Исполнение решения суда является неотъемлемой частью судебной защиты и охватывает законодательно определенный комплекс мероприятий, направленный на защиту и восстановление прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц, общества, государства.
Решение суда без его эффективного исполнения не дает истцу какое-либо благо, за которое тот боролся и ради чего вступал в судебный спор. Результат судебной тяжбы напрямую зависит от того, как будет исполнено решение суда: насколько быстро и квалифицированно.
Документ с ошибкой
Зачастую проблемы с исполнением судебного решения начинаются уже при открытии исполнительного производства и связаны с принципиальной позицией Государственной исполнительной службы (ГИС) Украины относительно оформления судами исполнительных документов в соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об исполнительном производстве».
Довольно распространена ситуация, когда государственный исполнитель отказывается принять в производство исполнительный документ, мотивировав это ненадлежащим оформлением судом данного исполнительного документа, а именно: отсутствием в нем информации, предусмотренной статьей 18 Закона Украины «Об исполнительном производстве».
В такие моменты принципиальность ГИС Украины противоречит основной ее функции: обеспечить обязательное исполнение судебных решений как составляющей права на справедливую судебную защиту.
Бесспорно, Закон Украины «Об исполнительном производстве» предусматривает требования к исполнительным документам и перечисляет реквизиты и информацию, которые должен содержать исполнительный документ. Но суды, увы, не всегда выполняют данные требования и иногда, особенно в определениях о принятии мер по обеспечению иска, упускают из виду требования статьи 18 Закона Украины «Об исполнительном производстве». При этом совершив ошибку: забыв указать местонахождение должника или ИНН взыскателя, суды, как правило, отказывают во внесении изменений в исполнительный документ. В таких ситуациях взыскатель рискует остаться «с носом», вернее, с исполнительным документом, который ГИС Украины не хочет принимать к исполнению, а суд не желает исправлять.
Особенно сложны случаи, когда решение суда принято, а в материалах дела отсутствуют сведения, обязательные для указания в исполнительном листе. При этом суд просто не может дополнить исполнительный документ недостающей информацией, так как не наделен полномочиями собирать информацию после принятия решения.
Поскольку с жалобами на действия государственных исполнителей в связи с их отказом в открытии исполнительного производства на формальных основаниях приходится разбираться судам административной, хозяйственной, гражданской юрисдикций, эта проблема является общей для всех. Вот результаты рассмотрения некоторых из жалоб: определение Святошинского районного суда г. Киева от 21 мая 2015 года по делу № 759/14274/13-ц, постановление Окружного административного суда г. Киева от 27 апреля 2015 года по делу № 826/3001/15, определение Хозяйственного суда г. Киева от 6 апреля 2015 года по делу № 910/17001/13.
Отказать нельзя, исполнить
Но может ли незначительное несоответствие исполнительного документа требованиям закона стать основанием для неисполнения решения суда?
Твердость позиции ГИС Украины заставляет взыскателя в очередной раз обращаться в суд и снова отстаивать свои права и интересы, но уже в споре с органами государственной власти.
Хотя в данном случае можно найти более простое решение проблемы.
Закон Украины «Об исполнительном производстве», а именно — пункт 3 части 3 статьи 11, наделяет государственного исполнителя правом осуществлять ряд действий во время исполнительного производства: бесплатно получать от органов, организаций, должностных лиц, сторон и участников исполнительного производства необходимые для проведения исполнительных действий пояснения, справки, а также иную информацию, в том числе и конфиденциальную.
Следовательно, государственный исполнитель, открыв исполнительное производство, может самостоятельно получить всю необходимую для совершения исполнительных действий информацию.
Принимая во внимание возможность государственного исполнителя собирать информацию, отсутствие каких-либо данных в исполнительном документе, которые государственный исполнитель и сам способен найти, не должно становиться преградой для открытия исполнительного производства и исполнения решения суда.
Данную позицию изложил Верховный Суд Украины в постановлении от 25 июня 2014 года по делу № 6-62цс14.
Решение Верховного Суда Украины, принятое по результатам пересмотра решения на основании неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, является обязательным для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанные нормы права.
Таким образом, государственные исполнители ГИС Украины, рассматривая вопрос открытия исполнительного производства и принятия в производство исполнительного документа, обязаны принимать во внимание решение Верховного Суда Украины и учитывать его позицию.
Прямое применение государственными исполнителями решения Верховного Суда Украины от 25 июня 2014 года по делу № 6-62цс14 должно повысить оперативность защиты прав граждан и юридических лиц, а также избавить судебную систему от множества незначительных споров об отказе в открытии исполнительного производства.
ЗАХАРЧЕНКО Юрий — руководитель практики хозяйственного права ЮК ProveGroup, г. Киев
Полномочий достаточно
Алексей КОМИНАРЕЦ, управляющий партнер ЮФ «Юридические системы»
Достаточно распространены случаи отказа в открытии исполнительного производства по формальным причинам, например, в связи с отсутствием в исполнительном документе данных об идентификационном коде лица. В таком случае необходимо применить механизм обжалования соответствующих незаконных действий конкретного государственного исполнителя. В частности, жалоба может быть подана как по вертикали органа исполнительной службы (например, начальнику соответствующего органа ГИС), так и в суд (выдавший исполнительный документ).
Следует отметить, что на протяжении 2014–2015 годов данный вопрос уже был предметом неоднократного рассмотрения в Верховном Суде Украины (например, по делам №№ 6-45цс14, 6-62цс14). Судом акцентировал внимание на том, что отсутствие в исполнительном листе идентификационного номера должника не является основанием для отказа государственным исполнителем в открытии исполнительного производства, поскольку исполнитель имеет достаточные полномочия для получения данных уже в процессе исполнительного производства.
Подать повторно
Александр РУЧКО, юрист МЮК «Александров и Партнеры»
Закон Украины «Об исполнительном производстве» устанавливает исчерпывающий перечень требований к исполнительным документам и, соответственно, информации, которая в них должна содержаться. Государственный исполнитель не может предъявлять требования к исполнительному документу, не предусмотренные законодательством.
Если государственный исполнитель отказывается исполнять решение суда, ссылаясь на недостатки исполнительного документа, которые прямо не предусмотрены законом, необходимо обжаловать соответствующее постановление об отказе в открытии исполнительного производства в суде, выдавшем исполнительный документ, либо непосредственному руководителю этого государственного исполнителя. При этом есть возможность подать исполнительный документ повторно (если имеются основания, целесообразно подать в другое отделение исполнительной службы), поскольку другой исполнитель может открыть исполнительное производство.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…