Реформирование избирательного законодательства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 39 » Избирательный фон

Избирательный фон

Реформирование избирательного законодательства

На фоне применения Президентом Украины права вето к проекту Избирательного кодекса участники LHS Discussion Hub проанализировали возможные направления развития избирательной системы страны
Формулу участия юриста в избирательной кампании искали эксперты в рамках LHS Discussion Hub «Перезагрузка избирательной системы»

17 сентября в LHS состоялся Discussion Hub «Перезагрузка избирательной системы». В ходе дискуссии эксперты проанализировали причины наложения Президентом Украины вето на Избирательный кодекс, принятый депутатами прошлого созыва Верховной Рады, попытались сформулировать концептуальные основы реформирования избирательного законодательства, рассмотрели разные модели открытых списков на выборах парламента, а также оценили роль и значение юридической поддержки избирательного процесса.

Модератором дискуссии выступил Руслан Сидорович, партнер Ario Law Firm, народный депутат Украины VIII созыва. В своем вступительном слове он кратко рассказал об истории создания Избирательного кодекса Украины и указал на опасность затягивания принятия новой редакции кодекса, особенно если этот процесс будет связан с внесением изменений в Конституцию Украины. Учитывая длительность процедуры, мы в таком случае сможем получить новый вариант Избирательного кодекса не раньше 2021 года, а это значит, что внеочередные выборы местных советов, которые с высокой вероятностью состоятся в конце 2019 года — начале 2020 года, будут проводиться по предыдущему законодательству.

Как отметила Ольга Коцюруба, советник по юридическим вопросам гражданской сети «ОПОРА», общественные организации настаивают на распределении мандатов в соответствии с процентом явки в том или ином регионе. В таком случае количество полученных политической силой мандатов будет зависеть от явки в регионе, а не от количества зарегистрированных избирателей.

Комментируя эту идею, Анастасия Зернова, руководитель компании AZ Legal Group, медиатор, адвокат, подчеркнула, что существуют отработанные технологии перемещения избирателей из региона в регион, что может нивелировать результаты голосования. На прошлых выборах были зафиксированы примеры искусственно завышенной явки, особенно на специальных участках. К сожалению, такому положению дел способствует невысокая политическая культура избирателей.

Особое внимание эксперты уделили «денежным» вопросам. Как известно, в избирательных процессах много «черного кеша», что не способствует транспарентности выборов и криминализирует их. Поэтому эксперты в целом поддерживают предложение Президента Украины об ограничении избирательных фондов, однако ключевыми вопросами все же считают контроль источников поступления в избирательный фонд и легальность расходования средств.

В этой связи Виталий Черепаха, президент ОО «Регистрационная палата Украины», глава комитета Общественного совета при Министерстве юстиции Украины, отметил, что сейчас ни одна политическая партия не пройдет тест на чистоту финансирования, а процент теневого рынка финансирования выборов приблизительно соответствует части экономики, которая пребывает в тени. Однако, по его мнению, теперь цена депутатства существенно снизилась в связи с отменой депутатской неприкосновенности, поэтому некоторые игроки пересматривают целесообразность финансирования политических проектов.

Говоря о целесообразности смены модели избирательной системы, Николай Торбеев, правозащитник, адвокат, заместитель председателя Совета адвокатов Черниговской области, подчеркнул, что каждая из моделей, применяемых на выборах в Украине, себя дискредитировала. Существующая смешанная модель позволяет избрать народного депутата Украины, который отвечает за территорию и имеет возможность привлечения бюджетных средств для ее развития. Но недостаток этой модели состоит в зависимости объема выделяемых бюджетных средств от пребывания народного избранника в большинстве или в оппозиции.

Увязывая предложения о сокращении количества депутатов Верховной Рады Украины с административно-территориальной реформой, Юрий Паперный, политический аналитик, не исключил возможности, что на 300 депутатов будущего парламента (в случае сокращения их количества) будет приходиться 300 районов страны (после их укрупнения).

Роман Тытыкало, управляющий партнер АБ «Тытыкало и Партнеры», депутат Киевского областного совета, председатель Постоянной комиссии по вопросам регламента, депутатской деятельности, противодействия коррупции и взаимодействия с правоохранительными органами, анализируя последнюю избирательную кампанию, в которой он участвовал как кандидат, отметил роль юристов в избирательном процессе. По его словам, поскольку между победой и поражением существует тонкая грань — признание недействительными выборов на нескольких участках может изменить результат, крайне необходимо грамотное юридическое сопровождение. Юрист на выборах должен работать как на удержание результата, так и на фиксацию нарушений в процессе голосования. Вот только жаль, что даже за зафиксированные попытки подкупа избирателей закон предусматривает лишь предупреждение кандидата-нарушителя.

Подводя итоги дискуссии, Руслан Сидорович афористично заметил, что формула участия юриста в избирательной кампании выглядит следующим образом: он не может помочь выиграть, но может помочь не проиграть, то есть защитить результат.

Эксперты сошлись во мнении, что доработку и принятие Избирательного кодекса Украины нельзя откладывать в долгий ящик, потому что кодекс нужен не для партий и президентов, а для гражданина, который должен знать, что его голос является решающим в избирательном процессе.

Олесь ЕВТЕЕВ«Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA