это приведет к путанице в работе избирательных комиссий, к тому же это будет несправедливо по отношению к кандидатам, которые планируют свои действия, учитывая одни правила. Мы могли бы поддержать только те изменения, которые являются принципиально необходимыми для обеспечения честных выборов — относительно подсчета голосов и установления результата».
По словам г-на Ильченко, проектом улучшаются отдельные процедурные положения, но не ликвидируются механизмы фальсификаций. «Например, сохранена возможность признания выборов недействительными по формальным основаниям. Если наблюдатель не будет допущен на участок одним членом избирательной комиссии, то выборы будут считаться недействительными», — отмечает он и добавляет, что избиркомы снова смогут формироваться из партий, у которых «есть только устав и печать».
Дмитрий Ильченко полагает, что Минюст специально затянул внесение проекта в парламент. Напомним, что законопроект был направлен уже второй раз на экспертизу Венецианской комиссии. Тем не менее, допускает г-н Ильченко, при наличии «политической воли всех фракций» отдельные неотложные изменения можно будет принять по сокращенной процедуре.
К слову, принятие проекта Минюста сильно повлияло бы на перевыборы. Замечания экспертов вызывает то, что законопроект запрещает голосовать за «мажоритарщиков» гражданам, живущим за границей или сменившим место голосования. Юрий Ключковский, президент Института избирательного права, видит большую опасность в том, что регистрацией кандидатов будут заниматься окружные избиркомы: «Окружкомы гораздо менее профессиональны и больше поддаются внешнему давлению. На местных выборах была вакханалия с отказами в регистрации кандидатов».
Большинство экспертов считают необходимым проводить выборы 15 декабря по тем же правилам, по которым избирались все действующие парламентарии. Но с другой стороны, следование принципу правовой определенности чревато повторением старых ошибок. Вадим Колесниченко, член фракции Партии регионов, считает, что дело не в Законе — власть просто должна «жестче» противодействовать дестабилизации ситуации на избирательных участках.
Уже сейчас можно сделать вывод, что из всех пяти требований Украина не выполнит ни одного в срок до подписания Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС. Пока парламентарии решились только на проведение повторных выборов, но кто может с уверенностью сказать, что они оправдают ожидания Европы? Напомним, что прошлая парламентская кампания ознаменовалась беспрецедентными нарушениями как раз в день голосования и на этапе подсчета голосов.
Интересно, что повторные выборы не были назначены в тех округах, где депутаты были избраны прошлой осенью, но затем потеряли статус народных избранников. Напомним, что по иску экс-народного депутата Юрия Кармазина в Высший административный суд Украины лишились мандатов Павел Балога, Александр Домбровский и Игорь Марков. Во всех случаях суд констатировал, что фальсификации в округах (подтвержденные только фактами открытия уголовных производств) не позволяют считать данные лица народными избранниками из-за нелегитимной процедуры получения соответствующего статуса. Впрочем, отличия между судебными решениями есть. Дмитрий Ильченко подчеркивает, что в постановлении ВАСУ относительно Игоря Маркова суд прямо предписал провести «повторные выборы», учитывая предыдущий опыт, когда не знали, что делать. «У ЦИК будут все основания назначить повторные выборы, ссылаясь на решение суда», — резюмирует юрист. Тем не менее резолютивную часть решения суда он не считает обоснованной. «Промежуточные выборы назначаются для замены выбывшего депутата, а для повторных выборов необходимо признание выборов несостоявшимися», — отмечает он, считая, что обстоятельства дел не подпадают ни под одну из ситуаций.
Единой позиции нет и у Центральной избирательной комиссии. «Решение принято не в конституционном порядке, возникает вопрос, какие последствия оно порождает. Нужно привлечь профильный парламентский комитет и провести слушания на эту тему», — считает Андрей Магера, зампредседателя ЦИК.
Отметим, что в самом парламенте тоже ссылаются на компетенцию другого органа. «Депутаты, полномочия которых прекращены, обратились в Европейский суд по правам человека, поэтому было бы крайне неправильно назначать выборы в этих округах. Чтобы потом не было коллизии с двумя депутатами в округе», — объясняет г-н Колесниченко.
Не исключено, что из-за длительных сроков рассмотрения дел Евросудом жители целого ряда округов будут лишены своих представителей вплоть до ближайших очередных парламентских выборов…
Непредсказуемость выборов «по-украински» связывают, в частности, с запутанностью законодательства. В этих условиях многие эксперты смотрят на идею принятия Избирательного кодекса, который закрепит единый подход к регулированию вопросов, возникающих в ходе проведения любого вида выборов. «Именно это условие делает невозможным фальсификации результатов выборов, манипулирование избирателями или искажение реального волеизъявления», — заявил Валерий Карпунцов, народный депутат от фракции «УДАР».
На круглом столе, организованном Минюстом, разработку данного документа поддержали все парламентские фракции. Подчеркнем, что предыдущий глава Минюста не видел смысла в кодификации: в частности, кодекс не гарантирует стабильности и не наделен защитой от ситуативных правок.
Не позволяет принять кодекс в том числе непрекращающаяся дискуссия относительно избирательной системы. Также разработка документа требует долгого времени — год или два интенсивной работы. Однако, по словам Андрея Магеры, изобретать кодекс «с нуля» не нужно — можно взять документ, разработанный в 2010 году под руководством Юрия Ключковского.
Вместе с тем кодификация, по мнению ряда экспертов, может подождать по сравнению с необходимостью неотложной доработки других законов. В свою очередь Ольга Айвазовская, председатель правления общественной сети «ОПОРА», считает «заданием № 1» доработку Закона о местных выборах. По ее убеждению, это один из худших законов, который регулирует избирательный процесс на Украине. Закон о местных выборах до сих пор позволяет устранение из выборов на основании вынесения двух предупреждений. Среди аргументов в пользу этого мнения — то, что такие выборы проводятся почти постоянно в различных регионах.
Но стоит признать, что внутри парламента уже наметился и другой приоритет в связи с приближением более значимых выборов.
Народный депутат Руслан Князевич зарегистрировал законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О выборах Президента Украины» относительно технико-юридического совершенствования избирательного процесса (№ 3224). Темы выборов главы государства коснулся и депутат Виктор Балога, зарегистрировав законопроект о введении электронного голосования на президентских выборах. Однако большего внимания удостоился первый проект, поданный соавтором нынешнего закона о выборах народных депутатов.
Документ перенимает ряд положений Закона о парламентских выборах. Вводится информационное обеспечение выборов и публикация финансовых отчетов на веб-сайте ЦИК. Представители общественных организаций станут субъектами избирательного процесса. Снижается кворум в участковых комиссиях с двух третей до половины членов, а также ликвидируется графа «Против всех». Почти каждую из этих «технических» правок может поддержать и парламентское большинство.
Спорным вместе с тем является запрет на проведение публичных акций с пятницы, предшествующей дню голосования, до объявления результатов выборов (акции в «защиту результатов» будут вне Закона).
В то же время неприемлемым Вадим Колесниченко считает прямой запрет на признание недействительными результатов голосования в рамках округа. Документ содержит и куда более политизированные новации, к примеру, разрешение осужденным баллотироваться на пост Президента Украины.
Дмитрий Ильченко отмечает, что в «Батькивщине» ведется разработка срочных поправок к Закону о парламентских выборах, но признает, что изменения «президентского» Закона важны.
Однако многие из предложений станут, по крайней мере, предметом для обсуждения. В Партии регионов заявляют, что прийти к единому мнению относительно изменения порядка выборов Президента удастся лишь к весне 2014 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…