Предприятием, активы которого находятся в налоговом залоге, была проведена хозяйственная операция по закупке технического оборудования. Конечным этапом операции стал полный расчет с продавцом оборудования путем заключения договора поручительства, согласно которому предприятие погасило обязательства продавца перед банком на сумму закупленного оборудования.
Во время налоговой проверки налоговая инспекция установила нарушение пункта 8.6.1 статьи 8 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
Правомерны ли действия налогового органа?
Следует ли толковать положения подпункта «б» пункта 8.6.1 статьи 8 указанного Закона как запрещающие заключать договор поручительства даже в качестве дополнительного к договору купли-продажи?
СИКИРИНСКИЙ Юрий — юрист, г. Львов
Институт права налогового залога является одним из средств защиты от возможных уклонений от уплаты налогов и других обязательных платежей, достаточно часто используемым государством в лице его компетентных органов.
Еще до принятия Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (Закон) были разработаны схемы выведения активов, находящихся в налоговом залоге. На тот момент это не представляло особых трудностей, поскольку Указ Президента Украины от 4 марта 1998 года № 167/98 (Указ) не содержал четкого перечня операций, проведение которых должно было быть согласовано с налоговым органом.
У лиц, желающих избежать негативных для них последствий налогового залога, есть возможность (в зависимости от сроков, определяющих налоговый залог, налоговый период) соответствующим числом подписать договор купли-продажи имущества, отчуждение которого не требует нотариального удостоверения, по которому переход права собственности происходит в момент подписания договора, а оплата — позднее. Конечно, в этом случае в налоговом залоге оказывается право на получение денег, но, если должник прекратит собственное обязательство зачетом, никакого нарушения по отношению к Указу не будет, поскольку односторонние действия должника налогоплательщика (заявление о зачете) не могут в данном случае рассматриваться как отчуждение налогоплательщиком имущественного права. Шаг второй — создание взаимной задолженности. Для этого предусмотрено немало механизмов, один из которых, к примеру, краткосрочный кредит: должник выступает в роли поручителя, то есть исполняет обязательство по возврату кредита в размере своей задолженности контрагенту.
После вступления в силу статьи 8 Закона налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, свободно распоряжается своим имуществом, материальными и нематериальными активами, которые используются в его предпринимательской деятельности (готовой продукцией, товарами, товарными запасами, работами и услугами) и отчуждает его за деньги по обычным ценам.
Согласно пункту 8.6 статьи 8 Закона налогоплательщики, активы которых находятся в налоговом залоге, обязаны письменно согласовывать с налоговым органом операции продажи, других видов отчуждения движимого и недвижимого имущества, материальных и нематериальных прав, ликвидации движимого и недвижимого имущества. Начиная с 1 октября 2001 года органы государственной налоговой службы Украины наделены правом применять штрафные санкции к налогоплательщикам, которые провели отчуждение активов, находящихся в налоговом залоге, без предварительного согласия налогового органа.
В случае обжалования решения налогового органа о наложении штрафных санкций наиболее важным будет установление момента возникновения налогового залога.
Если налоговый залог возник до 1 октября 2001 года, то, по мнению ГНАУ, он не подлежит перерегистрации, и к активам должника применяются процедуры, предусмотренные Порядками, утвержденными постановлениями Кабинета Министров Украины от 22 июня 1998 года № 940 и № 941, а также Указом Президента Украины от 4 марта 1998 года, согласно статье 5 которого налогоплательщик владел и пользовался своим имуществом, находящимся в налоговом залоге, на свое усмотрение при условии его сохранения.
На сегодняшний день в Законе «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» приведен перечень операций, которые в обязательном порядке подлежат согласованию с налоговым органом, среди которых значится и договор поручительства. Исходя из сути проведенной операции можно заключить, что было выведено из налогового залога определенное имущество, что и учитывалось при наложении штрафных санкций. Таким образом, налоговый орган действовал согласно закону.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…