Несмотря на то что новая редакция закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» еще не внесена в Верховный Совет Украины, она вызвала значительный общественный резонанс. До сих пор отечественные и международные эксперты не могут прийти к общему знаменателю относительно целесообразности внесения тех или иных изменений в законодательство о выборах.
Над текстом данного законопроекта почти год работала группа по вопросам усовершенствования законодательства о выборах, созданная по инициативе Президента Украины Виктора Януковича. Планируется, что уже в ближайшее время доработанный законопроект «О выборах народных депутатов Украины» будет передан на рассмотрение парламента.
Законопроект «О выборах народных депутатов Украины», технический вариант которого был обнародован на сайте Министерства юстиции Украины в апреле с.г., содержит ряд принципиальных изменений. В частности, предлагается вернуться к смешанной избирательной системе (сейчас пропорциональная), когда 50 % депутатов парламента избираются по партийным спискам, другая половина — по одномандатным округам. При этом по одномандатным округам предусмотрена возможность самовыдвижения кандидатов.
Следует отметить, что эта модель выборов для Украины не нова. По смешанной системе был сформирован Верховный Совет третьего и четвертого созывов. В 2006 году страна впервые избирала парламент по пропорциональной системе. Но, как показала практика, эта система была далека от идеала, поскольку принцип закрытых общенациональных списков полностью разрывает связь между избирателем и парламентскими партиями. При голосовании по таким спискам избиратели ориентируются на первую пятерку кандидатов в народные депутаты, а остальные претенденты остаются «за кадром». Поэтому в этот раз выбор из двух избирательных зол пал на меньшее — смешанную систему выборов.
Также сейчас предлагается повысить проходной барьер для партий с 3 % до 5 %. Но и к «плавающей» избирательной планке Украине не привыкать. В 1998 году половина депутатов была избрана по спискам партий и избирательных блоков с учетом 4 %-го избирательного барьера. Но весной 2004 года парламент принял поправки в избирательное законодательство и опустил проходной барьер до 3 %.
Вместе с тем законопроект «О выборах народных депутатов Украины» запрещает участие в выборах в Верховный Совет блоков, исключает возможность голосовать «против всех». Кроме того, проектом предлагается снять ограничения о необходимости партии быть зарегистрированной за 365 дней до дня голосования. Законопроект не позволяет избирательным субъектам (партии или кандидату) отозвать члена избирательной комиссии, которого они назначили, а также запрещает избирательным комиссиям вносить избирателей в списки в день выборов (они могут быть внесены только на основании судебного решения).
Предварительную оценку этой инициативе уже дали международные эксперты. В неофициальном заключении Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) есть как позитивные, так и негативные оценки. В частности, европейские эксперты не советуют Украине возвращаться к смешанной избирательной системе, поскольку в ее основу легла пропорциональная система, при которой депутаты полностью оторваны от народа. Также, по их мнению, в законопроекте отсутствует и ясность в вопросе возможности обжаловать результаты выборов, а также кодификация правил проведения выборов.
При этом члены Венецианской комиссии отмечают и положительные изменения. Например, предоставление независимым кандидатам возможности участия в выборах, а СМИ — права неограниченного доступа ко всем публичным мероприятиям, касающимся выборов, и др.
Между тем это только предварительные оценки. Пленарное заседание Венецианской комиссии, на котором состоится финальное рассмотрение законопроекта «О выборах народных депутатов Украины», запланировано на 14-15 октября с.г. А официальное заключение появится только через несколько дней.
Свои предварительные заключения по данному законопроекту подготовили и другие экспертные институты мира, в частности, Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ и Международный фонд избирательных систем. Но пока неясно, будут ли законодатели ждать официальных выводов международных экспертов и, тем более, учитывать их замечания, поскольку времени для принятия этого закона не так уж много: народные депутаты должны определиться в этом вопросе за год до проведения парламентских выборов, которые состоятся в октябре 2012 года. Поэтому, вероятнее всего, Украина не будет ждать европейского «благословения». Причем подобные примеры уже были. Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», невзирая на обещания политиков, был принят без «одобрения» Венецианской комиссии.
Вопреки заверениям представителей власти об абсолютной открытости обсуждения данного законопроекта действие этого прозрачного механизма на практике дало сбой.
Еще в марте с.г. из состава рабочей группы по вопросам усовершенствования законодательства о выборах вышел Национальный демократический институт (НДИ). Как отметила директор НДИ в Евразии Лора Джуетт в своем письме к руководителю рабочей группы, министру юстиции Александру Лавриновичу, этот институт решил приостановить свою деятельность в рабочей группе до тех пор, пока работа над проектом закона не станет более прозрачной и учитывающей различные мнения.
Недовольны «закрытостью» работы над законопроектом и в общественных организациях, которые входили в состав рабочей группы. Как отмечает председатель правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко, широкого общественного и экспертного обсуждения данного законопроекта фактически не было. По его словам, в процессе работы над новой редакцией закона «О выборах народных депутатов Украины» были учтены лишь незначительные рекомендации общественных организаций, в частности, относительно расширения полномочий наблюдателей от общественных организаций. «По всем другим вопросам, в первую очередь о выборе избирательной системы, дискуссии не было. Решение уже было принято, и никто не мог на него повлиять. Как такового диалога не получилось, была лишь имитация публичности», — констатирует г-н Черненко.
Между тем в парламентских стенах с нетерпением ждут этого законопроекта. Об этом свидетельствует и тот факт, что 4 октября с.г. Верховный Совет рассмотрел 13 альтернативных инициатив о внесении изменений в избирательное законодательство, но ни одна из них не смогла набрать необходимого количества голосов. «Президент Украины четко сформулировал свою позицию, и мы поддерживаем ту версию законопроекта, в которой идет речь о смешанной пропорционально-мажоритарной системе выборов. Я вижу в этом только позитив, и сам планирую избираться по мажоритарной системе», — говорит народный депутат Украины, представитель Партии регионов Максим Луцкий.
Похоже, в здании под куполом сторонников проекта закона будет больше, чем противников. И выбирать эту законодательную «рубашку» депутаты будут по принципу — ближе к телу, с тем, чтобы каждый смог примерить ее уже через год.
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ,
директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии
— Выбранная избирательная система мне не нравится. Я убежден, что Украине уже давно необходимо было переходить на систему региональных открытых списков, поскольку для этого у нас достаточно зрелая демократия. Но власть от этого отказалась, выбрав простейший вариант: когда половина народных депутатов избирается по пропорциональному закрытому списку, другая половина — по мажоритарной системе. Думаю, что в такой системе выборов есть много недостатков.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…