Избежать указания — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №21 (1065) » Избежать указания

Избежать указания

Украина присоединилась к Программе расширенного сотрудничества в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 1 января 2017 года и взяла на себя обязательство имплементировать минимальный стандарт плана BEPS — четыре обязательные меры из 15 предусмотренных. 15 мая того же года Министерство финансов Украины презентовало «дорожную карту» плана BEPS, в которой сообщалось, что для надлежащей имплементации плана в Украине необходимо подписать многостороннее соглашение — Multilateral Instrument (MLI). К слову, подписание этого документа изначально было запланировано на начало июня 2017 года. В дальнейшем появилась информация о присоединении к MLI до конца года, но договор так и не был подписан.

В начале этого года СМИ подняли эту тему, сообщив, что Украина так и не присоединилась к MLI. И спустя год после анонсирования «дорожной карты» по имплементации плана BEPS Министерство финансов Украины вернулось к данному вопросу.

В частности, на официальном сайте ведомства презентованы ожидаемые изменения к конвенциям об избежании двойного налогообложения в связи с подписанием соглашения MLI.

Напомним, что с присоединением к многосторонней конвенции страна получает возможность одновременного внесения изменений в действующие конвенции об избежании двойного налогообложения.

По сути, подписав и ратифицировав многостороннюю конвенцию, Украина вместе с шагом 15 плана BEPS также выполняет шаги 6 и 14, которые входят в минимальный стандарт документа и являются обязательными для исполнения Украиной.

Более того, в анонсе к презентации речь идет о предоставления полномочий министру финансов Украины на подписание соглашения MLI Президентом Украины. Именно этот факт, видимо, и стал причиной так называемого срыва в подписании документа, которое должно было состояться еще в прошлом году.

Сегодня в Украине действуют более 70 соглашений об избежании двойного налогообложения, причем некоторые были подписаны еще до провозглашения независимости Украины. Таким образом, с учетом глобальных тенденций в сфере налогообложения стране, дабы не оказаться в офшорном списке, придется вносить изменения в действующие конвенции.

К слову, еще до присоединения к Программе расширенного сотрудничества в рамках ОЭСР представителями Минфина была анонсирована подготовка к внесению изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения. Отметим, что пересмотр каждой из конвенций отдельно, дальнейшее подписание и ратификация в парламенте — достаточно длительный процесс, но не новый для государства: в прошлом году, например, в некоторые конвенции были внесены определенные изменения.

Multilateral Instrument направлен на решение данного вопроса — существенно сокращены сроки для внесения изменений в действующие конвенции об избежании двойного налогообложения. Но это возможно лишь в случае, если вторая сторона конвенции также дала согласие на изменение соглашений и если перечень и содержание изменений будут согласованы двумя государствами.

Отметим, что в соответствии с презентацией Украина намерена внести изменения в преамбулу, в статьи, касающиеся предотвращения неправомерного применения конвенции, доходов от отчуждения акций или прав участия субъектов хозяйствования, полученных в основном от реализации недвижимого имущества, противодействия злоупотреблению через постоянные представительства, расположенные в третьих юрисдикциях, искусственного избежания статуса постоянного представительства путем агентских договоренностей и подобных стратегий, а также освобождения конкретных видов деятельности от налогообложения и разделения контрактов, процедуры взаимного согласования.

Преамбулу предлагается изложить в следующей редакции: «Намереваясь устранить двойное налогообложение по налогам, на которые распространяется действие настоящего соглашения, без создания возможностей для полного освобождения от налогообложения или уменьшения налогообложения путем налогового уклонения или избежания (в том числе путем неправомерного использования соглашений с целью получения льгот, предусмотренных настоящим соглашением, что влечет получение косвенной выгоды резидентами третьих юрисдикций), желая в дальнейшем развивать экономические отношения и усилить сотрудничество в налоговых вопросах…». Данное определение расширено и фактически наглядно демонстрирует последние мировые тенденции в этой сфере. В действующих документах, как правило, преамбула ограничивается указанием на намерение избежания двойного налогообложения и стремление к развитию и углублению взаимных экономических отношений с определенным государством.

В контексте статьи, регулирующей предотвращение неправомерного применения конвенций, предлагается предусмотреть, что, несмотря на какие-либо положения соглашения о налогообложении, льгота, предусмотренная соглашением о налогообложении, не должна предоставляться в отношении статьи прибыли или капитала, если есть основания сделать вывод, что с учетом всех соответствующих фактов и обстоятельств получение этой льготы было одной из основных целей каких-либо договоренностей или сделок, прямым или косвенным результатом которых стала эта льгота, если не было определено, что предоставление этой льготы в таких условиях будет соответствовать цели и задачи соответствующих положений соглашения о налогообложении.

«Если лицу отказано в предоставлении льготы, предусмотренной соглашением о налогообложении в соответствии с положениями соглашения о налогообложении, запрещающими предоставление всех или части льгот, которые при других обстоятельствах были бы предусмотрены согласно договору о налогообложении, если основной целью или одной из основных целей какой-либо договоренности или трансакции или любого лица, задействованного в договоренностях или трансакции, было получение этих льгот, компетентный орган договаривающейся юрисдикции, который при иных обстоятельствах предоставил бы эту льготу, должен, несмотря на это, рассматривать такое лицо как имеющее право на эту льготу или на другие льготы по отношению к конкретной статье прибыли или капитала, если такой компетентный орган по ходатайству, поданному этим лицом, и после рассмотрения соответствующих фактов и обстоятельств определит, что такие льготы были бы предоставлены лицу при отсутствии трансакции или договоренности», — говорится в предлагаемых изменениях. Кроме того, в данном случае компетентный орган договаривающейся юрисдикции, в который было подано ходатайство резидентом другой договаривающейся юрисдикции, должен проконсультироваться с компетентным органом второй стороны соглашения, прежде чем отклонить это ходатайство.

В качестве примера можно назвать Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы с Республикой Мальта, ратифицированной парламентом в 2017 году, в которой подобная норма отсутствует.

Подробно в презентации разъяснены и другие изменения, которые предлагается внести в конвенции. Так, например, в контексте искусственного избежания статуса постоянного представительства путем агентских договоренностей и подобных стратегий разъясняется, что изменяются существующие формулировки в типовом соглашении с целью включения уточнения, что постоянное представительство, которое является «зависимым агентом», может потенциально существовать в случаях, когда лицо не только фактически заключает контракты, но и играет важную роль в заключении контрактов в интересах предприятия, в том числе в случаях, когда контракт фактически заключается не от имени такого предприятия.

В этом же разделе отмечается, что в соответствии с формулировкой статьи 5 типовой конвенции ОЭСР предусмотрены исключения в случаях, когда потенциальное постоянное представительство выполняет только деятельность «подготовительного или вспомогательного характера». Такая формулировка может приводить к исключениям в отношении тех видов деятельности, которые фактически не имеют подготовительного или вспомогательного характера, однако являются ключевыми факторами прибыли.

В любом случае, не ратифицировав соглашение MLI до конца текущего года, Украина рискует попасть в офшорный список стран ЕС. Именно об этом заявляет Минфин в анонсе презентованных изменений.

С другой стороны, эксперты заявляли, что предельные сроки для подписания Multilateral Instrument по сути не предусмотрены. В то же время Украина сама изъявила желание стать стороной многостороннего соглашения, и затягивание этого процесса выставляет страну на международной арене в не очень приятном свете.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Европейский союз принял дополнительные меры по борьбе с терроризмом

Государство и юристы

Запасной выход

Декларативный вопрос

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят закон об организациях коллективного управления

Государство усилит ответственность за неуплату алиментов

Депутаты предложили основные направления бюджетной политики

Вооруженные Силы Украины будут принимать участие в борьбе с терроризмом

Государство и юристы

Вводный курс

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

В Баварии полиция сможет использовать ДНК для определения цвета кожи, волос и возраста подозреваемых

Государство и юристы

Задать жанру

Избежать указания

Книжная полка

Практические ответы

Конспект

Конкурентный диалог

Новости из зала суда

Судебная практика

ВС высказался о порядке очередности удовлетворения требований кредиторов

Отказ ВККС в предоставлении судье «бессрочной рекомендации» признан законным

Asters консультирует VR Capital Group относительно приобретения доли в проекте солнечной электростанции мощностью 60 МВт

Interlegal обеспечил исполнение решения международного арбитража GAFTA

AVELLUM консультировала Horizon Capital по вопросам отчуждения доли в группе «Эргопак»

Kinstellar — юридический советник MET Group в связи с получением разрешений АМКУ на приобретение Tigaz Zrt

Отрасли практики

По образу и пособию

Капитальные изменения

Учебный предмет

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Начало от счета

Legal чемпионов

Розыскные в действии

Самое важное

Защита от рейдерства

Откройте, позиция!

Судебная практика

В один момент

Роль утраты

Разобрать на алименты

Судебная практика

Судебные решения

Правопреемство при рассмотрении корпоративных споров

Тема номера

Новая земля

Златая цель

Поставить на землю

Добычное дело

Інші новини

PRAVO.UA